Дело № 2 – 1992/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего – судьи Байскич Н.А.,
при секретаре – Зеленской В.А.,
с участием:
истцов – Лебедева С.П., Лебедевой Е.В.,
представителя ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа - Окунцовой Я.В., действующей на основании доверенности № от 26.04.2018 года, сроком на один год без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
24 декабря 2018 года
гражданское дело по иску Лебедева Сергея Петровича, Лебедевой Елены Витальевны к Управлению городского развития Киселёвского городского округа об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшим непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и предоставлению социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику Управлению городского развития Киселёвского городского округа (далее по тексту – УГР КГО) об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшим непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и предоставлению социальной выплаты.
Требования мотивируют тем, что Лебедев С.П. и его супруга Лебедева Е.В., проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с 1989 года и по настоящее время. Дом принадлежит Лебедеву С.П. на основании договора купли-продажи дома от 13.04.1989 г.
Указывает, что заключением Сибирского филиала ОАО «ВНИМИ» № от 29.05.2017 г. жилой дом, по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Черкасовская», отнесен к категории «Подработанный ветхий» и подлежит сносу по условиям подработки.
После обращения к ответчику с требованием включить Лебедева С.П. и его супругу Лебедеву Е.В. в список граждан, подлежащих переселению и предоставить социальную выплату на приобретение жилья взамен сносимого, предоставления полного пакета документов, подтверждающих наличие у Лебедевых права на предоставление социальной выплаты, истцами был получен ответ от Управления городского развития Киселевского городского округа от 10.07.2018 г. №, которым истцам было отказано в предоставлении социальной выплаты по причине того, что список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 01.01.2013 г., а дом был обследован после утверждения указанного списка и в соответствии с данным списком, в указанном доме отсутствуют проживающие граждане. То есть Лебедев С.П. и ее супруга Лебедева Е.В. в список граждан, подлежащих переселению не включены. Истцы, Лебедев С.П. и его супруга Лебедева Е.В., право на предоставление социальной выплаты не имеют.
Лебедев С.П. вместе с супругой Лебедевой Е.В. постоянно проживал и проживает в настоящее время в указанном жилом доме, никогда и никуда не выезжал и не покидал свой дом. За жилым домом ухаживают самостоятельно, ремонтируют его, несут расходы по оплате коммунальных услуг (свет, вода). Ежегодно сажают огород и убирают урожай.
Считают, что данный отказ нарушает их права, так как получить социальную выплату имеют право собственники жилого дома, либо граждане, проживающие на основании договора социального найма.
На основании изложенного, с учетом уточнения просят обязать УГР КГО включить Лебедева С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Лебедеву Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская» и предоставить социальную выплату на приобретение жилья взамен сносимого жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истцы Лебедев С.П. и Лебедева Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив по существу заявленных требований. Дополнив тем, что проживают в доме до настоящего времени, несут расходы по его содержанию. Иного жилья в собственности не имеют.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что все условия предоставления социальной выплаты определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428, это: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список; и нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков. На дату составления списков 01.01.2013 г. дом по <адрес> не был обследован, а, следовательно, не был признан подработанным ветхим. До изменения законодательства в 2016 году УГР КГО могло уточнять списки, однако с изменениями произошедшими в 2016 году, списки могут быть уточнены только в трех случаях: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. В связи с чем, УГР КГО просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития иобеспечение занятости населения шахтёрских городов и посёлков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года (в ред. от 10.05.2018 года) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечении занятости для шахтёрских городов и посёлков» межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жильё) и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающихпостоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам… производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В ходе судебного разбирательства установлено и из материалов дела следует, что истцу Лебедеву С.П. на основании договора купли-продажи жилого дома от 13.04.1989 года принадлежит жилой дом, расположенный в <адрес> (л.д. 16,73). Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в бюро технической инвентаризации г. Киселевска, регистрационная запись № от 13.04.1989 года.
Справкой филиала № 25 БТИ г. Киселевска подтверждено, что сведений о наличии прав на недвижимое имущество в собственности Лебедевой Е.В. не имеется, за Лебедевым С.П. числится домовладение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.73).
В жилом доме значатся зарегистрированными: Лебедев С.П. с 29.05.1989 года, Лебедева Е.В. с 29.05.1989 года, подтверждается сведениями из домовой книги (л.д.17-39).
Отсутствие иного недвижимого имущества в собственности Лебедева С.П. и Лебедевой Е.В. также подтверждено сведениями, представленными из ЕГРН от 16.11.2018 г. (л.д.49, 50).
Жилой дом, расположенный в <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Черкасовская» и подлежит сносу. Письмом УГР Киселёвского городского округа № от 10.07.2018 года истцам отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку список граждан подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 01.01.2013 года. Дом был обследован после утверждения указанного Списка граждан подлежащих переселению. В соответствии со Списком граждан подлежащих переселению, в указанном доме отсутствуют проживающие граждане (л.д.7).
Как следует из заключения СФ ОАО ВНИМИ № от 29.05.2017 года жилой дом по адресу: <адрес>, значится в перечне (подработанных ветхих) жилых домов, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящиеся к категории ветхих, эти дома рекомендуются к сносу, согласно действующему законодательству (л.д. 51-58).
Пунктом 8 Правил, согласно которым предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного не пригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Из анализа статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения.
Таким образом, социальная выплата – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащего сносу, которые постоянно проживают в ветхом жилом помещении и не имеют иного жилого помещения, с целью обеспечения их жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерациипредусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Согласно п.п. 9,10 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, АООТ «Шахта «Черкасовская» прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании решения суда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
Согласно приведенных выше норм, право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, однако возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы – заключения СФ ОАО ВНИМИ от 29.05.2017 г. №.
В связи с чем истцы подлежат включению в списки на предоставление социальной выплаты, поскольку на дату ликвидации шахты являлись собственниками и членами семьи собственника спорного дома, проживали в нем и были в нем зарегистрированы.
Таким образом, постоянное проживание истцов на дату ликвидации шахты в жилом помещении в ходе судебного разбирательства доказана.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.