Судья – Язвенко Р.В. Дело № 33-7876/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«14» мая 2015 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Бекетовой В.В., Мантул Н.М.,
по докладу судьи краевого суда Бекетовой В.В.,
при секретаре Рамазановой З.Н.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Артамонова А.А. по доверенности Гаврилина Д.С., представителя Новлянской Н.М. по доверенности Заурумовой В.И., представителя администрации города Сочи по доверенности Савчук Ю.В., Кравченко Л.И., представителя Чукановой Г.Д. по доверенности Заурумовой В.И. на решение Адлерского районного суда города Сочи от 13 февраля 2015 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Чукановой Г.Д., Самойловой О.П., Новлянской А.М., Саврас В.А., Кравченко Л.И., Кравченко А.В., Кравченко А.А., Кравченко А.А., Кравченко Е.В., Кравченко Д.А., Артамонову А.А. о сносе самовольно возведенных строений.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда города Сочи от 13 февраля 2015 года исковые требования администрации города Сочи к Чукановой Г.Д., Самойловой О.П., Новлянской А.М., Саврас В.А., Кравченко Л.И., Кравченко А.В., Кравченко А.А., Кравченко А.А., Кравченко Е.В., Кравченко Д.А., Артамонову А.А. о сносе самовольно возведенных строений удовлетворены частично.
Чуканова < Ф.И.О. >27 обязана за свой счет осуществить снос самовольной капитальной пристройки к помещению №8-а по адресу: город Сочи, <...> при жилом доме 39, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Новлянская < Ф.И.О. >26 обязана осуществить за свой счет снос самовольно возведенных строений – летней кухни 15, одноэтажной деревянной пристройки, площадью 5,9 кв.м., бытовки контейнерного типа, расположенных по адресу: город Сочи, <...>, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Кравченко < Ф.И.О. >28 обязана осуществить за свой счет снос сарая 16, площадью 20,1 кв.м., расположенного по адресу: город Сочи, <...>, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Самойлова < Ф.И.О. >29 обязана осуществить за свой счет снос самовольно возведенной одноэтажной капитальной пристройки к помещению №2, город Сочи, <...> при жилом доме 39, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Артамонов < Ф.И.О. >30 обязан за свой счет осуществить снос одноэтажной капитальной пристройки к помещению №3, а также двухэтажной капитальной пристройки, расположенных по адресу: город Сочи, <...> при жилом доме 39, и привести земельный участок в первоначальное состояние.
В апелляционной жалобе представитель Артамонова А.А. по доверенности Гаврилин Д.С. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт – о признании права собственности на самовольную пристройку, ссылаясь на неверную оценку доказательств и не применение закона, подлежащего применению.
В апелляционной жалобе представитель Новлянской Н.М. по доверенности Заурумова В.И. просит отменить решение суда в части, касаемой Новлянской Н.М., и принять новый судебный акт – об отказе в иске, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности Савчук Ю.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении искового заявления к Чукановой Г.Д., ссылаясь на незаконность.
В апелляционной жалобе Кравченко Л.И. просит отменить решение суда, принять дело к производству и постановить новый судебный акт, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, судом не применен закон, подлежащий применению.
В апелляционной жалобе представитель Чукановой Г.Д. по доверенности Заурумова В.И. просит отменить решение суда в части и принять новое судебное постановление, указывая на то, что судом неправильно применен закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя Новлянской А.М., Чукановой Г.Д. по доверенностям Заурумову В.И., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении искового заявления администрации города Сочи к Чукановой Галине Дмитриевне по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи установлено, что земельный участок, общей площадью 1107 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: город Сочи, <...> категория земель: земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, постановлением главы города Сочи от 16.07.2001 года передан собственникам домовладения в постоянное (бессрочное) пользование с ограничениями, установленными требованиями режима второй зоны округа санитарной охраны курорта.
На указанном земельном участке расположен жилой дом (литер А, А1, а), общей площадью 107,1 кв.м., принадлежащий на праве долевой собственности 3/100 доли (помещение №2) Самойловой < Ф.И.О. >31, согласно договору №<...> о приватизации жилья от 11.06.1993 г., удостоверенному Сочинской ГПКС; 23/100 доли (помещение №3) Артамонову < Ф.И.О. >33; 1/2 доли (помещения №1, 15) Новлянской < Ф.И.О. >32, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> г.; 1/2 доли (помещения №1, 15) Саврас < Ф.И.О. >34, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> года; 3/7 доли (помещения №8а,8,9,10) Чукановой < Ф.И.О. >35, согласно договору дарения доли домовладения от 27.01.2014 г.; 2/14 доли (помещения №5а, 5, 4) Кравченко < Ф.И.О. >36 согласно договору мены квартир от 24.12.1993 года, реестр №Д<...>, в последующем передавшей право на указанное имущество Кравченко < Ф.И.О. >43, Кравченко < Ф.И.О. >37, Кравченко < Ф.И.О. >38, Кравченко < Ф.И.О. >39, Кравченко < Ф.И.О. >40 на основании договора дарения от 01.07.2013 г.
Кроме того, на земельном участке расположены ряд иных строений, а именно: трехэтажный жилой дом (литер К), общей площадью 389,6 кв.м., принадлежащий на праве собственности Чукановой < Ф.И.О. >44, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2013 г., регистрационный № <...>; двухэтажное нежилое здание - хозблок, общей площадью 196,5 кв.м., принадлежащее на праве собственности Самойловой О.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ №213077 от 31.08.2010 г.; двухэтажное хозяйственное строение (литер Г15), площадью застройки 25,5 кв.м., находящееся в пользовании Чуканова А.С.; правовые документы на указанные строения не предоставлены.
Одноэтажная котельная (литер Г16), общей площадью 10,6 кв.м, находится в пользовании Чуканова А.С., на которую правовые документы также не предоставлены; летняя кухня (15), общей площадью 12,2 кв.м, находится в пользовании Новлянской А.М., правовые документы отсутствуют; сарай (16), общей площадью 20,1 кв.м. находится в пользовании Кравченко Л.И. - правовые документы не предоставлены; одноэтажный деревянный сарай (литер Г18), общей площадью 5,9 кв.м, находится в пользований Новлянской A.M., правовые документы на указанное строение не предоставлены.
Также в ходе проведения осмотра установлено, что Чуканов А.С. к своему правомерному помещению №8а в жилом доме (литер А, А1, а) без получения разрешительной документации осуществил строительство одноэтажной капитальной пристройки, ориентировочными размерами 1,9мх4,3м.
Кравченко Л.И. к правомерному помещению №5а в жилом доме (литер А, А1, а) без получения разрешительной документации осуществила строительство одноэтажного капитального санузла, ориентировочными размерами 2,30мх1,25м.
Новлянская A.M. к своему правомерному помещению №15 в жилом доме (литер А, А1, а) без получения разрешительной документации осуществила строительство одноэтажной деревяной пристройки, ориентировочными размерами 3,5мх2,2м.
Самойлова О.П. к правомерному помещению №2 в жилом доме (литер А, А1,а) без получения разрешительной документации осуществила строительство одноэтажной капитальной пристройки, ориентировочными размерами 1,9мх2,0м.
Артамонов А.А. к правомерному помещению №3 в жилом доме (литер А, А1,а)без получения разрешительной документации осуществил строительство одноэтажной капитальной пристройки, ориентировочными размерами 3,5мх2,16м, а также двухэтажной капитальной пристройки ориентировочными размерами 3,92мх6,28м.
Кроме того, в настоящее время в предполагаемых границах земельного участка расположена бытовка контейнерного типа и навес из металлоконструкций 5мхЗм.
Территория земельного участка огорожена. На момент проведения осмотра земельного участка строительно-монтажные работы не проводились; межевые знаки отсутствуют.
Судом установлено, что Чуканову А.С. с 1996 года по 2001 года принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 367,7 кв.м., распложенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, <...>
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <...>
Чуканов А.С. являлся собственником 3/7 долей домовладения литер «А», расположенного адресу: город Сочи, <...>
В период владения земельным участком Чукановым А.С. в границах принадлежащего ему земельного участка и на основании распоряжения главы администрации Адлерского района г.Сочи от 25.11.1998 года №905 возведен трехэтажный жилой литер «К», общей площадью 392,1 кв.м., кроме того, построены хозяйственные постройки для обслуживания указанного дома литер «К», хозяйственный блок «Г15», котельная «Г16» и навес к части дома литер «А»- Г»17».
Согласно акту приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома литер «К» и хозяйственных построек Г-15 хозблок, Г 16- котельной, Г17-навес к части дома литер «А», жилой дом и хозяйственные постройки выполнены в соответствии с проектной документацией, отвечают санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам.
Указанный акт приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома по ул. Кирова, 39 утвержден распоряжением главы администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края №818-р от 02.11.2000г. и распоряжения главы администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края №818-р от 02.11.2000 года.
Приходя к выводу о том, что спорное строение литер Г15 возведено по решению органов власти и принято в эксплуатацию в установленном порядке по акту государственной приемочной комиссией, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 6 постановления главы города Сочи от 27 мая 2009 года № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» право подписи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, за исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные) предоставлено заместителю главы города Сочи, курирующему вопросы строительства.
Разрешение на строительство спорного объекта не предоставлялось, а ответчик в свою очередь не обращался с заявлением в администрацию города Сочи о выдаче разрешения на строительство.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания права собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город- курорт Сочи.
Кроме того, в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Однако Чукановой Г.Д. при строительстве спорного строения, как и другими ответчиками, чьи объекты недвижимости признаны подлежащими сносу, градостроительный план земельного участка не выполнялся.
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно положениям данных Правил установлено, что процент застройки участка - это выраженный в процентах показатель градостроительного регламента, показывающий, какая максимальная часть площади каждого земельного участка, расположенного в соответствующей территориальной зоне, может быть занята зданиями, строениями и сооружениями.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - это предельные физические характеристики земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), которые могут быть размещены на территории земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом.
Существующие размеры земельных участков и параметры капитального строительства не соответствуют предельным параметрам земельных участков и предельным параметрам строительства, что является нарушением градостроительных регламентов (п. 1.6. Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи).
Материалами гражданского дела не подтверждается то обстоятельство, что при возведении спорных строений, в том числе и литер Г15, не были нарушены требования, установленные градостроительным законодательством.
Согласно положениям данных Правил минимальный отступ от границ земельного участка до объекта вспомогательного использования должен составлять не менее 3 метров.
Однако как усматривается из генерального плана участка в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: г. Сочи, <...> все спорные строения возведены вплотную к границам земельного участка, без необходимых отступов.
Таким образом, при строительстве были существенно нарушены градостроительные нормы и правила.
Кроме того, в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи в части сноса двухэтажного хозяйственного строения (литер Г15), площадью застройки 25,5 кв.м, находящегося в пользовании Чукановой < Ф.И.О. >45, суд ссылается на то обстоятельство, что в период владения земельным участком Чукановым < Ф.И.О. >46 в границах принадлежащего ему земельного участка и на основании распоряжения главы администрации Адлерского района г. Сочи от 25.11.1998 года №905 возведен трехэтажный жилой литер «К», общей площадью 392,1 кв.м., построены хозяйственные постройки для обслуживания указанного дома литер «К», хозяйственный блок «Г 15», котельная «Г 16» и навес к его части дома литер «А» - «Г 17».
Согласно акту приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома литер «К» и хозяйственных построек Г15 хозблок, Г16 - котельной, Г17 - навес к части дома литер «А», жилой дом и хозяйственные постройки выполнены в соответствии с проектной документацией, отвечают санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам.
Вышеуказанный акт приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома по ул<...> утвержден распоряжением главы администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края №818-р от 02.11.2000 года.
Однако из представленных документов, а именно акта приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома по ул<...> и распоряжения главы администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края №818-р от 02.11.2000 года «Об утверждении акта приема в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома Чуканова А.С. по <...>», не усматривается, что хозблок Г15 является двухэтажным строением.
В настоящее же время спорное строение под литером Г15 площадью застройки 25,5 кв.м, является двухэтажным, таким образом, параметры существующего строения отличаются от параметров хозблока литер Г15, указанного в распоряжении главы администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края №818-р от 02.11.2000 года.
Учитывая изложенное, судом в нарушение ст. 55 ГПК РФ не приняты меры к всестороннему, объективному исследованию юридически значимых обстоятельств дела, в связи с чем обжалуемое решение Адлерского районного суда города Сочи от 13 февраля 2015 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении искового заявления администрации города Сочи к Чукановой Галине Дмитриевне.
В остальной части судом первой инстанции сделан правильный вывод – об удовлетворении требований органа исполнительной власти., поскольку в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-Ф3 права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии со статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 11 Земельного кодекса РФ в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, конструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного амоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их ведении. Самовольный захват земельного участка нарушает права органа местного амоуправления в области управления, распоряжения и контроля над земельными участками, находящимися на подведомственной ему территории.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 26.11.2009 № 161 установка размещение контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или особленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств, стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений в обязательном порядке согласовывается с правообладателем территории, управлением архитектуры и градостроительства адмистрации города Сочи.
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 76 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, их видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что ответчиками допущено самовольное строительство на не принадлежащем им земельном участке, с существенным нарушением строительных и градостроительных норм и правил, вывод об удовлетворении искового заявления администрации города Сочи правомерен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Краснодарского краевого суда приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда в части отказа в удовлетворении искового заявления администрации города Сочи к Чукановой Галине Дмитриевне о сносе двухэтажного хозяйственного строения литер Г15, площадью застройки 25,5 кв.м., расположенного на земельном участке, общей площадью 1107 кв.м., с кадастровым номером <...> по адресу: город Сочи, <...> при жилом доме №39 и оставлении в остальной части решения суда без изменения.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков со ссылкой на возможность признания права собственности на спорные объекты недвижимости не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос не являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, что не лишает ответчиков права на обращение в суд с самостоятельным иском.
Ссылка в жалобах на то, что у суда не имелось оснований для сноса спорных объектов, поскольку они относятся к объектам недвижимости вспомогательного назначения, служат средствами для обеспечения ответчиков элементарными средствами удобств, не могут быть приняты во внимание, поскольку из дела следует, что ответчики не являются собственниками земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб ответчиком и их представителей, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности Савчук Ю.В. удовлетворить.
Решение Адлерского районного суда города Сочи от 13 февраля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления администрации города Сочи к Чукановой < Ф.И.О. >47.
Удовлетворить исковое заявление администрации города Сочи к Чукановой < Ф.И.О. >48.
Обязать Чуканову < Ф.И.О. >49 за свой счет осуществить снос самовольного строения – двухэтажного хозяйственного строения литер Г15, площадью застройки 25,5 кв.м., расположенного на земельном участке, общей площадью 1107 кв.м., с кадастровым номером <...> по адресу: город Сочи, <...>
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Артамонова А.А. по доверенности Гаврилина Д.С., представителя Новлянской Н.М. по доверенности Заурумовой В.И., Кравченко Л.И., представителя Чукановой Г.Д. по доверенности Заурумовой В.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: