Дело 2-158/2020
УИД 28RS0011-01-2020-000227-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Новокиевский Увал 04 июня 2020 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Мярка Т.И.,
с участием прокурора Мазановского района Осса В.Г.,
представителя ответчика - администрации Мазановского района Амурской области Чернышевой О.А., представителя ответчика - администрации Майского сельсовета Мазановского района Амурской области Кирилловой Е.В., представителя ответчика - ГБУЗ АО «Мазановская больница» Коломоец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мазановского района Амурской области, ГБУЗ АО «Мазановская больница», администрации Майского сельсовета Мазановского района Амурской области об обязании администрации Мазановского района в срок до 01.06.2021 года создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещения администрации Майского сельсовета Мазановского района Амурской области, сельской библиотеки, отделения почтовой связи, сельского Дома культуры, находящиеся в здании, расположенном по адресу: --ёная, --, путем установки пандуса с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605; обязании ГБУЗ АО «Мазановская больница» в срок до 01.06.2021 создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение врачебной амбулатории, находящееся в здании, расположенном по адресу --ёная, --, путем установки кнопки вызова персонала для инвалидов - колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание с учётом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от -- --,
УСТАНОВИЛ:
-- обратился в суд с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику - администрации --.
В обоснование иска прокурором указано следующее.
-- проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов на территории --.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от -- № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Приказом Минрегиона России от -- -- «Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержден свод правил (далее - СП 59.13330.2012).
Согласно п.п. 5.1.1-5.1.2. Свода правил «СП 59.13330.2012» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В ходе проверки установлено, что в административном здании, находящемуся по адресу --, располагаются администрация Майского сельсовета, Майская сельская библиотека, врачебная амбулатория, отделение почтовой связи, сельский дом культуры.
Отсутствие пандуса на входах в здание нарушает права маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и предоставления услуг.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости -- балансодержателем помещения 1990 года постройки, общей площадью 397, 4 кв.м., расположенного по адресу --, является муниципальная казна.
Собственником вышеуказанного помещения является муниципальное образование -- на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» -- от --, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним -- сделана запись регистрации --.
В соответствии с п. 3 ч. 6 Устава Муниципального образования -- к предметам ведения района относится в числе прочих владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Не оборудование входа в здание, расположенного по адресу --ёная, 2, -- пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, поскольку в указанном помещении располагаются социально-важные объекты инфраструктуры.
На основании вышеизложенного с учетом уточнений исковых требований прокурор просит суд возложить на администрацию -- обязанность в срок до -- создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещения администрации Майского сельсовета --, сельской библиотеки, отделения почтовой связи, сельского дома культуры, находящиеся в здании, расположенном по адресу --ёная, --, путем установки пандуса с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от -- --; возложить на ГБУЗ АО «Мазановская больница» обязанность в срок до -- создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение врачебной амбулатории, находящееся в здании, расположенном по адресу --ёная, --, путем установки кнопки вызова персонала для инвалидов - колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от -- --.
В судебном заседании прокурор -- Осса В.Г. на уточненных исковых требованиях настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель администрации Майского сельсовета -- Кириллова Е.В., представитель ГБУЗ АО «Мазановская больница» Коломоец А.А. исковые требования признали.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации -- Чернышева О.А. исковые требования не признала, представив в суд отзыв, согласно которого изначально по состоянию на -- первый и второй этаж двухэтажного административного здания, расположенного по адресу: --ёная, -- находились в муниципальной собственности --. На первом этаже размещены - Майский сельский совет, сельский Дом культуры, Почта России и вход в Майскую участковую больницу, второй этаж занимала Майская участковая больница.
В связи с изменениями, произошедшими в Федеральном законодательстве по организации здравоохранения и передаче полномочий по организации здравоохранения в муниципальных районах на субъект РФ, было издано постановление -- от -- -- «О принятии в собственность -- муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Мазановская центральная районная больница» как имущественный комплекс.
Между администрацией -- в лице отдела по управлению муниципальной собственностью администрации -- и министерством здравоохранения -- был подписан акт приема-передачи муниципального учреждения здравоохранения, как имущественного комплекса, в государственную собственность --.
На основании выше указанных правовых актов второй этаж и вход в здание Майской участковой больницы были переданы в собственность --. В дальнейшем, из собственности -- весь имущественный комплекс «Мазановской больницы» и в том числе 2 этаж и вход в Майскую участковую больницу был передан в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения -- «Мазановская больница» (свидетельство о государственной регистрации права от -- серия --, регистрационный --). Из ответа ГБУЗ АО «Мазановская больница» от -- -- следует, что Майская участковая больница числится в перечне объектов, которые находятся в пользовании ГБУЗ АО «Мазановская больница» на праве оперативного управления. Из чего следует, что администрация -- не является собственником здания Майской участковой больницы и входа на первом этаже, соответственно все действия по содержанию данной части здания в соответствии со ст. 210 ГК РФ, в том числе, и действия по оборудованию пандуса на входе в Майскую участковую больницу не могут быть возложены на администрацию -- в силу закона.
-- в лице отдела по управлению муниципальной собственностью (далее - ОУМС) -- заключила с администрацией Майского сельсовета в лице Малахова B.C. договор по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, в котором ОУМС выступает как «Ссудодатель», а Майский сельсовет как «Ссудополучатель».
Согласно п. 2.2.4 договора администрация Майского сельсовета как «Ссудополучатель» обязана нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в состоянии, пригодном для эксплуатации, в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно п. 2.2.5 договора Майский сельсовет обязан производить текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование.
В ст. 695 ГК РФ закреплены обязанности ссудополучателя по содержанию вещи, то есть ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на её содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Ссудодатель не отвечает за недостатки переданной вещи, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены им во время осмотра вещи или проверки ее исправности при заключении договора или при передаче вещи.
При передаче в безвозмездное пользование административного здания в -- администрации Майского сельсовета было известно, что здание не оборудовано пандусами и, что их обязательное наличие уже предусмотрено действующим законодательством (приказ Министерства регионального развития РФ от -- -- Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012).
Правовая судьба улучшений, возможных при использовании безвозмездно полученного имущества, решается так же, как в договоре аренды (ст. 623 ГК). Отделимые улучшения являются собственностью ссудополучателя, если иное не было предусмотрено в договоре. Стоимость неотделимых улучшений, произведенных без согласия ссудодателя, возмещению не подлежит, и они переходят к ссудодателю, поскольку в договоре не было иного условия на этот счет.
В силу статьи 695 ГК РФ, очевидно, что все обязательства по содержанию здания несет ссудополучатель, то есть администрация Майского сельсовета, за счет средств Майского муниципального образования, согласно утвержденного бюджета на соответствующий финансовый год.
Статья 31 Бюджетного кодекса РФ дает право и обязанность всем участникам бюджетного процесса РФ осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Из указанной нормы следует, что Майский сельский совет имеет самостоятельный бюджет и вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами Майского муниципального образования. Также между администрацией Майского сельсовета и Почтой России заключен договор аренды на часть здания - первый этаж в --ёная, --, согласно которого администрация Майского сельсовета получает ежемесячный доход в сумме - 5046 рублей с 2016 года.
Таким образом, обращаясь в суд с требованием о понуждении администрации -- установить пандус на объектах недвижимости, которое находится в собственности -- и в безвозмездном пользовании, прокурор -- обязывает принять нормативный правовой акт о внесении изменений в бюджет -- на текущий год, что фактически приведет к нарушению Бюджетного законодательства и Гражданского кодекса РФ, а в случае признания исковых требований ответчиком приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств, то есть к нарушению ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из выше изложенных доводов, ответчик просит в удовлетворении исковых требований прокурора Мазановского района отказать.
В судебном заседании представитель администрации Мазановского района Амурской области привела доводы, аналогичные изложенным в отзыве.
Из представленного ГБУЗ АО «Мазановская больница» отзыва от 04.06.2020 года на исковое заявление прокурора Мазановского района следует, что ГБУЗ АО «Мазановская больница» с исковыми требованиями согласна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и дав им юридическую оценку, исходя из требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным одеоном от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что вход в административное здание, где расположены социально значимые объекты - администрация Майского сельсовета Мазановского района Амурской области, сельская библиотека, отделение почтовой связи, сельский Дом культуры, расположенное по адресу: -- не оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание администрации, а также пандусом, тем самым ограничен доступ маломобильных групп населения, что подтверждается актом проверки от 19 февраля 2020 года. Ответчики не отрицали данный факт.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, - Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132).
Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов -система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Пунктами 1 и 3 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП-59.13330.2012», отдельные положения которого сохраняют свое действие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, утвердившим Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - СП 59.13330.2012).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 1.2 Свода правил, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Указанный Свод правил предъявляет требования, в частности, к оборудованию наружных лестниц пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Пунктом 4.1 данного Свода правил установлено, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН (маломобильных групп населения) следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Согласно п.п. 5.1.1-5.1.2. Свода правил «СП 59.13330.3012» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В п. 5.1.14. СП 59.13330.2012 закреплены требования к входам и путям движения на земельные участки, в частности указано, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. 5.2.13 СНиП).
Согласно п. 6.1.1. СП 59.13330.2012 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно статье 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры элементов строительных конструкций, должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению, а также прилегающей к ним территории. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений.
С учётом изложенного суд признаёт, что не созданы предусмотренные законом и нормативными требованиями условия для беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание.
Собственником вышеуказанного помещения является муниципальное образование Мазановский район Амурской области на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» № 3020-1 от 27.12.1991 года, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.09.2012 года сделана запись регистрации №28-28-07/009/2012-351.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости Мазановского района Амурской области балансодержателем помещения 1990 года постройки, общей площадью 397,4 кв.м., расположенного по адресу --, является муниципальная казна Мазановского района Амурской области.
В соответствии с п. 3 ч. 6 Устава Муниципального образования Мазановский район к предметам ведения района относится, в числе прочих владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из буквального толкования вышеуказанной нормы Гражданского кодекса РФ следует, законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О, от 24 октября 2013 года № 1632-О).
С учетом вышеприведенных норм, обязанность по принятию необходимых мер, направленных на реализацию положений Федерального закона № 181-ФЗ, должна быть возложена на администрацию Мазановского района как собственника здания.
Проанализировав доводы представителя администрации Мазановского района об отсутствии у администрации такой обязанности, поскольку 01.01.2013 года между администрацией Мазановского района, в лице отдела по управлению муниципальной собственностью и администрацией Майского сельсовета был заключен договор № 48 по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества - нежилого помещения, площадью 397,4 квадратных метров, расположенного по адресу: --, поэтому администрация Майского сельсовета обязана принять меры, указанные в иске.
Из указанного договора следует, что собственник здания – администрация --, как ссудодатель, обязалось предоставить Ссудополучателю нежилое помещение, площадью 397,4 кв.м, расположенное по адресу: -- по акту приема-передачи на условиях безвозмездного пользования, а Ссудополучатель обязуется вернуть это же имущество после прекращения действия договора в состоянии, указанном в п.2.2.8 договора.
Из п.2.2.8 договора следует, что по истечении срока действия договора Ссудополучатель обязуется передать Ссудодателю имущество по акт приема-передачи в том же состоянии, что и было на момент получения, с учётом амортизации естественного износа.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что он вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2015 года. Если ни одна из сторон в срок до 10 дней до истечения договора не заявит о намерении его расторгнуть, то настоящий договор пролонгируется на тех же условиях на неопределённый срок.
Из п.2.2 договора следует, что Ссудополучатель обязуется оплачивать коммунальные, эксплуатационные, административно-хозяйственные услуги в соответствии с условиями договоров на оплату; обязан использовать имущество в соответствии с его назначением ( административное помещение);нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в состоянии, пригодном для эксплуатации, в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии; своевременно производить текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование; не проводить реконструкцию имущества без письменного согласия Ссудодателя.
Из указанных пунктов договора следует, что администрация Мазановского района передала администрации Майского сельсовета административное здание в качестве объекта социальной инфраструктуры на неопределённый срок.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, установка пандусов является изменением параметров объекта и в силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - реконструкцией.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ и проанализировав условия договора безвозмездного пользования, а также учитывая, что установка пандуса как самостоятельного строительного элемента при входе в здание, является переоборудованием этого входа, суд приходит к выводу, что ответственным за состояние здания и доступа к нему является собственник здания, в связи с чем обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту посредством реконструкции имущества собственника- администрации Мазановского района на пользователя – администрацию Майского сельсовета возложена быть не может.
Проанализировав доводы истца о недействительности договора безвозмездного пользования, поскольку он не зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРН, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 164 ГК РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, названные нормы права не содержат требований к обязательной регистрации (обременения) договора безвозмездного пользования.
Согласно распоряжению администрации Мазановского района от 12.08.2003 года № 525-р, за муниципальным учреждением здравоохранения «Мазановская районная больница» закреплено движимое и недвижимое имущество по состоянию на 01.07.2003 г. остаточной стоимостью 8028,0 тыс. руб. на праве оперативного управления, согласно реестра муниципальной собственности, утвержденного решением районного совета народных депутатов от 08.07.2003 г. № 375.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.03.2013 года ГБУЗ АО «Мазановская больница» имеет на праве оперативного управления нежилое помещение, общей площадью 461,3 кв.м., на 1, 2 этаже, расположенном по адресу --, на основании распоряжения администрации Мазановского района Амурской области от 12.08.2003 № 525-р.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Таким образом, требования федерального законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения относятся к полномочиям ГБУЗ АО «Мазановская больница».
С учетом вышеприведенных норм, обязанность по принятию необходимых мер, направленных на реализацию положений Федерального закона № 181-ФЗ, должна быть возложена на администрацию Мазановского района как собственника здания, а также на ГБУЗ АО «Мазановская больница», которому на праве оперативного управления передан вход в здание Майской участковой больницы и второй этаж.
Таким образом, судом установлено, что бездействием ответчика администрации Мазановского района по не установлению пандуса и ГБУЗ АО «Мазановская больница» по не установлению кнопки вызова для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в административное здание на входе в здание администрации Майского сельсовета, врачебной амбулатории нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. То есть минимальные требования по доступности маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание не соблюдены, сведений о невозможности установки пандуса и кнопки вызова персонала на входе в данное здание суду не представлено.
Поскольку условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание врачебной амбулатории не созданы, деятельность амбулатории предполагает работу с гражданами, в том числе маломобильными группами населения, инвалидами, кроме того в здании администрации находятся такие учреждения социально-культурного значения, как Межмуниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Мазановского района», Дом культуры, суд полагает о законности требований прокурора возложить обязанность установить на входе в здание администрации пандус, а также на входе в здание врачебной амбулатории кнопку вызова персонала.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объёме.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Установление пандуса и кнопки для вызова персонала на входе в здание обеспечит удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, при посещении администрации Майского сельсовета, Майской сельской библиотеки, врачебной амбулатории, отделения почтовой связи, сельского дома культуры, находящиеся в здании, расположенном по адресу --, позволит маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, осуществить беспрепятственный доступ и избежать нарушения их прав.
Обустройство пандуса и кнопки вызова персонала не требует специальных строительных работ и получения соответствующих разрешений, не повлечет конструктивных изменений в здании и обеспечит доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к деятельности администрации наравне с другими гражданами.
Срок для исполнения обязанности по установке на входе здания администрации Майского сельсовета пандуса и кнопки вызова персонала для врачебной амбулатории в срок до 01 июня 2021 года, с учетом объема работ, является достаточным и обоснованным.
В силу ст. 103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Данное положение распространяется на органы, входящие в систему (структуру) органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины во всех случаях, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.
Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик - администрация Мазановского района Амурской области также освобождена от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, ГБУЗ АО «Мазановская больница» не относится к государственным органам и органам местного самоуправления, имеющим право на освобождение от уплаты государственной пошлины, а потому на него не распространяются положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с чем с ответчика ГБЮУЗ АО «Мазановская больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мазановского района Амурской области, ГБУЗ АО «Мазановская больница» удовлетворить.
Возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность в срок до 01.06.2021 года создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещения Администрации Майского сельсовета, сельской библиотеки, отделения почтовой связи, сельского дома культуры, находящиеся в здании, расположенном по адресу -- путем установки пандуса с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Мазановская больница» обязанность в срок до 01.06.2021года создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение врачебной амбулатории, находящееся в здании, расположенном по адресу --, путем установки кнопки вызова персонала для инвалидов - колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.
Взыскать с ГБУЗ АО «Мазановская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Н.В. Знатнова