Решение по делу № 2а-116/2020 от 12.05.2020

Дело № 2а-116/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Аксютиной Н.М.,

при секретаре Роот Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Советского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Корнейчику Валерию Анатольевичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,

                        Установил:

Прокурор Советского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что Прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации, по результатам которой выявлены лица, которые уклоняются от обязательного для них обследования в целях выявления туберкулеза.

Согласно преамбуле Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ (далее - ФЗ) установлены правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 1 указанного закона профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.

В силу ч. 2 ст. 7 ФЗ противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Профилактика туберкулеза» (вместе с "СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13...") утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее - Постановление).

Указанный правовой акт устанавливает основные требования к проведению профилактических медицинских осмотров граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выявления туберкулеза.

Согласно п. 4.12. Постановления по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.

Кроме того, приложением к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» установлена периодичность прохождения медицинского обследования лицами, освобожденными из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей - в течение первых 2 лет после освобождения.

Однако, проведенной проверкой установлено, что не все граждане указанной категории исполняют действующее законодательство в этой части.

Так, Корнейчик Валерий Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения освобожден 19.11.2019г. из ФКУ ИК-10 УФСИН России по <адрес> (УДО), прибыл для проживания по месту жительства в <адрес>.

В силу вышеуказанных положений законодательства Корнейчик В.А. в целях выявления туберкулеза обязан проходить профилактический медицинский осмотр 2 раза в год, вместе с тем указанная обязанность им не исполнена. Указанная информация подтверждается объяснением Корнейчика В.А.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой как дисциплинарную, административную, уголовную, так и гражданско-правовую ответственность (ст. 16 Федерального закона № 77-ФЗ).

В силу ст. 12 ГК РФ пресечение бездействия, присуждение к исполнению обязанности в натуре являются способами защиты гражданских прав. Ввиду того, что от обследования ответчик отказывается, уменьшаются шансы на раннее выявление у него туберкулеза, своевременное оказание ему медицинской помощи. В конечном итоге имеется вероятность заражения других граждан туберкулезным заболеванием. Данное заболевание является опасным для здоровья человека, приводит к необратимым изменениям негативного характера в организме, а в ряде случаев при отсутствии должного лечения - к смертельному исходу. Таким образом, в настоящее время имеется реальная опасность не только для ответчика в части усугубления состояния его здоровья, но и опасность заражения туберкулезом для окружающих, круг лиц которых не ограничен.

На основании ч. 3 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращение прокурора в суд с данным заявлением обусловлено тем, что больные заразными формами туберкулеза представляют повышенную опасность для здоровья и жизни как самого больного, так и окружающих их лиц, круг которых индивидуализировать не возможно. Непринятие мер по своевременному выявлению туберкулезного заболевания у гражданина может привести к заражению данным заболеванием других лиц, и в результате повлечь нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ).

На основании изложенного прокурор <адрес> просит суд обязать Корнейчика Валерия Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом.

В судебном заседании помощник прокурора Ковалева А.Ю. поддержала административное исковое заявление по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Корнейчик В.А. в судебном заседании согласился с административным иском.

Представитель заинтересованного лица КГБУЗ «Советская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причину неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав заместителя прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 46 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год, в том числе лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.

В судебном заседании установлено, что Корнейчик В.А. освободился из мест лишения свободы по УДО ДД.ММ.ГГГГ, что следует из списка лиц, освободившихся из мест лишения свободы в 2019 году, прибывших на территорию <адрес>.

С момента освобождения Корнейчик В.А. профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил в нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанностей.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что иск прокурора заявлен законно, обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку бездействие ответчика может создать угрозу наступления тяжких последствий в виде ущерба здоровью населения.

Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ответчика ставит под угрозу здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, суд считает правомерным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения путем прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза, и соглашается с предложенным прокурором сроком устранения нарушения закона ответчиком в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, являющимся, по мнению суда, разумным и достаточным для прохождения ответчиком профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу требований ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика Корнейчика В.А. в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Корнейчику Валерию Анатольевичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр удовлетворить.

Обязать Корнейчика Валерия Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр на выявление туберкулеза в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Корнейчика Валерия Анатольевича в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.

Мотивированное решение будет изготовлено 29 мая 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Аксютина

2а-116/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района Алтайского края
Ответчики
Корнейчик Валерий Анатольевич
Другие
КГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Суд
Советский районный суд Алтайского края
Судья
Аксютина Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
sovetsky.alt.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2020Дело оформлено
06.07.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее