Дело 2-978/2019
УИД: 26RS0№-51
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
"06" июня 2019 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика – администрации <адрес> ФИО6,
представителя ответчика -Управления ЖКХ администрации <адрес> ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о возложении обязанности в 3-х месячный срок после вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21. В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой города выявлено, что на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21, размещены несанкционированные свалки бытовых отходов, представленная полиэтиленовой, картонной, стеклянной тарой из-под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные отходы.
Указанные свалки бытовых отходов размещены на муниципальных земельных участках.
Таким образом, администрация <адрес>, являясь собственником вышеназванного земельного участка, и будучи обязанной организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечить проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, надлежащим образом не осуществляя возложенные на нее законом функции, допустило складирование твердых бытовых отходов в курортном городе, что ущемляет права как жителей города, так и лиц отдыхающих (неопределенный круг лиц), на благоприятную среду обитания и умоляет экологическую безопасность муниципального образования в целом.
На основании изложенного, просит возложить на администрацию <адрес> обязанность в 3-х месячный срок после вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21 путем сбора и утилизации отходов, находящихся на нем.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 17.05.2019 г. в качестве соответчика по делу привлечено Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, поскольку до настоящего времени ответчиками нарушения не устранены, несанкционированные свалки на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21, не ликвидированы.
Представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО6 исковые требования не признал, полагал, что истцом не представлено доказательств того, что несанкционированная свалка находится именно на территории земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию администрации <адрес>, представленные суду фото не отражают конкретное место расположения несанкционированной свалки. При этом, на момент рассмотрения дела, суду истцом также не представлены доказательства того, что указанные в иске свалки отходов имеют место быть. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурору в полном объёме.
Представитель Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес> ФИО3 указала, что факт наличия несанкционированных свалок на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21 подтвержден актами обследования, проведенного в рамках прокурорской проверки совместно с Управлением ЖКХ администрации <адрес>, просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» на постоянной основе был проведен мониторинг соблюдения природоохранного законодательства, в том числе при размещении отходов производства и потребления, в ходе которого установлено, что на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21, размещены несанкционированные свалки бытовых отходов, представленная полиэтиленовой, картонной, стеклянной тарой из под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные отходы, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным начальником Отдела экологии и охраны окружающей среды Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес> совместно с помощником прокурора <адрес> ФИО5, планом – схемой, фототаблицей.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, в районе <адрес> в <адрес>, имеет категорию земель – земли населенных пунктов.
При этом, по результатам осмотра установлено, что свалки ТБО, расположены в границах кадастровых кварталов с номерами 26:30:050248, 26:30:030107, 26:30:050229 и расположены на землях государственной собственности на которые не разграничена и отнесены к ведению муниципального образования города-курорта Ессентуки.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пп. 11, 24, 25 п. 1 ст. 16 Закона РФ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №-52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно - эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее Правила) настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", органы местного самоуправления городского округа организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, т.е. исполняют обязанности городских и сельских поселений и муниципального района. Также муниципальный район и городской округ осуществляют организацию мероприятий по охране окружающей среды.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства предусмотрены ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании курортов Ессентуки. Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в <адрес>, курортами федерального значения и об утверждении положений об их курортах», <адрес> признан курортом федерального значения.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п.1-2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа
Кроме того, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского округа, в том числе, и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 15 статьи 11 Устава муниципального образования городского округа город-курорт <адрес> предусмотрено, что в рамках своих полномочий администрация осуществляет организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Анализ вышеприведенных норм указывает на то, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством проведение на территории города санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также соблюдение санитарных норм и правил относится к полномочиям администрации <адрес>.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, являющегося Приложением к Решению Думы города – курорта Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>, осуществляющим оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными настоящим Положением. Управление входит в структуру администрации <адрес>.
При этом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> организует мероприятия по охране окружающей среды в границах <адрес>. Осуществляет контроль в области охраны окружающей среды использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления (экологический контроль), а также обеспечивает органы местного самоуправления и население города объективной информацией о состоянии окружающей среды на территории <адрес> в целях разработки основных направлений развития природно-ресурсного комплекса и охраны окружающей природной среды.
Однако, ответчиками в ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств, подтверждающих факт устранения (ликвидации) несанкционированной свалки, расположенной на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21 путем сбора и утилизации отходов, находящихся на нем.
При этом, несостоятельны доводы представителя администрации <адрес> о том, что истцом не доказан факт существования несанкционированной свалки, поскольку как указано ранее, наличие несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 26:30:030107:21, подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем отдела экологии и охраны окружающей среды Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес> совместно с помощником прокурора <адрес> ФИО5, планом – схемой, фототаблицей.
Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
А при таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ 3-░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:30:030107:21 ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░