Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года г.Хабаровск
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре К.В. Довжик, с участием представителей ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Фроловой ФИО8, ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Клименко ФИО9 ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сафарова ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова ФИО11 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о признании незаконным решения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в части взимания компенсации затрат федерального бюджета, взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов,
установил:
Новиков А.В. обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском Министерству обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о признании незаконным решения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в части взимания компенсации затрат федерального бюджета, взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов. В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в ВС РФ, общая выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ установленным порядком был признан нуждающимся в получении жилого помещения в связи с увольнением с военной службы в <адрес>, состоял в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 03.10.2011г. он был извещен о том, что ему на состав семьи 1 человек распределено жилое помещения в виде: отдельной однокомнатной квартиры общей площадью (без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) 39,6 кв.м., на 9 этаже. Также ему было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 19.11.2010г. № 1556, в размере <данные изъяты> руб. – общая сумма компенсации составит: <данные изъяты> руб.. Согласно квитанции № от 15.02.2012г. истцом были перечислены денежные средства на расчетный счет ФГКУ «УФО МО РФ по <адрес>» компенсация затрат в размере <данные изъяты> руб. Согласно договора социального найма № от 22.02.2012г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ предоставило ему в бессрочное владение и пользование: отдельную однокомнатную квартиру общей площадью без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) 39,6 кв.м., на 9 этаже. Из Интернета истцу стало известно, что согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательное приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Истец обратился с претензией к ответчику о возврате денежных средств. Считал, что предоставление ответчиками по договору социального найма жилого помещения за дополнительную плату, является незаконным. Денежные средства, полученные ответчиками, подлежат возврату как неосновательное обогащение. Просил: признать решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в части взимания с истца компенсации затрат федерального бюджета, незаконным; взыскать с МО РФ и ФГКУ «УФО МО РФ по <адрес>» солидарно в свою пользу неосновательное обогащение в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с МО РФ и ФГКУ «УФО МО РФ по <адрес>» солидарно в свою пользу уплаченную госпошлину.
В судебное заседание истец Новиков А.В. не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с территориальной удаленностью.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Фролова Н.Н. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, в обоснование возражений, ссылаясь на письменный отзыв по иску, где указала, что в соответствии со ст.15.1 закона РФ «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения в собственность бесплатно составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения и предусмотренного увеличения размера общей площади. Размер превышения может составлять не более 9 кв.м. Согласно п.16 ст.15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими и уволенными с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона за счет единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим
гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, либо собственных средств военнослужащих для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. В соответствии с п.13 Инструкции о предоставлении
военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции. Таким образом, в случае несогласия истца с распределенным жилым помещением, он был вправе в соответствии с указанным пунктом Инструкции
направить в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ извещение об отказе от распределенного жилого помещения, с сохранением права оставления на учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. ФГКУ «Восторегионжилье» МО РФ истец в установленном законом
порядке был признан нуждающимся в получении жилого помещения, в связи с увольнением с военной службы в <адрес>, состоял в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании решения ФГКУ «Восторегионжилье» МО РФ от 21.02.2012г. № истцу было предоставлено жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 39,6 кв.м.,
расположенной по адресу: <адрес>, Бульвар <данные изъяты>, <адрес>. 22.02.2012г. между ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, действующим
от имени собственника - Министерства обороны РФ и истцом заключен договор социального найма жилого помещения № 50/02/018-029. Предоставленное истцу жилое помещение по указанному адресу составляет общей площадью 39,6 кв.м., что на 3,6 кв.м. больше, чем установлено нормой ст.15.1 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», о чем Новикову А.В. было направлено извещение о распределении жилого помещения № от 06.09.2011г. В указанном извещении предложено за счет собственных средств компенсировать затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления,
на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № ДСП в размере <данные изъяты> рублей. Новиков А.В. согласился с предоставлением ему жилого помещения на указанных условиях. Платежным поручением от 15.02.2012г. им было перечислено <данные изъяты> руб. Получателем платежа указано ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», назначение платежа - компенсация затрат федерального бюджета по приказу МО РФ 2011 года № 1450ДСП. В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 20.09.2010г. № 1144, от 23.09.2010г. № финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения МО по субъектам РФ. Согласно Положению о ФКУ «УФО МО РФ но <адрес>» учреждение создано для реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил, для осуществления финансового обеспечения объединений, воинских частей и
учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующий платеж в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ (Приложение № к Приказу Министерства финансов РФ от 24.11.2004г. № 106н) плательщики при заполнении расчетного документа указывают в расчетном документе код бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ. В предоставленной Новиковым А.В. квитанции в графе «получатель» указан КБК № 18711302991010300130, где индекс 187 соответствует главному распорядителю бюджетных средств - МО РФ. Таким образом, денежные средства, зачисленные в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на основании платежного документа на единый счет для учета доходов федерального бюджета, поступили в распоряжение главного администратора федерального бюджета – МО РФ. Учитывая, что истец не отказался от предоставленного ему жилого помещения и в добровольном порядке компенсировал за счет собственных средств затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения, МО РФ полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Уплаченная истцом сумма <данные изъяты> руб. в качестве компенсации затрат, не является суммой неосновательного обогащения МО РФ, в связи с чем отсутствуют основания для возврата ему данной суммы. Свои требования о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. истец просил суд взыскать в полном объеме, обойдя и не затрагивая в иске вопрос о законности, обоснованности и правомерности заявленной ко взысканию денежной суммы. На основании изложенного просила в удовлетворении исковых требований Новикова А.В. отказать в полном объеме.
Представитель соответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ по доверенности Сафаров Р.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, в обоснование возражений, ссылаясь на письменный отзыв по иску, где указал, что в соответствии с действующим законодательством ни одно имущественное право,
провозглашенное Конституцией РФ, в том числе и право на жилище, не является
безусловным. Данное право регламентировано и реализуется в соответствии с
действующим законодательством. По смыслу ст.59 и п.«т» ст.71 Конституции РФ жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Согласно ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение на условиях,
установленных законодательством РФ. В соответствии со ст.15.1 того же Закона норма предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, и предусмотренного увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения. Из чего следует, законодательно установлена норма, ограничивающая
максимальный предел общей площади жилого помещения, предоставляемой МО РФ на
безвозмездной основе (от 18 до 36 кв.м). Данная норма императивна и расширенному толкованию не подлежит. Новиков А.В. был признан нуждающимся в предоставлении
жилого помещения и поставлен на учет с составом семьи 1 человек. Следовательно, состав семьи истца на момент предоставления жилого помещения составлял 1 человек. В связи с чем максимальный размер общей площади жилого помещения, которым мог быть обеспечен истец на состав семьи 1 человек, составляет 18 + 18 = 36,00 кв.м. Спорное жилое помещение является однокомнатной квартирой общей площадью
39,6 кв.м. Следовательно, превышение норм предоставления жилого помещения составляет 3,6 кв.м. На момент предоставления спорного жилого помещения вопрос в Министерстве обороны РФ о компенсации затрат Федерального бюджета за счет собственных средств, регулировался приказом Министра обороны РФ от 22.08.2011г. № дсп. В соответствии с нормами данного Приказа, военнослужащий имел право получить жилое помещение общей площадью сверх нормы при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения; при этом размер превышения предоставления сверх нормы определялся в соответствии с законодательством РФ и не должен превышать 18 кв.м. общей площади (п.п. 2, 3 приказа). Пунктом 5 того же Приказа предусматривалась обязанность специализированных организации Министерства обороны РФ информировать военнослужащих о возможности компенсации ими затрат федерального бюджета при предоставлении им жилого помещения. В связи с чем, истцу в извещении о распределении жилого помещения от 06.09.2011г. № 50073, где было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета РФ, либо отказаться от данной оплаты за превышение нормы жилого помещения, на что истец выразил свое согласие, оплатив через Банк ЗАО ВТБ 24 компенсацию затрат федерального бюджета в сумме <данные изъяты> руб. (квитанция от 15.02.2012г.). В следствии чего между Новиковым А.В. и МО РФ в лице начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ 22.02.2012г. был заключен договор социального найма № на жилое помещение по адресу: <адрес>, Бульвар <данные изъяты>-летия Победы, <адрес>. 06.09.2011г. истцом было дано согласие о получении распределённого жилого помещения и 19.01.2012г. заключен договор социального найма. Вместе с тем, очевидно, что принятое военнослужащим решение добровольно и
установленным порядком произведена оплата за превышение на 3,6 кв.м. общей площади
жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения. Подзаконные нормативные акты, регламентирующие ведение учета военнослужащих (в частности, приказы Министра обороны РФ № от 2000г. и № от 2010г.), направлены на соблюдение действия нормы, предусмотренной п.14 ст.15 закона «О статусе военнослужащих» - право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим один раз. На основании ст.1102 ГК РФ получение Новиковым А.В. жилого помещения за счет средств Федерального бюджета с превышением норм предоставления жилья без компенсации затрат федерального бюджета будет являться для истца приобретением и сбережением денежных средств, т.е. неосновательным обогащением. Так как строительство осуществляется за счет средств федерального бюджета по стоимости за 1 квадратный метр. При этом, в силу п.1 ст.10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом в любых формах. Кроме этого, равной защите подлежит как частная, так и государственная собственность. На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим законодательством просил в удовлетворении требований Новикова А.В. отказать в полном объеме.
Представитель соответчика ФГКУ «УФО МО РФ по <адрес>» по доверенности Клименко А.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, в обоснование возражений ссылаясь на письменный отзыв, согласно которому в соответствии с приказами Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения – Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации. Согласно Положению о ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», учреждение создано для реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил, для осуществления финансового обеспечения объединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации плательщики при заполнении расчетного документа указывают в расчетном документе показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В представленной квитанции в графе «Получатель» указан код бюджетной классификации № №, в котором индекс 187 соответствует главному распорядителю бюджетных средств – Министерство обороны Российской Федерации, а индекс соответствует виду зачисляемого дохода – Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета. Таким образом, денежные средства, зачисленные в УФК по <адрес> на основании платежного документа на единый счет для учета доходов федерального бюджета, поступили в распоряжение главного администратора федерального бюджета – Министерства обороны Российской Федерации и администрируются Учреждением в соответствии со ст. 160.1 БК РФ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках отведенных бюджетных полномочий. Учитывая изложенное, следует прийти к выводу о том, что перечисленные истцом денежные средства поступили не в распоряжение ответчиков, а в доход Российской Федерации, следовательно, ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям. Применительно к данному делу федеральным законом, регулирующим жилищные правоотношения и устанавливающим иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, является Федеральный закон РФ 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на безвозмездной основе, установленная ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» не противоречит положениям ст. 57 ЖК РФ, и законодателем гарантировано предоставление военнослужащим жилых помещений по договору социального найма на безвозмездной основе только в пределах нормы, установленной ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» с учетом положений частей 7 и 8 ст. 57 ЖК РФ, при этом собственник таких помещений не обладает правом предоставлять на безвозмездной основе военнослужащим жилые помещения по договору социального найма общей площадью более нормы, установленной в статье 15.1 закона. Кроме того указал, что с учетом положений ст.ст.196, 200 ГК РФ, истец, получив извещение о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ, обратившись с иском в феврале 2015 года, то есть более чем через три года, пропустил установленный срок исковой давности для обращения в суд, что в силу ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходя щи м военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов),
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений, они в пятидневный срок, с даты получения извещения, направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции.
Как установлено судом, на основании решения ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 21.02.2012г. № истцу Новикову А.В. было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 39,6 кв.м. по адресу: <адрес>, Бульвар <данные изъяты>-летия Победы, <адрес>, корпус 2, <адрес>.
22.02.2012г. между ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ, действующим от имени собственника - Министерства обороны РФ и Новиковым А.В. был заключен договор социального найма жилого помещения № 50/02/018-029.
Предоставленное Новикову А.В. жилое помещение по указанному адресу, общей площадью 39,6 кв.м, что на 3,6 кв.м. больше, чем установлено нормой ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", о чём истцу было направлено извещение от 06.09.2011г. № 50073.
В указанном извещении Новикову А.В. предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 19.11.2010г. № 1556, в размере <данные изъяты> 000 руб. - общая сумма компенсации составит: <данные изъяты> рублей.
Истец согласился с предоставлением ему жилого помещения на указанных условиях, согласно квитанции № от 15.02.2012г. им было перечислено 144 000 руб., получателем платежа указано Управление Федерального казначейства по <адрес> (ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»), назначение платежа - компенсация затрат федерального бюджета по приказу МО РФ 2011г. 1450 дсп.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1144 и от ДД.ММ.ГГГГ N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации, в данном случае – ФКУ «УФО МО по <адрес>».
Согласно Положению о ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», учреждение создано для реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил, для осуществления финансового обеспечения объединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № 106н) плательщики при заполнении расчетного документа указывают в расчетном документе показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В представленной истцом Новиковым А.В. квитанции к извещению № в графе "Получатель" указан код бюджетной классификации №№, в котором индекс 187 соответствует главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны Российской Федерации (Приложение N 4 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Согласно платежному поручению № от 04.10.2013г. о платеже истца ФИО6, представленному ответчиком ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» индекс получателя платежа – ххх11302ххххххххх130 соответствует виду зачисляемого дохода - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Таким образом, денежные средства, перечисленные истцом и зачисленные в УФК по <адрес> на основании платежного документа на единый счет для учета доходов федерального бюджета, поступили в распоряжение главного администратора федерального бюджета - Министерства обороны РФ и администрируются ФГКУ "Управление финансового обеспечения по <адрес>", в соответствии со ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 29.12.2007г. № 995, в рамках отведенных бюджетных полномочий.
При таких обстоятельствах следует признать, что ФГКУ "УФО МО РФ по <адрес>» является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку получателем, распорядителем денежных средств не является.
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что истец выразил добровольное согласие на заключение договора социального найма, а также компенсацию затрат федерального бюджета в оспариваемой сумме, договор социального найма, заключенный с истцом им не оспорен, является действующим, в этой связи находит доводы истца ошибочными, противоречащими нормам действующего законодательства, в связи с чем, полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п.16 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащими и уволенными с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 данного Федерального закона, за счет единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, либо собственных средств военнослужащих граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Этой же нормой права установлено, что размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции.
Таким образом, в случае несогласия истца с распределенными жилыми помещениями, он был вправе в соответствии с указанным выше пунктом Инструкции направить в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ извещение об отказе от распределенного жилого помещения, с сохранением права оставления на учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления.
Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 ст.50 ЖК РФ определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В данном случае, иным федеральным законом, регулирующим жилищные правоотношения и устанавливающим иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, является Федеральный закон РФ 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
В соответствии с положениями п.14, 16 ст.15 Федерального закона РФ 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта1, пункте13 и абзаце первом пункта14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
В соответствии со ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения в собственность (бесплатно) составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, и предусмотренного увеличения размера общей площади. Размер превышения может составлять не более 9 кв.м.
Согласно ч.1, 3 ст.15.1 Закона, норма предоставления военнослужащему площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма для одиноко проживающего военнослужащего - не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
При реализации истцом права составом семьи 1 человек, установлена норма, ограничивающая максимальный предел общей площади жилого помещения на безвозмездной основе для истца – от 18 до 36 кв.м.. Следовательно, размер жилого помещения, которым Новиков А.В. подлежал обеспечению, должен составлять до 36 кв.м..
Расчет суммы компенсации затрат военнослужащим за счет собственных средств при предоставлении жилого помещения, превышающего установленную норму, определенный ответчиком ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, истцом не оспорен.
В силу ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями п.16 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Новиков А.В. добровольно изъявил желание получить от Министерства обороны РФ жилое помещение общей площадью превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», дал согласие на оплату дополнительной жилой площади, которое являлось обязательным условием для предоставления жилых помещений общей площадью превышающей норму предоставления площади жилого помещения и последующего заключения договора социального найма на распределенные истцу жилого помещения, добровольно перечислил оспариваемую сумму на расчетный счет ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», для последующего списания указанных денежных средств в доход федерального бюджета, оснований для квалификации денежных средств, поступивших от истца на лицевой счет ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», в качестве компенсации затрат федерального бюджета, как неосновательного обогащения Министерства обороны РФ не имеется.
С учётом изложенного, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании указанных Новиковым А.В. денежных сумм в солидарном порядке с ответчиков МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>».
Основания предоставлений данного жилого помещения истцом не были оспорены. Напротив, как следует из материалов дела, истец, достоверно зная о превышении предельной общей площади жилого помещения, дал согласие на предоставление ему жилого помещения.
Применительно п.23 постановления Пленума Верховного суда РФ N 14 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч.1 ст.7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст.168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п.1 ст.181 Гражданского кодекса РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п.2, 6 ч.3 ст.11 ЖК РФ, абзац 5 ст.12 ГК РФ, п.2 ст.166 ГК РФ), а также прокурор (ч.1 ст.45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п.2 ст.167 ГК РФ).
При таком положении в случае признания судом, что денежные средства в счёт компенсации федеральному бюджету затрат на приобретение жилой площади, превышающую установленную законом норму, были истребованы с истца незаконно, суд должен признать незаконным и решение уполномоченного органа о предоставлении истцу жилого помещения большей площади, что, в свою очередь, повлечёт необходимость применения последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, к договору социального найма жилого помещения № от 22.02.2012г., заключенному с истцом Новиковым А.В..
При этом судом не усматривается оснований для признания решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма недействительным в части взимания компенсации затрат федерального бюджета, в силу вышеприведенных норм.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Новикова ФИО12 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о признании незаконным решения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в части взимания компенсации затрат федерального бюджета, взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Т.В. Брязгунова