Судья Найденов А.В. Дело № 33-2684
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Саниной Л.Н.,
судей Букаловой Е.А., Старцевой С.А.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от
9 июля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу прокурора Хлыстовой Д.С. и представителя третьего лица Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афониной С.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Орловского района Орловской области (далее – прокурор) обратился в суд с иском к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - администрации Неполодского сельского поселения), администрации Орловского района Орловской области (далее – администрация Орловского района) о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указывал, что в результате проведенной прокуратурой Орловского района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области установлено, что в нарушение требований законодательства, в отдельных населенных пунктах Неполодского сельского поселения отсутствуют площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
При этом <дата> администрация Орловского района на основании соглашения передала администрации Неполодского сельского поселения полномочия по организации деятельности но сбору (в том числе по раздельному сбору) твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения, по условиям которого администрация Орловского района обязана обеспечить своевременное финансирование переданных полномочий.
По изложенным основаниям с учетом неоднократного уточнения исковых требований, прокурор просил обязать администрацию Неполодского сельского поселения организовать создание и содержание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов <адрес> исходя из численности населения и нормы накопления отходов в соответствии с требованиями санитарноэпидемиологических правил в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели; обязать администрацию Орловского района обеспечить финансирование переданных администрации Неполодского сельского поселения полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что с учетом норм действующего законодательства, в том числе регионального, обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок лежит на региональном операторе.
Указывает, что требования прокурора по дополнительному финансированию переданных сельскому поселению полномочий не могли быть заявлены в отношении администрации Орловского района, поскольку процедура принятия соответствующих решений находится в компетенции Орловского районного Совета народных депутатов. Более того, в силу закона при нехватке финансирования определенных целей они должны решаться именно за счет собственных средств сельского поселения.
Считает, что, заявляя требования об обязании администрации Орловского района осуществлять соблюдение закона конкретным способом, прокурор вмешивается в компетенцию данного органа местного самоуправления, который не лишен возможности организовать обращение с твердыми коммунальными отходами бесконтейнерным способом.
Обращает внимание на то, что судом не разрешен вопрос о включении либо невключении в места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов контейнеров для их сбора, тогда как контейнеры фактически не являются составной частью площадок.
В судебное заседание ответчик представитель администрации Неполодского сельского поселения Орловской области, третьи лица: представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Орловского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, в результате которой установлено отсутствие в <адрес> площадок и контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Региональным оператором обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», осуществляющим транспортирование, сортировку, обработку, обезвреживание и захоронение отходов на территории Орловской области, подтверждено, что по состоянию на <дата> вывоз твердых коммунальных отходов из указанных выше населенных пунктов не осуществляется.
При этом судом установлено, что <дата> администрация Орловского района на основании соответствующего Соглашения передала администрации Неполодского сельского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пп. «з» п. №).
Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Неполодского сельского поселения по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренные п. 1.1; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств (п.п. № п. № Соглашения).
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Неполодского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на <дата> год в размере 1118280 руб. с распределением данной суммы по полномочиям согласно приложению к настоящему Соглашению. Финансирование переданных полномочий осуществляется по факту из выполнения администрацией поселения после предоставления документов согласно п. № Соглашения (п.п. №
Срок действия данного Соглашения с <дата> по <дата> (п. №).
Указанное Соглашение заключено во исполнение решения Орловского районного Совета народных депутатов от <дата> №-МПА «О бюджете Орловского района на <дата> год и на плановый период <дата> годов», в приложении <...> к которому на вышеуказанные цели для Неполодского сельского поселения выделено 192100 руб.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от <дата> № была утверждена муниципальная программа Орловского района «Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района», задачами которой является увеличение на территории Орловского района Орловской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения <...> контейнеров.
Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района.
Согласно таблице 3 данной программы, на ее реализацию для создания мест накопления твердых коммунальных отходов для Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области предусмотрено финансирование в объему 382743,24 руб., из которых: <...>
Кроме того, в ходе разрешения спора было установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на день разрешения спора исполняет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», в Соглашении Департамента топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с которым от <дата> отсутствует обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Согласно окончательной позиции представителя администрации Орловского района в ходе рассмотрения дела, лимиты денежных средств в объеме около 58000 руб., достаточном для создания контейнерных площадок, доведены до администрации Неполодского сельского поселения и в любое время могут быть перечислены ей. Поскольку главой района предусмотрена соответствующая программа, никаких отдельных решений более не требуется, в связи с чем полагал, что имеются основания к отказу в иске прокурора к администрации Орловского района по причине добровольного исполнения своих обязанностей.
Позиция представителя Неполодской сельской администрации сводилась к тому, что денежных средств на создание мест накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанных населенных пунктах не перечислено, а также к возможности осуществления вывозы мусора бестарным (бесконтейнерным) способом.
Установив изложенные обстоятельства, судом были удовлетворены исковые требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15).
В силу ч. 4 ст.15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исходя из содержания ст.ст. 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Данным Федеральным законом предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места их накопления должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований; накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.ч.1, 3, 6 ст. 13.4).
В соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
«Поквартирная» система удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке запрещена к применению по общему правилу; возможна к применению, в виде исключения, в одно-, двухэтажных домах (п.2.2.11).
В силу п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 в качестве способов складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления предусматривает: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Непосредственно на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов могут складироваться крупногабаритные отходы (пп. «б» п. 11).
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления Твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
Создаваемые площадки как место складирования твердых коммунальных отходов должны соответствовать определенным требованиям, в том числе быть оборудованными контейнером либо бункером (за исключением площадок для накопления крупногабаритных отходов).
Проверяя доводы ответчиков относительно несения именно региональным оператором обязанности по созданию контейнерных площадок, судом установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 21.07.2017 № 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, Содержание и Порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и Условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с абз. 11 п. 9 которого региональный оператор обязан обеспечивать создание и содержание контейнерных площадок, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерных площадок и контейнеров (с указанием источника финансирования при необходимости.
Между тем, п. 1 установлено, что настоящий Порядок определяет содержание и процедуру заключения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - Соглашение) с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как отмечено выше, заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором <дата> Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств обратному не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора было установлено, что администрацией Орловского района и администрацией Неполодского поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Неполодского сельского поселения, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий; указанные документы на момент разрешения спора недействующими никем не признавались в установленном законом порядке; какого-либо иного лица, на которое официально была бы возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения Орловской области не имеется.
В этой связи вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований представляется соответствующим приведенным выше требованиям действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с ним, являются несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости возложенной на администрацию Орловского района обязанности обеспечить финансирование создания мест накопления твердых коммунальных отходов на спорной территории противоречит приведенным выше обстоятельствам, подтвержденным надлежащими доказательствами, в том числе, заключенному администрациями района и сельского поселения <дата> Соглашения, прямо предусматривающему данную обязанность для администрации района.
Более того, исходя из пояснений прокурора в суде апелляционной инстанции, исковые требования в части обеспечения администрацией района финансирования выполнения администрацией сельского поселения обязанностей по созданию контейнерных площадок, сводятся к побуждению ответчиков осуществить принятые на себя обязательства в рамках уже предусмотренных на эти цели денежных средств; о дополнительном финансировании вышеуказанных мероприятий исковых требований не заявлялось.
Указанное подтверждено приведенной выше позицией представителя администрации Орловского района о том, что каких-либо дополнительных решений с учетом наличия соответствующей муниципальной программы создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района, предполагающей конкретный объем финансирования, не требуется.
Что касается довода о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления путем заявления прокурором конкретного способа восстановления нарушенного права, то данный довод основан на неверном толковании как процессуального, так и материального права, предполагающего необходимость указания истцом конкретного требования при обращении в суд с иском с приведением его конкретного материально-правового обоснования.
Утверждение о противоречивости обжалуемого решения ввиду отсутствия в нем указания на необходимость (либо отсутствие таковой) наличия контейнера на вновь создаваемой контейнерной площадке также не влечет отмены судебного акта, поскольку приведенные выше нормативные требования к создаваемым местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением мест складирования крупногабаритных отходов) во всяком случае предполагают наличие на такой площадке контейнера либо бункера. Иное означало бы несоответствие данной площадке требованиям к ее безопасности и функциональности.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы; нарушений норм процессуального законодательства, влекущих его безусловную отмену, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от
9 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Найденов А.В. Дело № 33-2684
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Саниной Л.Н.,
судей Букаловой Е.А., Старцевой С.А.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от
9 июля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу прокурора Хлыстовой Д.С. и представителя третьего лица Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афониной С.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Орловского района Орловской области (далее – прокурор) обратился в суд с иском к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - администрации Неполодского сельского поселения), администрации Орловского района Орловской области (далее – администрация Орловского района) о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указывал, что в результате проведенной прокуратурой Орловского района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области установлено, что в нарушение требований законодательства, в отдельных населенных пунктах Неполодского сельского поселения отсутствуют площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
При этом <дата> администрация Орловского района на основании соглашения передала администрации Неполодского сельского поселения полномочия по организации деятельности но сбору (в том числе по раздельному сбору) твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения, по условиям которого администрация Орловского района обязана обеспечить своевременное финансирование переданных полномочий.
По изложенным основаниям с учетом неоднократного уточнения исковых требований, прокурор просил обязать администрацию Неполодского сельского поселения организовать создание и содержание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов <адрес> исходя из численности населения и нормы накопления отходов в соответствии с требованиями санитарноэпидемиологических правил в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели; обязать администрацию Орловского района обеспечить финансирование переданных администрации Неполодского сельского поселения полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что с учетом норм действующего законодательства, в том числе регионального, обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок лежит на региональном операторе.
Указывает, что требования прокурора по дополнительному финансированию переданных сельскому поселению полномочий не могли быть заявлены в отношении администрации Орловского района, поскольку процедура принятия соответствующих решений находится в компетенции Орловского районного Совета народных депутатов. Более того, в силу закона при нехватке финансирования определенных целей они должны решаться именно за счет собственных средств сельского поселения.
Считает, что, заявляя требования об обязании администрации Орловского района осуществлять соблюдение закона конкретным способом, прокурор вмешивается в компетенцию данного органа местного самоуправления, который не лишен возможности организовать обращение с твердыми коммунальными отходами бесконтейнерным способом.
Обращает внимание на то, что судом не разрешен вопрос о включении либо невключении в места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов контейнеров для их сбора, тогда как контейнеры фактически не являются составной частью площадок.
В судебное заседание ответчик представитель администрации Неполодского сельского поселения Орловской области, третьи лица: представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Орловского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, в результате которой установлено отсутствие в <адрес> площадок и контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Региональным оператором обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», осуществляющим транспортирование, сортировку, обработку, обезвреживание и захоронение отходов на территории Орловской области, подтверждено, что по состоянию на <дата> вывоз твердых коммунальных отходов из указанных выше населенных пунктов не осуществляется.
При этом судом установлено, что <дата> администрация Орловского района на основании соответствующего Соглашения передала администрации Неполодского сельского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пп. «з» п. №).
Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Неполодского сельского поселения по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренные п. 1.1; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств (п.п. № п. № Соглашения).
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Неполодского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на <дата> год в размере 1118280 руб. с распределением данной суммы по полномочиям согласно приложению к настоящему Соглашению. Финансирование переданных полномочий осуществляется по факту из выполнения администрацией поселения после предоставления документов согласно п. № Соглашения (п.п. №
Срок действия данного Соглашения с <дата> по <дата> (п. №).
Указанное Соглашение заключено во исполнение решения Орловского районного Совета народных депутатов от <дата> №-МПА «О бюджете Орловского района на <дата> год и на плановый период <дата> годов», в приложении <...> к которому на вышеуказанные цели для Неполодского сельского поселения выделено 192100 руб.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от <дата> № была утверждена муниципальная программа Орловского района «Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района», задачами которой является увеличение на территории Орловского района Орловской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения <...> контейнеров.
Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района.
Согласно таблице 3 данной программы, на ее реализацию для создания мест накопления твердых коммунальных отходов для Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области предусмотрено финансирование в объему 382743,24 руб., из которых: <...>
Кроме того, в ходе разрешения спора было установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на день разрешения спора исполняет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», в Соглашении Департамента топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с которым от <дата> отсутствует обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Согласно окончательной позиции представителя администрации Орловского района в ходе рассмотрения дела, лимиты денежных средств в объеме около 58000 руб., достаточном для создания контейнерных площадок, доведены до администрации Неполодского сельского поселения и в любое время могут быть перечислены ей. Поскольку главой района предусмотрена соответствующая программа, никаких отдельных решений более не требуется, в связи с чем полагал, что имеются основания к отказу в иске прокурора к администрации Орловского района по причине добровольного исполнения своих обязанностей.
Позиция представителя Неполодской сельской администрации сводилась к тому, что денежных средств на создание мест накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанных населенных пунктах не перечислено, а также к возможности осуществления вывозы мусора бестарным (бесконтейнерным) способом.
Установив изложенные обстоятельства, судом были удовлетворены исковые требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15).
В силу ч. 4 ст.15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исходя из содержания ст.ст. 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Данным Федеральным законом предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места их накопления должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований; накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.ч.1, 3, 6 ст. 13.4).
В соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
«Поквартирная» система удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке запрещена к применению по общему правилу; возможна к применению, в виде исключения, в одно-, двухэтажных домах (п.2.2.11).
В силу п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 в качестве способов складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления предусматривает: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Непосредственно на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов могут складироваться крупногабаритные отходы (пп. «б» п. 11).
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления Твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
Создаваемые площадки как место складирования твердых коммунальных отходов должны соответствовать определенным требованиям, в том числе быть оборудованными контейнером либо бункером (за исключением площадок для накопления крупногабаритных отходов).
Проверяя доводы ответчиков относительно несения именно региональным оператором обязанности по созданию контейнерных площадок, судом установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 21.07.2017 № 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, Содержание и Порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и Условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с абз. 11 п. 9 которого региональный оператор обязан обеспечивать создание и содержание контейнерных площадок, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерных площадок и контейнеров (с указанием источника финансирования при необходимости.
Между тем, п. 1 установлено, что настоящий Порядок определяет содержание и процедуру заключения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - Соглашение) с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как отмечено выше, заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором <дата> Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств обратному не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора было установлено, что администрацией Орловского района и администрацией Неполодского поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Неполодского сельского поселения, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий; указанные документы на момент разрешения спора недействующими никем не признавались в установленном законом порядке; какого-либо иного лица, на которое официально была бы возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Неполодского сельского поселения Орловской области не имеется.
В этой связи вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований представляется соответствующим приведенным выше требованиям действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с ним, являются несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости возложенной на администрацию Орловского района обязанности обеспечить финансирование создания мест накопления твердых коммунальных отходов на спорной территории противоречит приведенным выше обстоятельствам, подтвержденным надлежащими доказательствами, в том числе, заключенному администрациями района и сельского поселения <дата> Соглашения, прямо предусматривающему данную обязанность для администрации района.
Более того, исходя из пояснений прокурора в суде апелляционной инстанции, исковые требования в части обеспечения администрацией района финансирования выполнения администрацией сельского поселения обязанностей по созданию контейнерных площадок, сводятся к побуждению ответчиков осуществить принятые на себя обязательства в рамках уже предусмотренных на эти цели денежных средств; о дополнительном финансировании вышеуказанных мероприятий исковых требований не заявлялось.
Указанное подтверждено приведенной выше позицией представителя администрации Орловского района о том, что каких-либо дополнительных решений с учетом наличия соответствующей муниципальной программы создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района, предполагающей конкретный объем финансирования, не требуется.
Что касается довода о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления путем заявления прокурором конкретного способа восстановления нарушенного права, то данный довод основан на неверном толковании как процессуального, так и материального права, предполагающего необходимость указания истцом конкретного требования при обращении в суд с иском с приведением его конкретного материально-правового обоснования.
Утверждение о противоречивости обжалуемого решения ввиду отсутствия в нем указания на необходимость (либо отсутствие таковой) наличия контейнера на вновь создаваемой контейнерной площадке также не влечет отмены судебного акта, поскольку приведенные выше нормативные требования к создаваемым местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением мест складирования крупногабаритных отходов) во всяком случае предполагают наличие на такой площадке контейнера либо бункера. Иное означало бы несоответствие данной площадке требованиям к ее безопасности и функциональности.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы; нарушений норм процессуального законодательства, влекущих его безусловную отмену, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от
9 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи