№2-461/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Илек Илекского района 16 августа 2021 года
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием ответчика Ефимова О.В.,
помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А.,
при секретаре судебного заседания Томяк Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жарниковой Ирины Александровны к Ефимову Олегу Викторовичу о взыскании компенсации морального вреда, причинённого преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Жарникова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Ефимову О.В. о компенсации морального вреда, причинённого преступлением. В обоснование заявленных требований указала, что приговором Илекского районного суда Оренбургской области от 4 июня 2019 года Ефимов О.В. признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, в котором погибла её мать Ж.Л.В. В этой связи просит взыскать с Ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Извещённая о дне, месте и времени судебного разбирательства истец Жарникова И.А. в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, указав на то, что её родители развелись в её раннем возрасте и она воспитывалась матерью Ж.Л.В., которая принимала активное участие в её жизни, поддерживая её как материально, так и морально. После её переезда в город Москву мать постоянно мотивировала её на поиски хорошей работы и адаптацию в новом месте. Однако в связи с гибелью матери по вине ответчика она лишилась заботы, внимания, любви со стороны матери, а также материального обеспечения.
В судебном заседании ответчик Ефимов О.В. исковые требования не признал, указывая на то, что приговором суда с него в счёт компенсации морального вреда, причинённого преступлением, было взыскано 860000 рублей в пользу Ш.Т.Н., признанной потерпевшей по уголовному делу. Полагает, что указанные обстоятельства исключают возможность взыскания с него морального вреда в рамках гражданского судопроизводства в пользу сына погибшей.
Помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Иванов А.А. полагал, что заявленные исковые требования о компенсации морального вреда, в связи с причинением смерти являются законными и подлежащими удовлетворению. Размер компенсации морального вреда просил суд определить с учётом принципов разумности и справедливости.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путём возмещения убытков, компенсации морального вреда.
В силу положений статьи 151 ГК РФ при причинении гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьёй 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В статье 1101 ГК РФ закреплено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер которой определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, однако при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, при этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» следует, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности, членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
Круг членов семьи гражданина не всегда ограничивается его супругом, детьми и родителями. Применительно к определению лиц, имеющих право на компенсацию морального вреда, причиненного смертью потерпевшего, супруг, родители и дети являются, в подавляющем большинстве случаев, наиболее близкими для гражданина лицами, в отношении иных членов семьи следует учитывать фактические обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических и нравственных страданий, связанных с гибелью близкого человека.
Уголовно-процессуальное законодательство к числу близких родственников погибшего в результате преступления относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков (п. 4 ст. 5 УПК РФ). По смыслу закона, каждое из перечисленных лиц в случае причинения ему вреда наступившей в результате преступления смертью близкого родственника имеет право на защиту своих прав и законных интересов в ходе как уголовного, так и гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года №17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, пострадавшего от преступления, права потерпевшего переходят к одному из близких родственников погибшего (часть 8 статьи 42 УПК РФ).
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 30 июля 2019 года приговором Илекского районного суда Оренбургской области от 4 июня 2019 года Ответчик признан виновным и осуждён по части 4 статьи 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения при управлении автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло по неосторожности смерть Ж.Л.В.
Согласно свидетельству о смерти Ж.Л.В. умерла ....
Указанным приговором исковые требования Ш.Т.Н. (матери погибшей) в части компенсации морального вреда удовлетворены в сумме 860000 рублей.
В судебном заседании установлено, что Жарникова И.А., ... года рождения, является близким родственником – дочерью погибшей Ж.Л.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении, выданного 9 июля 2021 года отделом записи актов гражданского состояния администрации г. Оренбурга.
В результате совершённого Ответчиком преступления, повлёкшего смерть Ж.Л.В., её дочери Жарниковой И.А. причинены нравственные страдания, обусловленные невосполнимой потерей её матери, что свидетельствует о том, что она относится к кругу лиц, имеющих право на возмещение компенсации морального вреда.
Таким образом суд полагает, что противоправные действия Ответчика находятся в прямой причинно-следственной связи со смертью Ж.Л.В., в связи с чем на нём лежит обязанность по возмещению Истцу морального вреда, причинённого смертью матери.
Факт нарушения личных неимущественных прав истца Жарниковой И.А. нашёл своё подтверждение в судебном заседании, что в силу закона является основанием ко взысканию компенсации морального вреда.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает, что преждевременная смерть матери безусловно свидетельствует о претерпевании Истцом глубоких нравственных страданий, поскольку является невосполнимой утратой и горем, которые нелегко пережить, и с которыми трудно смириться. При этом суд учитывает, что на момент смерти матери (которая являлась молодой женщиной, на момент смерти ей исполнился 41 год) Истцу исполнилось 20 лет.
Как следует материалов дела Жарникова И.А. воспитывалась погибшей матерью, которая одна занималась её развитием, материальным обеспечением. Таким образом, виновными действиями Ответчика Истец лишился материального обеспечения, заботы, внимания, любви со стороны матери.
При этом исходя из пояснений Истца, она тяжело перенесла смерть матери, поскольку она, её сестра и несовершеннолетний брат остались одни, без моральной и материальной поддержки, что сказалось на её психологическом состоянии.
Таким образом в связи с утратой матери у Жарниковой И.А. наступили необратимые обстоятельства, связанные с разрывом семейной связи между матерью и дочерью, лишением возможности общения с погибшей матерью, а также нарушением её психического благополучия и с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам.
Учитывая, что гибель близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, подобная утрата, безусловно, является тяжёлым событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
Суд, при разрешении требования о компенсации морального вреда также учитывает имущественное положение ответчика (п. 3 ст. 1083 ГК РФ), на иждивении которого находится несовершеннолетний ребёнок, размер его заработной платы, а также наличие кредитных обязательств.
Оценивая приведенные выше обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд, учитывая принцип разумности и справедливости, конкретные обстоятельства причинения вреда, финансовое положение Ответчика, степень причинения Истцу нравственных страданий, вызванных смертью и невосполнимой утратой близкого человека – матери, индивидуальные особенности Истца, приходит в выводу о необходимости установления размера компенсации морального вреда в 500000 рублей. Указанная сумма в полной мере соответствует тяжести и характеру перенесённых Истцом нравственных страданий, основания для взыскания суммы в большем размере отсутствуют.
Доводы Ответчика о том, что заявленные Истцом требования уже были предметом рассмотрения в процессе уголовного дела и приговором Илекского районного суда Оренбургской области от 4 июня 2019 года с него в пользу Ш.Т.Н. в счёт компенсации морального вреда взыскано 860000 рублей, не могут служить основанием для отказа в заявленных требованиях, поскольку реализация права одним из родственников на компенсацию морального вреда в рамках уголовного судопроизводства не лишает возможности других родственников реализовать это право в другом порядке, путём подачи гражданского иска в суд.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
В этой связи, государственная пошлина за требовании неимущественного характера в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования Илекский район Оренбургской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Жарниковой Ирины Александровны к Ефимову Олегу Викторовичу – удовлетворить в части.
Взыскать с Ефимова Олега Викторовича в пользуЖарниковой Ирины Александровны в счёт компенсации морального вреда, причинённого преступлением, 500000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска — отказать.
Взыскать с Ефимова Олега Викторовича в доход муниципального образования Илекский район Оренбургской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ В.Н. Букреева
Мотивированное решение составлено 23 августа 2021 года.
Копия верна: судья В.Н. Букреева