РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2019 года г. Чапаевск
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.
при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944/19 по иску Прокурора г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к Макарцеву ФИО7 об обязании в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу пройти флюорографическое обследование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился суд к Макарцеву В.А. с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан установлено, что в нарушение ст.2 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», п.8 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п.5 Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2001 года № 892 «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» со стороны Макарцева В.А., как лица, состоящего на учете в наркологическом диспансере с диагнозом: «синдром зависимости от опиатов», допущены нарушения, выразившиеся в не прохождении обязательного флюорографического обследования в целях выявления туберкулёза. Данных о прохождении флюорографии нет более 2-х лет, то есть ответчик не соблюдает возложенную на него законом обязанность по прохождению 2 раза в год флюорографического обследования в целях выявления туберкулёза. Поскольку уклонение ответчика от прохождения профилактического медицинского осмотра влечет за собой риск заболевания туберкулёзом, и может создать угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор просил суд обязать Макарцева В.А. в целях выявления туберкулёза пройти флюорографическое обследование в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Чапаевск Енякин О.С. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил аналогичное, изложенному в иске.
Ответчик Макарцев В.А. в суд не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации по сведениям, предоставленным УФМС России по Самарской области.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному истцу направлены своевременно и не получены им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Об отложении дела административный ответчик не просил, документы об уважительной причине неявки не представил, неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица – Чапаевского отделения «ГБУЗ СОНД» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав помощника прокурора г.о. Чапаевск Енякина О.С., исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными.
В соответствии с ч.1,ч.3 ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции, … рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу положений ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.39 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с иском к частному лицу о выполнении содержащихся в нормах публичного права предписаний, в том числе с иском о выполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья и т.д. В основе таких исков лежат публичные правоотношения, а предъявляемые прокурором требования преследуют цель выполнения обязанными субъектами административно-правовых предписаний, содержащихся в нормах публичного права.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу положений ст.27 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21 ноября 2011г. (далее Закон №323-ФЗ), граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно Перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ №715 от 01 декабря 2004г. к таковым заболеваниям отнесен туберкулез (код заболевания по МКБ-10А15-А19).
По смыслу ст.27 Закона №323-ФЗ граждане, страдающие таким заболеванием как туберкулез, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этого заболевания, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливает Закон №77-ФЗ. Этим же законом установлены случаи обязательного медицинского обследования и лечения этого заболевания.
В Законе №77-ФЗ используются следующие основные понятия:
туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза;
активная форма туберкулеза - туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований;
заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза;
больной туберкулезом - больной активной формой туберкулеза;
противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление; ….
На основании п.4 ст.8 Закона №77-ФЗ, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания иска прокурора следует, что основанием к обращению в суд послужило неисполнение административным ответчиком требований п.5 Постановления Правительства РФ №892 от 25 декабря 2001г. «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской федерации»».
Указанным постановлением были утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза; Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом; Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.
Указанные Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее Порядок) устанавливали основные требования к проведению профилактических медицинских осмотров граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуется - население), в целях выявления туберкулеза.
Профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом в силу п.4 указанного Порядка все без исключения население подлежало профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.
Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» №124н от 21 марта 2017г. (далее Приказ №124н), вступившим в действие с момента признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от №892 от 25 декабря 2001г., предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза только при условии получения их добровольного информированного согласия, являющегося необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (п.7 Приказа №124н).
Пунктом 9 Приказа №124н установлено, что сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.
П.4.1. предусматривает, что в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; согласно п.4.2. профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г. (далее Закон №52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;…
Согласно ст.10 Закона №52-ФЗ, граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании ст.29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу п.2 ст.50 Закона №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: … о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;….
Согласно пункту 14.2 СП 3.1.2.2114-13 в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются: …контроль за своевременностью проведения периодических профилактических медицинских осмотров граждан, своевременной госпитализацией бациллярных больных проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в медицинских противотуберкулезных организациях; … предъявление исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства (ст.51 Закона № 52-ФЗ).
В силу ст.16 Закона №77-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п.2 ст.2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу ст.18 Закона №323-ФЗ, каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Судом установлено, что по сведениям ГБУЗ СОНД «Чапаевское отделение» Макарцев В.А. состоит на динамическом учете в наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости от опиатов». Данных о прохождении флюорографии нет свыше 2 лет.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям законодательства Макарцев В.А. в установленные сроки профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей, т.е. затрагивает их права, свободы и законные интересы.
Из справки ГБУЗ СО «Чапаевская ЦГБ» следует, что Макарцев В.А. приглашался на флюорографический осмотр, однако сведения о прохождении флюорографии отсутствуют.
Таким образом, Макарцев В.А. уклоняется от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, в связи с этим им нарушены требования законодательства и права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в первую очередь ст.7, согласно которой в Российской Федерации охраняется здоровье людей, и ст.41, предусматривающей, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.
Незаконное уклонение от прохождения профилактического медицинского осмотра воспрепятствует реализации государственной политики в области противодействия их незаконному обороту направленному на постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
Административное исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст. 39 КАС РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Учитывая мнение представителя административного истца, а также обстоятельства дела, в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом), суд приходит к вывод о возможности удовлетворения требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений законодательства со стороны административного ответчика, а именно о возложении на него обязанности пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства либо в ином учреждении по своему выбору профилактический медицинский осмотр (флюорографическое обследование) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора г.о. Чапаевск Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Макарцеву ФИО8 о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование удовлетворить полностью.
Обязать Макарцева ФИО9, <Дата обезличена> года рождения, зарегистрированного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 4-12, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства либо в ином учреждении по своему выбору профилактический медицинский осмотр (флюорографическое обследование).
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента постановления в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья М.Н. Законов
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2019 года