Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-927/2021 ~ М-4221/2020 от 31.12.2020

№ 2а-927/2021

70RS0004-01-2020-008118-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2021 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Тимофеевой О.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Советского района г.Томска Лымаревой Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление прокурора Советского района г.Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Томска (далее – прокурор), действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявления указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г.Томска, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах Интернет-сайтов ... информации о незаконном обороте оружия и боеприпасов. Любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет» с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанного URL-адреса в адресную строку браузера может получить доступ к указанному Интернет-сайту и его контенту. При этом на основании информационных материалов, размещенных на указанном Интернет-сайте, потенциальный потребитель побуждается к нарушению установленных действующим законодательством правил оборота оружия в Российской Федерации. Сохранение доступа к информации, размещенной на интернет-сайтах ..., ведет к повышению уровня террористической угрозы на территории Российской Федерации, позволяя облегчить приготовление террористическими организациями к совершению преступлений террористического характера.

Определением суда от 29.01.2021 принят отказ административного истца прокурора Советского района г. Томска от требования о признании информации, размещенной на Интернет-сайте ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, производство по делу в указанной части прекращено.

Требования административного иска в остальной части прокурор поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Заинтересованное лицо - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), извещенное надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Суд на основании ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Советского района г.Томска по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г.Томска 28.12.2020 в служебном помещении, расположенном по адресу: г.Томск, ул. Белинского, д.14, каб.424 с использованием ноутбука ASUS и программы браузера «Opera» проведена проверка соблюдения требования Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации.

Согласно акту проверки от 28.12.2020, при введении в адресной строке браузера ключевых слов «купить боевое огнестрельное оружие без лицензии и справок» отобразился список ссылок на Интернет-сайты. В ходе проверки выявлено, что в свободном доступе для неограниченного круга лиц находится Интернет-ресурс ..., на котором размещена информация о незаконном обороте оружия и боеприпасов: продажа оружия и боеприпасов без лицензии, доставка оружия и боеприпасов путем тайников («закладок», исключения контактного общения с продавцами.

К акту проверки приложены скриншоты страницы вышеуказанного сайта в сети «Интернет», на которой отражена информация о возможности приобретения на данном Интернет-сайте, в частности, огнестрельного оружия и травматических пистолетов без соответствующего разрешения.

Повторной проверкой, проведенной 29.01.2021 помощником прокурора Советского района г.Томска Лымаревой Я.Р., установлено, что по состоянию на 29.01.2021 Интернет-сайт: ... функционирует.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы - гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 150-ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии» (далее – ФЗ «Об оружии»).

Данный федеральный закон устанавливает требования, предъявляемые к обороту оружия: приобретению, хранению, продаже; субъектам, приобретающим и реализующим оружие; ограничению оборота оружия.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об оружии» под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

В силу ст. 9 ФЗ «Об оружии» приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных законом.

Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (абз. 15 ст. 13 ФЗ «Об оружии»).

Статья 9.1 данного закона предусматривает, что торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию также подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», согласно которому торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила).

Правилами предусмотрено, что продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил).

В силу п. 5 Правил не допускается продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений п. 98 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее – Правила продажи отдельных видов товаров), предлагаемые для продажи оружие и патроны должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Продажа оружия и патронов осуществляется при представлении покупателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность покупателя; лицензии на приобретение определенного вида и типа оружия; лицензии либо разрешение на хранение, хранение и ношение оружия (для приобретения основных и запасных частей и патронов к оружию, принадлежащему покупателю); документа, удостоверяющего право покупателя на охоту, и разрешение на хранение и ношение оружия, используемого в целях охоты (для приобретения охотничьего холодного оружия) (п. 100 Правил продажи отдельных видов товаров).

При этом, ст. 222 УК РФ за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему предусмотрена уголовная ответственность.

Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в целях ограничения доступа к информации, размещенной на Интернет-ресурсе: r-411.ru о возможности приобретения оружия и боеприпасов без получения лицензии, в том числе с использованием тайников для доставки покупателем приобретенного оружия, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Распространение на указанном Интернет-сайте информации о возможности приобретения огнестрельного оружия без лицензии противоречит законодательству Российской Федерации, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, общественной безопасности, подрывает основы конституционного строя государства, нарушает публичные интересы Российской Федерации и препятствует укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Принимая во внимание, что прокурором Советского района г.Томска заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанного Интернет-сайта как такового или о запрете использования самого r-411.ru, удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администраторов этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).

Согласно данным УМВД России по Томской области от 22.01.2021, Интернет-сайт ... имеет IP-адрес 5.23.50.131 и располагается на площадке хостинг-провайдера ООО «ТаймВэб» (ул.Заставская, д.22, кв.2, лит.А, г.Санкт-Петербург, 196084).

При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд признает, что размещение на Интернет-сайте ... информации о возможности приобретения оружия и боеприпасов без лицензии нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора Советского района г.Томска обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Советского района г.Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Я.В. Глинская

2а-927/2021 ~ М-4221/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Томска
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области
Другие
Лымарева Ярослава Романовна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
31.12.2020Регистрация административного искового заявления
31.12.2020Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Подготовка дела (собеседование)
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Дело оформлено
25.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее