Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-36517/2018 от 03.09.2018

Судья –Котова В.А. Дело № 33-36517/18

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«25» октября 2018 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

в составе:

председательствующего Назарова В.В.

судей Гончарова Д.С. и Пономаревой Л.Е.

по докладу Назарова В.В.

при секретаре Лысенко Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чигриной Н.И. на решение Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 16 июля 2018 года.

Заслушав доклад, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное управление ветеринарии Краснодарского края обратилось в суд с иском к Чигриной Н.И. о запрете содержания сельскохозяйственных животных в личном подсобном хозяйстве с нарушением требований ветеринарного законодательства.

В обоснование своих требований указывает, что своими действиями (бездействием) Чигрина Н.И. при содержании на территории хозяйства сельскохозяйственных животных с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области ветеринарии ставит под угрозу эпизоотическое благополучие территории г.Новороссийска, в том числе по африканской чуме свиней, создаёт риск нанесения вреда животным, посягнула на общественные интересы и права неопределённого круга лиц с.Широкая Балка г.Новороссийска.

Просит обязать Чигрину Н.И., ведущую на земельном участке, с кадастровым номером <...> расположенном по адресу: <...>, выполнить требования пункта 1.1 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Краснодарского края, утвер­жденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года № 28 «Об отмене карантина на территории Краснодарского края» посредством проведения под контролем государственной ветеринарной службы Краснодарского края (г.Новороссийске) ликвидации поголовья (убоя, умерщвления) на территории хозяйства, расположенном на земельном участке <...>.

Запретить Чигриной Н.И. содержание сельскохозяйственных животных (свиней) на территории земельного участка <...> Обязать получить документ (справку) о соответствии хозяйства требованиями, предъявляемым к хозяйствам, отнесённым к не менее III компартменту.

Ответчик Чигрина Н.И. и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что предписания, выписанные в результате проведенных проверок, на которые ссылается истец, Чигриной Н.И. на сегодняшний исполнены, а требование о запрете содержания свиней без присвоения хозяйству 3-его и 4-ого компартмента является незаконным, поскольку в настоящее время действующим законодательством и подзаконными актами РФ не предусмотрено прямого запрета на содержание свиней в личном подсобном хозяйстве имеющих уровень защиты 1-ого или 2-ого компартмента.

Третье лицо Коптелов С.В. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, указал, что является собственником соседнего земельного участка. На данный момент Чигрина Н.И. осуществляет деятельность по ведению развитого крестьянского фермерского хозяйства на своем земельном участке. Убой и разделка туш животных осуществляется прямо на территории участка. Биологические отходы животных зарываются в землю. На земельном участке, отсутствует система хранения навоза, издается крайне неприятный запах, загрязняется воздух. Скопление навоза является потенциальным источником размножения мух, не дающих покоя соседям и подвергающих их здоровье опасности. Таким образом, ответчик своими действиями создает невыносимые условия для проживания других жителей, нарушая нормы санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм.

Обжалуемым решением суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Чигрина Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Коптелов С.В., представитель Государственного управления ветеринарии Краснодарского края действующий на основании доверенности Деревянкина С.А., просят решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав Чигрину Н.И. поддержавшую доводы жалобы, представителя Государственного управления ветеринарии Краснодарского края действующего на основании доверенности Деревянкину С.А., представителя Коптелова С.В. действующего на основании доверенности Наумова А.В., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, в адрес государственного управления ветеринарии Краснодарского края 07.12.2017 года поступило обращение жителей с. Широкая Балка о содержании Чигриной Н.И. на территории земельного участка <...>, расположенного по адресу: <...> пересечении <...> сельскохозяйственных животных, в том числе свиней (от 10 до 15 голов), проведением их убоя и дальнейшее использование навоза и биологических отходов, получаемых в результате их убоя с нарушением законодательства РФ в области ветеринарии.

В целях соблюдения обязательных требований статьи ст.6.1 Закон Краснодарского края от 04 марта 1998 года № 120-КЗ «О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае» 12.12.2017 года ГБУ Краснодарского края «Управление ветеринарии г.Новороссийска» в отношении хозяйства проведён ветеринарно-санитарный мониторинг, в результате которого установлено, что Чигрина Н.И. на территории хозяйства осуществляет содержание 6 голов сельскохозяйственных животных (свиней) и проведение убоя двух животных без проведения предубойного осмотра животных и послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя, в целях определения пригодности продуктов убоя в пищу (их безо­пасность) дальнейшего использования после убоя непищевых отходов без получения ветеринарного заключения.

По результатам проведенных мероприятий, учреждением, составлен акт обследования личного подсобного хозяйства при проведении ветеринарно-санитарного мониторинга

Письмом от 12.12.2017 года № 01-03-671, акт передан в отдел государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Новороссийский» государственного управления ветеринарии Краснодарского края.

При анализе имеющихся в Перечне хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства на территории Российской Федерации, размещённом на официальном сайте Федеральной t службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации установлено отсутствие в Перечне сведений о хозяйстве Н.И.Чигриной, что свидетельствует о наличии у хозяйства зоосанитарного статуса не выше II компартмента, т.е. хозяйство не имеет защиты от заноса на его территорию инфекционных агентов, способных нанести вред ивотным, в том числе африканской чумы свиней.

На основании поступивших в отдел сведений от жителей с.Широкая Балка и учреждения, в период с 26.01.2018 года по 02.02.2018 года, согласно приказу государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 22.01.2018 года № 10-01/18-06 в отношении хозяйства Чигриной Н.И., в целях надзора за соблюдением условий содержания животных, проведения Чигриной Н.И. ветеринарных и хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение нанесения вреда животным (заболевания животных) проведена внеплановая выездная проверка.

В результате проведённой проверки установлено, что Чигриной Н.И., в нарушение прав неопределённого круга лиц, статей 12, 13, 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и пунктов 5, 6, 9, 11, 13, 17 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 года № 114 осуществляется содержание 15, из которых 11 голов животных неизвестного происхождения, содержание которых осуществляется без учёта и регистрации в учреждении, согласования с государственной ветеринарной службой Краснодарского края и документов (ветеринарных сопроводительных), свидетельствующих об эпизоотическом благополучии места выхода животных и их санитаром состоянии; без проведения в отношении животных ветеринарных (ветеринарных обработок, вакцинаций, диагностических исследований и др.,) хозяйственных мероприятий (в хозяйстве низкого зооасанитарного статуса), направленных на предупреждение болезней животных; в животноводческих помещениях (в цоколе домовладения) расположенных менее 20 метров от соседних заборов с размещённых на них жилыми домами осуществлении кормления животных пищевыми отходами, не подвергнутыми в установленном порядке термической обработке.

На основании выявленных правонарушений в отношении Чигриной Н.И. возбуждено административное делопроизводство по части 1 ст.10.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составлен акт проверки, выдано предписание об устранении ветеринарно- санитарных требований и правил при содержании животных.

В целях проверки устранения Чигриной Н.И. ранее выявленных нарушений, проведения ею в отношении мест содержания на территории животных надлежащих хозяйственных и ветеринарно-санитарных мер, направленных на предупреждение заболевания животных, в отношении места содержания животных 15.03.2018 года отделом проведены повторные проверки, в результате которых установлено, что Чигрина Н.И., игнорируя ранее выданное требования, в целях предупреждения нанесения вреда животным, заноса на территорию хозяйства инфекционных агентов и их распространения с его территории не приняла мер по повышению зоосанитарного статуса хозяйства (не менее III-его компартмента), продолжает осуществлять содержание животных в помещениях, расположенных менее 20 метров от соседних заборов с размещёнными на них жилыми домами, без проведения смены одежды (обуви) после посещения хозяйства; не приняла мер по регистрации 2 голов животных, а до 05.03.2018 года не принимала мер по регистрации 9 голов животных.

По результатам проведённой проверки в отношении Чигриной Н.И. возбуждено административное делопроизводство по части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Своими действиями (бездействием) Чигрина Н.И. при содержании на территории хозяйства сельскохозяйственных животных с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области ветеринарии ставит под угрозу эпизоотическое благополучие территории города Новороссийска, в том числе по африканской чуме свиней, создаёт риск нанесения вреда животным, посягнула на общественные интересы и права неопределённого круга лиц с.Широкая Балка г.Новороссийска.

Согласно статье 1 Соглашения Таможенного союза по ветеринарно- санитарным мерам, заключённого в г.Санкт-Петербурге 11.12.2009 года, ветеринарно-санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории таможенного союза.

В силу требований ст.2 Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно статье 12 Закона, при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

В силу статьи 13 Закона, перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.

Согласно статье 18 Закона, владельцы животных обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 31.05.2016 года № 213 определено, что африканская чума свиней - контагиозная септическая болезнь домашних свиней, в том числе декоративных, и диких кабанов.

Основным источником возбудителя африканской чумы свиней являются больные, переболевшие и/или павшие от африканской чумы свиней домашние свиньи и дикие кабаны, а также их органы, кровь, ткани, секреты, экскреты.

Передача возбудителя африканской чумы свиней осуществляется путем непосредственного контакта домашней, в том числе декоративной свиньи, дикого кабана с больным или павшим животным, пищевыми продуктами и сырьем, полученными от них, при контакте с контаминированными возбудителем африканской чумы свиней кормами, одеждой, объектами окружающей среды, включая почву, воду, поверхности помещений, оборудования, транспортных и технических средств.

Пунктом 5 Правил по профилактике африканской чумы свиней определено, что в целях предотвращения возникновения и распространения африканской чумы свиней физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) свиней, в том числе обязаны соблюдать ветеринарные правила содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания, реализации, получения продуктов свиноводства; не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном, крестьянском (фермерском) хозяйстве, на свиноводческой ферме индивидуального предпринимателя, в учреждениях и организациях и их обособленных подразделениях (далее - хозяйства) противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами.

Правилами установлены требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, со­держащими более 1000 голов свиней (далее - свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие).

Согласно пункту 5 Правил минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в приложении № 1 указанных Правил, а в случае содержания Чигриной Н.И. животных - именно не менее 20 метров.

В соответствии с пунктом 13 Правил, при посещении свиноводческих помещений и обслуживании свиней необходимо использовать чистые продезинфицированные рабочие одежду и обувь. Запрещается выходить в рабочей одежде и обуви, а также выносить их за пределы территории хозяйства.

Согласно пункту 16 Правил, для комплектования хозяйств допускаются клинически здоровые свиньи собственного воспроизводства, а также свиньи, поступившие из других хозяйств и предприятий при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных, оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 17 Правил, свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

Согласно пункту 20Правил, свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с Планом противоэпизоотических мероприятий.

В целях предупреждения возникновения и распространения африканской чумы свиней Правилами определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйству также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утверждёнными приказом Минсельхоза Россииот 23 июля 2010 г. № 258, определён ряд тре­бований, в том числе к свиноводческим хозяйствам о соответствии их зоосанитарному статусу (компартмента), для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации.

Требования указанных Правил распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.

Согласно пункту 3 указанных Правил определение зоосанитарного статуса хозяйств производится на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных, и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, а также токсинов биогенного происхождения, которые могут вызывать отравление свиней или людей при употреблении в пищу продукции свино­водства, и характеризует степень защищенности компартмента.

Пунктом 4 указанных Правил, по результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам:

Компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства;

Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты;

Компартмент III - хозяйства среднего уровня защиты;

Компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты.

Отнесение хозяйства к компартментам II - IV осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по образцу, определёнными правилами.

Хозяйства, не подавшие заявления, и до проведения их посещения относятся к компартменту I.

Содержание животных в условиях с низким уровнем биологической защиты (I и II компартмента) не воспрепятствует заносу на территорию хозяйства вируса африканской чумы свиней, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Краснодарского края, значительным затратам бюджетных средств Краснодарского края, связанным с ликвидацией очага африканской чумы свиней и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).

В связи со сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуацией вызванной вспышками африканской чумы свиней, Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года № 28 «Об отмене карантина на территории Краснодарского края» был утвержден План мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Краснодарского края, подпункт 1.1 которого определён запрет содержания свиней в хозяйствах всех форм собственности, имеющих уровень биологической защиты I и II компартмента до стабилизации эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации.

Территория РФ остаётся неблагополучной по африканской чуме свиней, так согласно приказам государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 06.01.2018 года № 1 и от 13.01.2018 года № 8 в Тимашевском и Курганинском районах Краснодарского края имели место быть очаги африканской чумы свиней, повлекший нанесение вреда животным (уничтожено более 15000 голов свиней).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что своими действиями (бездействиями) Чигрина Н.И. неоднократно уклонялась от исполнения обязательных требований статьи 12, 18 Закона, и пункта 1.1 Плана, пунктов 5, 11, 13 Правил соответственно пункта 5 Правил по профилактике африканской чумы свиней, не осуществляя хозяйственные и ветеринарные мероприятия которые обеспечивают предупреждение болезней животных способствует возникновению угрозы чрезвычайной ситуации, вызванной эпизоотией, нанесение вреда здоровью и угрозу жизни животным, посягает на общественные интересы.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обосновано, удовлетворил исковые требования, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда животным и соблюдения прав неопределённого круга лиц,

Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение решения при рассмотрение настоящего дела не допущено. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы, указанные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание за их необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 16 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Чигриной Н.И. - без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

33-36517/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственное управление ветеринарии КК
Ответчики
Чигрина Н.И.
Другие
Коптелов С.В.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Назаров Владимир Викторович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
11.09.2018Передача дела судье
25.10.2018Судебное заседание
08.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее