Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1016/2023 ~ М-677/2023 от 24.04.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 года                                                                             г. Самара

    Самарский районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Коваленко О.П.,

    при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1016/2023 по иску Лунева Андрея Владимировича к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Лунев А.В. обратился с иском с учетом уточнений к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, в котором просил признать незаконными выставленные платежи ДД.ММ.ГГГГ в виде судебного взыскания в пользу <адрес> размере 2 179 рублей; признать незаконными выставленные платежи за ДД.ММ.ГГГГ порча ОДИ (замок)» в размере 1150 рублей; возложить обязанность на ТСЖ «Луч» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ дополнительную строку прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ дополнительную строку прочие услуги порча ОДИ (замок), предоставить новые квитанции за ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными выставленные платежи Отопление МОП за: январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля; возложении обязанности на ТСЖ «Луч» предоставить новые квитанции без строки отопление МОП за январь 2021, февраль 2021, март 2021, апрель 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, январь 2022, февраль 2022, март 2022, апрель 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022; взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 7 572 рубля 92 копейки.

В обоснование заявленных требований указала, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный дом находится в обслуживании ТСЖ «ЛУЧ». В ДД.ММ.ГГГГ года в квитанции по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги появилась дополнительная строка прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес> порча ОДИ (замок)». Размер оплаты по данным строкам составляет 1150 рублей (замок) и 2 179 рублей (судебное взыскание). Письменное обращение в ТСЖ по данному вопросу не дал никакого результата. В связи с чем, истец вынуждена обратиться с указанным иском в суд.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, указав, что услуга по отоплению мест общего пользования МКД не предоставлялась, факт отсутствия приборов отопления в местах общего пользования, что делает невозможным оказание вышеуказанной услуги. Заявление Лунева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСЖ «Луч» оставлено без удовлетворения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представил.

На основании ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица ГЖИ Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав сторону, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу ст.210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Члены ТСЖ либо жилищного кооператива вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления жилищного кооператива.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся вопросы, предусмотренные частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к его компетенции (пункт 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса).

В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

На основании ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 5 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Из ч. 1 ст. 156 ЖК РФ следует, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пункт 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лунев А.В. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 110 кв.м., с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Луч», которое, согласно Уставу, является некоммерческой организацией, созданной для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Принимая во внимание вышеизложенные положения норм права, принятие решения об оказании собственникам дополнительных услуг отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства.

Как следует из материалов дела, в квитанциях по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги, выставленных ТСЖ «Уют» истцу, за ДД.ММ.ГГГГ имеется дополнительная строка прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес>» в сумме 2179 рублей и за ДД.ММ.ГГГГ «порча ОДИ (замок)» в сумме 1150 рублей.

Поскольку указанные дополнительные расходы не относятся к коммунальным услугам, предусмотренным ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, не входят в структуру платы за жилье согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ, в связи с чем действия ТСЖ «Луч» по включению оплаты за данные услуги в состав обязательных платежей являются незаконными, кроме того решения общего собрания по поводу включения указанных выше взысканий не принималось, что не оспаривалось ответчиком.

Доводы ответчика о том, что истец незаконно занимает помещение на первом этаже, которое ТСЖ «Луч» предлагало освободить, в связи с чем, установило замок, который истец срезал, а ответчику причинен ущерб в сумме 1150 рублей, судом не принимаются во внимание, как не относящиеся к предмету иска, правового основания для включения в квитанцию по обязательным платежам за квартиру у ТСЖ «Луч» не имелось, какого-либо решения суда о взыскании с истца причиненного ущерба в пользу ТСЖ также не имеется.

Доводы ТСЖ «Луч» о том, что обязанность истца оплачивать дополнительные услуги возникает в силу закона, являются необоснованными. Такая обязанность может возникнуть у собственника помещения в многоквартирном доме не в силу закона, а в результате волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, выраженном на общем собрании собственников и закрепленном в соответствующем решении, причем именно в решении общего собрания должна быть не только указана сама дополнительная услуга, но и определены необходимые для ее оказания перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер финансирования.

В связи с чем, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Лунева В.В. о признании данных платежей незаконными и исключении их из квитанций, с выставлением новых квитанций за данный период.

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу п. 42.1 Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Расчет платы за отопление в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного теплоснабжения) производится в соответствии с абзацами четвертым и девятым пункта 54 Правил и формулами, к которым эти положения отсылают. Он зависит от оснащенности всех отдельных помещений в доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии. По смыслу абзаца девятого данного пункта учет показаний таких приборов допускается при наличии в доме наряду с общедомовым прибором учета тепловой энергии (прибором, установленным на оборудовании, входящем в состав общего имущества в доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению) индивидуальных приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома. В остальных случаях расчет производится в соответствии с абзацем четвертым данного пункта: при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю помещения в соответствии с предусмотренной формулой.

Предусмотренный абзацем третьим пункта 42 (1) Правил N 354, во взаимосвязи с формулой 3 и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, пункты 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов содержат правовое регулирование, позволяющее рассчитать плату за коммунальную услугу по отоплению, в том числе в ситуациях, когда в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом (абзац шестой пункта 42.1).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

На основании изложенного порядок расчета платы за отопление - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года - применяется при любом варианте определения объема потребленной услуги (по приборам учета либо по нормативу), указанный порядок определяется органом исполнительной власти субъекта и при его установлении подлежит обязательному применению при расчете платы за отопление исполнителем соответствующих услуг.

Постановлением от 27 апреля 2021 года N 16-П Конституционный Суд дал оценку конституционности абзаца третьего пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам.

Указанные положения во взаимосвязи являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений, которые расположены в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии многоквартирном доме и переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования такого дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления.

Оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в таком многоквартирном доме и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

До внесения надлежащих нормативных изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме.

Конституционный Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра дела заявительницы, отметив при этом ее право на применение компенсаторных механизмов, охватывающих в том числе период до вступления в силу нового правового регулирования, принятого во исполнение пункта 3 резолютивной части данного Постановления, в связи с правоприменительными решениями, основанными на оспоренных положениях в той мере, в какой они признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Форма и размер компенсации определяются судом, рассмотревшим конкретное дело в первой инстанции.

При этом, в соответствии с абзацем 11 п. 42.1 Правил при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, с общей площадью помещений 11278,80 кв.м, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

Согласно открытым сведениям с сайта ГИС ЖКХ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, общая площадь жилых помещений 9388 кв.м, общая площадь нежилых помещений 2313 кв.м, общая площадь помещений общего пользования 2501,35 кв.м ( итого 14202,35 кв.м)

Доказательств того, что помещения общего пользования данного многоквартирного дома оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, несмотря на доводы представителя истца, не представлено, как и не представлена техническая документация системы отопления.

Таким образом, плата за тепловую энергию на отопление должна вноситься совокупно, без разделения на плату за индивидуальное потребление и плату на содержание мест общего пользования (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).

Между тем, Ответчиком истцу выставлялись квитанции в отопительный период времени:

как за отопление: за январь 2021 – 6129,42 рубля (3,437045 Гкал), февраль 2021 – 5855,59 рублей (3,283498), март 2021 – 5457,69 рублей (3,060375), апрель 2021 – 4215,57 рублей (2,363864), октябрь 2021 – 4309,17 рублей (2,325637), ноябрь 2021 – 3561 рубля (1,921852), декабрь 2021 -4541,54 рубля (2,451047), январь 2022 – 6126,67 рублей (3,306529), февраль 2022 – 5120 рублей (2,763234), март 2022 – 4628,06 (2,497736), апрель 2022 – 2857,83 рубля (1,542353), ноябрь 2022 - 4617,87 рублей (2,351185), декабрь 2022 – 6240,01 рублей (2,862246);

так и за отопление МОП: : январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля.

Начисление платы за услуги теплоснабжения по указанному адресу должно производиться на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 42.1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

Расчет платы за услугу отопления ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлен.

При этом, в представленном ответчиком ежемесячном расчете учётного индивидуального объема распределения на лицевые счета квартиры на МОП указаны суммарный расход по общему прибору учета и сумма коэффициента распределения – 11542,56 кв.м (вместо подтвержденного реестром собственников жилых и нежилых помещений 11278,80 кв.м), таким образом на каждую квартиру выведен коэффициент распределения исходя из площади квартиры, при неправильном указании суммы коэффициента распределения.

Между тем, представленный контрасчет ответчика (с учетом площади всех жилых и нежилых помещений) за спорный период в графе стоимость отопления истца не совпадает с графой «отопление» в выставленных истцу квитанциях, в которых плата за отопление значительно превышает сумму, указанную в контрасчете (за январь 2021 –5699,82 рубля, февраль 2021 – 5355,71 рублей, март 2021 –4628,25 рублей, апрель 2021 – 3883,31 рублей, октябрь 2021 – 4024,54 рублей, ноябрь 2021 – 3325,76 рубля, декабрь 2021 -4241, 54 рубля, январь 2022 –5721,92 рублей, февраль 2022 – 4781,70 рублей, март 2022 – 4322,23 рубля, апрель 2022 – 2669,02 рубля, ноябрь 2022 - 4198,28 рублей, декабрь 2022 – 5155,50 рублей), что свидетельствует о том, что указанная в выставленных истцу квитанциях плата за отопление включает в себя плату за МОП.

Учитывая, что доказательств законности и обоснованности выставления ответчиком в 2021-2022 гг. истцу квитанций за «отопление МОП» суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконными действий по выставлению платежей за отопление МОП за: январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля, а всего 5393,92 рубля; возложении обязанности на ТСЖ «Луч» предоставить новые квитанции без строки отопление МОП за январь 2021, февраль 2021, март 2021, апрель 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, январь 2022, февраль 2022, март 2022, апрель 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022.

Принимая во внимание, что доказательств того, что услуга по отоплению мест общего пользования рассчитана на основании Правил N 354, суду не представлено, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 16-П от 27 апреля 2021 года, суд полагает возможным применить компенсаторный механизм.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Таким образом, поскольку истцом на основании выставленных ответчиком счетов была произведена оплата за судебное взыскание в пользу <адрес> размере 2 179 рублей, а также за отопление МОП в размере 5 393,92 рубля, что подтверждается представленными истцом квитанциями в материалы дела, истец имеет право на получение денежных средств как неосновательное обогащение в сумме 7 572,92 рубля,

Согласно ст.103 ГПК РФ, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой, истец был освобожден, в силу ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Иск Лунева Андрея Владимировича к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, - удовлетворить.

Признать незаконными выставленные платежи ТСЖ «Луч» Луневу Андрею Владимировичу за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>:

- за май 2021 года «судебное взыскание в пользу <адрес>», в размере 2 179 рублей.

- за январь 2022 года «порча ОДИ (замок)» в размере 1150 рублей;

-за услуги «Отопление МОП» за: январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля.

Возложить обязанность на ТСЖ «Луч» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: <адрес>:

-за май 2021 года дополнительную строку прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес>»;

-за январь 2022 года дополнительную строку прочие услуги порча ОДИ (замок);

- за январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года, апрель 2021, октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, январь 2022 года, февраль 2022 года, март 2022 года, апрель 2022 года, ноябрь 2022 года, декабрь 2022 года,- строку «отопление МОП»,

предоставив Луневу Андрею Владимировичу новые квитанции за указанный период без указанных строк.

Взыскать с ТСЖ «Луч» (ИНН , КПП , ОГРН , юридический адрес: <адрес>) в пользу Лунева Андрея Владимировича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, паспорт РФ серии выдан ОВД № 8 Промышленного района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , зарегистрированный по адресу: <адрес>, ИНН <адрес>) сумму неосновательного обогащения в размере 7 572,92 рубля.

Взыскать с ТСЖ «Луч» (ИНН , КПП , ОГРН , юридический адрес: <адрес>) в доход местного бюджета г.о. Самара госпошлину в размере 400 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2023.

Председательствующий:                                              О.П. Коваленко

2-1016/2023 ~ М-677/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лунев А.В.
Ответчики
ТСЖ "Луч"
Другие
Государственная жилищная инспекция Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
31.07.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
28.08.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее