Дело № 12-343/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 22 марта 2021 года
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев протест Бикинского городского прокурора Харитонова Д.В. на определение судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 г. о возвращении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Мирошниковой С. И.,
установил:
04 февраля 2021 г. должностным лицом ОМВД России по Бикинскому району Мельник А.А в отношении Мирошниковой С.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, и направлен на рассмотрение Бикинского городского суда Хабаровского края.
Определением судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 г. протокол об административном правонарушении возвращен в ОМВД России по Бикинскому району на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным определением, Бикинским городским прокурором Харитоновым Д.В. в Хабаровский краевой суд подан протест, в котором он просит отменить его, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, а дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.
В протесте, принесенном в Хабаровский краевой суд, Бикинский городской прокурор Харитонов Д.В.. просит определение судьи районного суда отменить, считая его незаконным.
Протест рассмотрен в отсутствии прокурора, лица, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, Мирошниковой С.И., надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения протеста, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлявших.
Изучив доводы протеста, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как усматривается из представленных документов, основанием возвращения протокола об административном правонарушении, составленном в отношении Мирошниковой С.И., в административный орган послужили выводы судьи о том, что при составлении указанного протокола должностным лицом неправильно квалифицированы действия Мирошниковой С.И. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, поскольку противоправные действия были совершены в отношении конкретного лица, неограниченного круга лиц, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.
Однако, вывод судьи о неверной квалификации совершенного административного правонарушения является преждевременным.
При этом судьей районного суда не учтен правовой подход, изложенный в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, согласно которому, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Таким образом, вопрос о правильной квалификации административного правонарушения подлежит разрешению судьей при рассмотрении дела по существу и с соблюдением процессуальных требований, установленных ст. ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ. Неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым он составлен.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья вправе вынести одно из предусмотренных ст. 29.9 КоАП РФ решений, не исключая постановления о прекращении дела, если имеются законные основания.
Таким образом, судья, не согласившись с квалификацией действий Мирошниковой С.И., указанной в протоколе об административном правонарушении, и, не выявив иных существенных недостатков названного протокола, не вправе был только по этому основанию возвращать протокол об административном правонарушении со всеми материалами дела должностному лицу, его составившему.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, обжалуемое определение судьи городского суда законным признать нельзя, оно подлежит отмене, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела - возвращению судье Бакинского городского суда на стадию подготовки к рассмотрению дела.
Руководствуясь п.п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
протест Бикинского городского прокурора Харитонова Д.В. удовлетворить.
Определение судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 г. отменить, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Мирошниковой С.И. возвратить судье Бакинского городского суда Хабаровского края на стадию подготовки к рассмотрению дела.
Судья Хабаровского краевого суда: А.А.Савватеева