Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1964/2021 ~ М-1743/2021 от 31.03.2021

Дело № 2а-1964/2021

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

             г. Ульяновск                                                                                         04 мая 2021 года

             Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фролова В.В.,

при секретаре Юсуповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Надежде Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

            Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Н.В. (судебному приставу-исполнителю МОСП УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В.), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (УФССП России по Ульяновской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек, в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, вынесенного на основании вступившего в законную силу решения суда. Так, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по делу , вступившему в законную силу, на предмет исполнения: обязать обеспечить Балахнева А.Д. в соответствии с законом Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О представлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» на условиях найма специализированное жилое помещение в МО «город Ульяновск» в отношении должника – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. Данное постановление считает вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обращалось в адрес судебного пристава-исполнителя с указанием на невозможность исполнения решения суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, поскольку является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Законом Ульяновской области от 27.11.2020 №141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное решение суда, для надлежащего исполнения решения суда необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. По итогам объявленных аукционов в августе 2017 года заключены государственные контракты с ООО «Керамзит» на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области. В 2018 году торги не объявлялись по причине отсутствия заявок. В марте 2019 года объявлены торги на приобретение 20 квартир. По итогам аукциона по приобретению жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проведенного в октябре 2019 года заключены государственные контракты. Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда, от исполнения которого сторона административного истца не уклоняется. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного заседания. Просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие.

    Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенская Н.В., в судебном заседании не присутствовала, судом извещалась о времени и месте судебного разбирательства. Представлены материалы исполнительного производства.

Привлеченное судом в качестве административного соответчика – УФССП России по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного разбирательства.

Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица – Балахнев А.Д. в судебном заседании не присутствовал. Судом извещался.

               Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

    Изучив материалы административного дела, а также материалы исполнительного производства суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность предоставить Балахневу А.Д. на территории МО «город Ульяновск» благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа ФС , выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника – административного истца.

            Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50 000 рублей 00 копеек.

Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из Постановления Правительства Ульяновской области №25/557-П от 16.11.2018 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области» указанное министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (1.1); Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности на территории Ульяновской области подведомственных организаций (1.4).

           Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2021 год, утвержденной Законом Ульяновской области от 27.11.2020 №141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

           Тем самым, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от передачи жилых помещений в подведомственное учреждение, выполнения необходимой процедуры предоставления специализированного жилого помещения. Так, согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимаются действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. Наряду с заключением государственных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по итогам объявленных торгов в рамках проведения аукционов в текущем 2021 году планируется проведение дополнительных аукционов.

    При этом должник по исполнительному производству информировал судебного пристава о невозможности исполнения возложенного на него обязательства в столь короткие сроки (5 дней).

На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

           Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    административные исковые требования Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Надежде Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

    Освободить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству -ИП.

              Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья:                                                                                      В.В. Фролов

2а-1964/2021 ~ М-1743/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Засвияжского района г.Улдьяновска
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Ответчики
СПИ МОСП по исполнению особых ИП Ровенская Н.В.
УФССП России по Ульяновской области
Другие
Балахнев А.Д.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Фролов В. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
31.03.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
04.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее