Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-124/2020 ~ М-104/2020 от 06.04.2020

    Дело № 2-124/2020                               УИД 28RS0013-01-2020-000186-59

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    с. Поярково                                                                   15 апреля 2020 года

    Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ершовой К.В.,

при секретаре Паньковой А.С.,

с участием ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданному в защиту прав и законных интересов ФИО2, к администрации Михайловского района Амурской области о признании пострадавшей в результате ЧС, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области,

УСТАНОВИЛ:

    И.о. прокурора Михайловского района Амурской области, выступая в защиту прав и законных интересов жительницы <адрес> <адрес> Александровой Н.Ф., обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, просив признать Александрову Н.Ф., проживающую по <адрес>, пострадавшей от чрезвычайной ситуации - затопления, подтопления в результате ливневых дождей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором она проживает, возложив на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Александровой Н.Ф. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка по обращению Александровой Н.Ф. о нарушениях органами местного самоуправления Михайловского района прав данного лица на получение ЕМП за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая, предусмотренной п. 8 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19, как пострадавшей от ЧС в результате возникновения на территории Михайловского района опасных породных явлений (сильного дождя, очень сильного ливня) и подъемом уровня больших и малых рек – затопления, подтопления в результате ливневых дождей и разлива рек. Также указав, что в результате выпадения обильного количества осадков на территории Михайловского района приусадебный участок Александровой Н.Ф. подвергся подтоплению. В связи с чем, 08.08.2019 она обратилась в администрацию Коршуновского сельсовета с заявлением об обследовании принадлежащего ей земельного участка. По результатам первичного и повторного обследования земельного участка Александровой Н.Ф., проведенного, соответственно, 01.08.2019 и 11.08.2019 мобильной группой комиссии по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, установлен факт подтопления (затопления) и гибели объектов растениеводства (овощей) на площади 800 кв.м от общей площади 1000 кв.м. Однако документы на включение Александровой Н.Ф. в списки граждан на получение ЕМП, в администрацию Михайловского района не были предоставлена по причине отсутствия заявления лица о предоставлении данного вида выплат. Вместе с тем, прокурор считает, что данное обстоятельство является следствием ненадлежащей организации работы комиссии Михайловского района по обеспечению содействия гражданам в оформлении соответствующих заявлений. И поскольку Александрова Н.Ф., обратилась через органы прокуратуры за защитой её прав, как лица, пострадавшего в результате ЧС, поскольку в результате указанной ЧС Александрова Н.Ф. утратила урожай, выращенный на приусадебном земельном участке по месту своего жительства, поэтому прокурор просил в судебном порядке признать её таковой и возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Александровой Н.Ф. в списки граждан на получение ЕМП в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области, обратив решение суда к немедленному исполнению.

    В судебном заседании ст. помощник прокурора Михайловского района Кириченко А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Истец Александрова Н.Ф., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, от поддержания исковых требований прокурора не отказывалась.

Ответчик администрация Михайловского района в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, в лице главы района представив письменные возражения относительно исковых требований прокурора, считая их не подлежащими удовлетворению, указав, что предоставление мер социальной поддержки гражданам носит заявительный характер, в то время, как Александрова Н.Ф. с письменным заявлением о выплате ей ЕМП в связи с гибелью (утратой) урожая не обращалась, документы необходимые для получения данного вида выплат, последняя в администрацию Михайловского района также не представила, в связи с чем, включение данного лица в список на оказание мер социальной поддержки не представляется возможным. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области, Правительство Амурской области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, министерство сельского хозяйства, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Заслушав доводы ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.

Впоследствии распоряжением и.о. главы Михайловского района Амурской области от 01.08.2019 №104 в связи с возникновением на территории Михайловского района опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня больших и малых рек на территории Михайловского района введён режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №148-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 №136-р» территория Михайловского района также была включена в зону регионального режима чрезвычайной ситуации.

При этом, распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №149-р границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области, определены в границах Михайловского района.

Распоряжением и.о. главы Михайловского района от 01.08.2019 №105 создана комиссия Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, пострадавших в результате возникновения опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъема уровня рек на территории района.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., является постоянным жителем <адрес>, проживает по месту регистрации по <адрес>.

Согласно первичным и повторным актам обследований, мобильной группой комиссией Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, 01.08.2019 проведено первичное обследование, а 11.08.2019 - повторное обследование земельного участка, в ходе которых установлено, что в период с 21.07.2019 по 11.08.2019 в результате подтопления ливневыми дождями подверглись подтоплению, затоплению сельскохозяйственные культуры на земельном участке по месту жительства Александровой Н.Ф.

Так, на земельном участке площадью 1400 кв.м, расположенном по <адрес>, находящемся в фактическом пользовании истца Александровой Н.Ф., установлена утрата (гибель) с/х культур на площади 800 кв.м из 1000 кв.м засеянной площади.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из данного положения следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществление единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

    В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

На территории Амурской области согласно п. 8 ч.3 ст. 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 04.04.2016) принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены отнесено к компетенции Правительства Амурской области.

    Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 № 241 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее – Порядок).

                                                                        В частности, согласно п. 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.

                                                                        Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п.3 Порядка).

                                                                        Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные в выделении средств резервного фонда, направляют в Правительство области обращение с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда с приложением обосновывающих документов (п.4 Порядка).

                                                                        Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку по результатам рассмотрения проекта распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляют исполнительные органы государственной власти области в соответствии с распределением полномочий согласно приложению к настоящим Правилам (п. 5 Порядка).

                                                                    Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку проектов распоряжений Правительства области выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий других чрезвычайных ситуаций, в части оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи пострадавшим гражданам, осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.

    Так, в целях оказания поддержки пострадавшим гражданам утратившим урожай с/х культур, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) предусмотрена выплата за счет резервного фонда Правительства Амурской области единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и проживающим в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин, в размере 10 тыс. руб. на один земельный участок (подп.2 п. 8).

Из буквального толкования указанного акта следует, что для получения выплаты в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельных участках, на которых расположены пострадавшие домовладения, необходим факт признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Поскольку первичным и повторным актами обследования земельного участка Александровой Н.Ф. от 01.08.2019 т от 11.08.2019 мобильной группой из числа членов комиссии администрации Михайловского района по обследованию объъектов растениеводства у граждан, зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур, подвергшиеся затоплению и гибели на земельном участке по месту постоянного жительства Александровой Н.Ф., в границах территории, подвергшейся ЧС, в связи с чем Александрову Н.Ф. надлежит признать пострадавшей в результате ЧС, с возложением на ответчика администрацию Михайловского района обязанности по включению указанного лица в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, для направления указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с целью осуществления указанного вида выплаты.

    При этом доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что Александровой Н.Ф. не был соблюден заявительный порядок включения в список лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, судом не принимаются в связи со следующим.

    В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт обращения Александровой Н.Ф. по месту своего жительства в администрацию Коршуновского сельсовета Михайловского района по вопросу обследования её приусадебного участка на предмет установления факта гибели её урожая в результате ЧС.

    Протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) администрациям городских поселений и муниципальных районов, границы территории которых включены в зону чрезвычайной ситуаций, было предписано предоставить в министерство сельского хозяйства области обосновывающие документы, необходимые для получения пострадавшими гражданами ЕМП, в том числе акты первичного и повторного обследований объектов растениеводства у граждан.

    Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 12.08.2019 № 451 «Об организации работы по выплатам гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Амурской области в июле - августе 2019 года» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 № 1766-р на Министерство социальной защиты населения Амурской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области, территории которых затронуты зоной чрезвычайной ситуации, режим которой введен распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р, была возложена обязанность обеспечить: 1) в срок до 13.08.2019 информирование граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об условиях оказания (выплаты) им за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету Амурской области на обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 № 1766-р в том числе о единовременной материальной помощи; 2) содействие пострадавшим гражданам в оформлении и подаче ими заявлений.

    При наличии у органа местного самоуправления обязанности оказывать помощь лицам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в сборе документов, необходимых для получения материальной помощи, при обстоятельствах, изложенных выше, суд считает, что доводы прокурора о том, что он Александрова Н.Ф. фактически заявила о своем праве на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью урожая в результате ЧС, нашли свое подтверждение и стороной ответчика надлежащими средствами доказывания опровергнуты не были. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение требований Протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19, а также Постановления Правительства Амурской области от 12.08.2019 № 451 по разъяснению Александровой Н.Ф. порядка и условий получения единовременной материальной помощи, оказанию содействия в оформлении необходимых документов.

    Также суд приходит к выводу о том, что отсутствие у органа местного самоуправления на момент рассмотрения дела соответствующего заявления Александровой Н.Ф., написанного по установленной форме, не свидетельствует о том, что у последней не возникло права на получение единовременной материальной помощи.

    Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

    В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

    Следовательно, установление обстоятельств, имеющих значение для дела, является обязанностью суда при разрешении спора о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле.

    В рассматриваемом деле юридически значимым являлось установленное судом обстоятельство гибели (утраты) Александровой Н.Ф. урожая по месту поствоенного жительства, в результате ЧС, как основания для разрешения вопроса о правах истца на получение материальной помощи.

    Таким образом, суд находит исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов Александровой Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, в соответствии с положениями ст. 212 ГПК РФ, согласно которой, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя, и учитывая социально значимый характер настоящего спора, суд полагает необходимым по требованию прокурора обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданное в защиту прав и законных интересов Александровой Н.Ф., удовлетворить.

Признать ФИО8 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года.

Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая, в размере 10 000 рублей, выплачиваемой из средств резервного фонда Правительства Амурской области.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со его дня принятия в окончательной форме.

Судья                                            К.В. Ершова

Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2020 года.

2-124/2020 ~ М-104/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Михайловского района Амурской области
Александрова Нина Федоровна
Ответчики
Администрация Михайловского района
Другие
Администрация Коршуновского сельсовета
Правительство Амурской области
Министерство сельского хозяйства Амурской области
Министерство лесного хазяйства и пожарной безопасности Амурской области
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Ершова Ксения Всеволодовна
Дело на странице суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее