Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Советского районного суда <адрес> Якубова Н.Г., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора <адрес> к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Заявлением мотивированно тем, что Прокуратурой <адрес> на системной основе проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки в деятельности МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» выявлен ряд нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.
Так, согласно статье 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-Ф3 «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013, указан примерный перечень антикоррупционных мероприятий, подлежащих проведению в организации
Указанные методические рекомендации разработаны Минтрудом РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (п. «б» ст. 25) и предназначены для использования всеми организациями.
В соответствии с указанными методическими рекомендациями в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Кроме того, ежегодно должны быть заполнены декларации о конфликте интересов; проведены периодические оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам; проведены ротации работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском; обеспечено ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции.
В соответствии с Методическими рекомендациями примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя (лицо), ответственное за реализацию антикоррупционной политики организации, руководство о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника (лицо), ответственное за реализацию антикоррупционной политики, руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
В нарушение указанных требований действующего законодательства в МАУ «МФЦ» на момент проверки в полном объеме выполнение всех перечисленных мероприятий не обеспечено, ограничившись разработкой и утверждением планов по предупреждению коррупционных правонарушений.
Непринятие МАУ «МФЦ» комплекса мер, направленных на противодействие коррупции, способствует совершению правонарушений в указанной сфере, нарушая при этом охраняемые законом интересы Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Алиев Г.О.. по изложенным в заявлении основаниям иск поддержал и просил обязать МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в установленном действующим законодательством порядке разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции.
Представитель МАУ «МФЦ <адрес>» Абдуллаев М.М. пояснил, что заявленные прокурором требования не признает, поскольку согласно п.1, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в МАУ «МФЦ <адрес>» разработаны и приняты следующие меры по предупреждению коррупции: В 2014 году создана антикоррупционная комиссия, определены ответственные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений; утвержден план мероприятий по противодействию коррупции на 2014г; разработано обязательство о соблюдении мероприятий по противодействию коррупции. Меры по предупреждению и противодействию коррупции указанные в исковом заявлении Прокурора <адрес> разработаны и приняты в МАУ «МФЦ <адрес>» п.2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».. в связи с тем, что указанные в иске прокурора нарушения устранены, просил оставить заявленные требования без удовлетворения.
Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению, частично.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно статье 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-Ф3 «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013, указан примерный перечень антикоррупционных мероприятий, подлежащих проведению в организации
Указанные методические рекомендации разработаны Минтрудом РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (п. «б» ст. 25) и предназначены для использования всеми организациями.
В частности, в организации должны быть разработаны и приняты кодекс этики и служебного поведения работников организации; положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства; процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.); процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов; процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций.
В трудовых договорах работников должны быть введены антикоррупционные положения.
В соответствии с указанными методическими рекомендациями в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Кроме того, ежегодно должны быть заполнены декларации о конфликте интересов; проведены периодические оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам; проведены ротации работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском; обеспечено ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции.
В нарушение указанных требований действующего законодательства в МАУ «МФЦ» на момент проверки в полном объеме выполнение всех перечисленных мероприятий не обеспечено, ограничившись разработкой и утверждением планов по предупреждению коррупционных правонарушений.
Ответчиком представлены:
- приказ о создании антикоррупционной комиссии от 01.04.2015г.
- положение о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов в муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- положение об обмене деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- положение об информировании работников работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений в муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
-положение о сотрудничестве с правоохранительными органами муниципального автономного учреждения «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- положение о конфликте интересов в муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г
- кодекс этики и служебного поведения работников муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- декларация конфликта интересов в муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный. центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от 01.04.2015г.
- приказ об определении должностных лиц ответственных за профилактику коррупционных или иных нарушений от 01.04.2015г.
- дополнительные соглашения к трудовым договорам от 01.04.2015г.
- план мероприятий по противодействию коррупции в МАУ «МФЦ <адрес>» на 2014г.
- обязательство о соблюдении мероприятий по противодействию коррупции.
Таким образом, установлено, что указанные в справке прокурора нарушения законодательства о противодействии коррупции, на момент вынесения решения суда устранены частично.
Принимая во внимание то, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требование прокурора является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора <адрес> к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» в установленном действующим законодательством порядке разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в неисполненной части.
В остальной части иска отказать в связи с фактическим исполнением.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> течение месяца со дня принятия.
Судья Якубова Н.Г.