РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Борс Х.З.
При секретаре Ачох А.Р.Ф.Х.
С участием пом. прокурора <адрес> РА Негуча М.
Ответчика Ачмиза А.Х. и его представителя по доверенности Пшипия А.Х.
Представителя ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности Едиджи С.М.
Рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», Ачмизу А. Х. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования «<адрес>» и Ачмиз А. Х. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Ответчиками и применении последствий недействительности сделки. В целях обеспечения иска, просит запретить Ответчикам производить действия по распоряжению спорным земельным участком (кадастровый номер №). В обоснование исковых требований указал следующее.
<адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением требований земельного законодательства установлено, что постановлением главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Ачмиз А. Х. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 424 кв.м.
Согласно указанному постановлению этот земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов» и предоставляется для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Ответчиками заключен договор аренды данного земельного участка № №.
По мнению прокурора, данное постановление и договор аренды являются незаконными по следующим основаниям.
Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждены Правила землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение».
Согласно этих Правил и градостроительного регламента МО «Яблоновское городское поселение», земельный участок предоставленных Ачмиз А.Х. относится к территориальной зоне ЖЗ.103. «Застройки среднеэтажными жилыми домами 4-5 этажей.». Ни в основных, ни в вспомогательных, ни в условных видах разрешенного использования не предусмотрена возможность использования этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В силу ч.2 ст. 7 ЗК РФ земли категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым использованием.
Считает что при таких обстоятельствах администрация МО «<адрес>» в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ и утвержденных Правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка при предоставлении его в аренду, что привело к неэффективному использованию земельного участка.
Помимо этого данные действия администрации района привели к ограничению конкуренции, связанной с правами неопределенного круга лиц, что исключило возможность обратиться с заявлением потенциально заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка в аренду для его использования в соответствии с категорией земельного участка и его целевым назначением.
На этом основании Истец приходит к выводу о незаконности постановления главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое влечет ничтожность сделки (договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Ответчиками) и применение последствий ее недействительности.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Негуч М.А. уточнил исковые требования, просил признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года. Просил суд удовлетворить иск с уточнениями, поддержав требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Ответчика (администрации муниципального образования <адрес>) Едиджи С.М. возражала против удовлетворения иска, пояснив следующее.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В ст. 7 ЗК РФ определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которог8о устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности и регулируются Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч.1 указанного закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 этого же закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Порядок описания местоположения границ землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 г. № 267, которым определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства).
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Статьей 10 этого закона предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят:индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Постановлением Правительства РФ № 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при проведении государственного кадастра недвижимости.
В силу п. 11 названного положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки в которых содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон.
Однако администрация МО «Яблоновское городское поселение» не предоставила данные сведения в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА, что подтверждается их письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № в которых указывается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> сведения о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не внесены.
На этом основании просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель Ответчика (Ачмиз А. Х.) Пшипий Т.А. также возражал против удовлетворения судом иска пояснив, что после отказа прокуратуры от исковых требований по признанию недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ он вообще не видит даже формально правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, т.к. действующее постановление о предоставлении в аренду земельного участка с неизбежностью возлагает на администрацию МО «<адрес>» обязанность по заключению договора аренды данного земельного участка. По этой причине удовлетворение требований прокуратуры <адрес> не приведет к заявленным при подаче иска результатам - защиты прав неопределенного круга лиц. К тому же их права, по его мнению, никак не нарушены ни постановлением, ни заключенным на его основе договором аренды. Это обусловлено тем, что его доверитель был единственным лицом подавшим заявление о предоставлении спорного земельного участка. Вместе с тем законодательством предусмотрены легальные механизмы по изменению вида разрешенного использования земельного участка, поэтому если бы заинтересованные в получении его в аренду лица на самом деле существовали бы они могли обратиться с заявлением о его предоставлении наряду с его доверителем, а уже в последствии через процедуру публичных слушаний могли изменить вид разрешенного использования. Также пояснил, что данная процедура неоднократно использовалась титульными владельцами земли на территории, в том числе МО «Яблоновское городское поселение» и в этих случаях мер прокурорского реагирования не предпринималось.
Кроме того, исходя из принципа состязательности процесса и необходимости каждой стороной доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, прокуратурой не представлено в суд убедительных доказательств свидетельствующих, что спорный земельный участок к относится к территориальной зоне ЖЗ.103. «Застройки среднеэтажными жилыми домами 4-5 этажей.» и не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Предоставленная администрацией МО «<адрес>» справка из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА о том, что сведения о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не внесены, свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления МО «Яблоновское городское поселение» обязанности по направлению Правил землепользования и застройки в орган государственного кадастра.
Напротив, в материалах дела есть согласования администрации МО «Яблоновское городское поселение» по выделению спорного земельного участка.
Исходя из положений ГК РФ устанавливающих в качестве существенных условий договора аренды земельного участка условия о его предмете и сроке. Считает, что оба эти условия соблюдены, что подтверждается постановкой земельного участка на кадастровый учет и положениями оспариваемого договора.
Порока сторон договора тоже нет, т.к. соответствующим правом на предоставление земли администрация МО «<адрес>» наделена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными законами. Договор с обеих сторон подписан надлежащими лицами.
При указанных обстоятельствах считает, что иск прокуратуры не основан на нормах материального права, в том смысле, что в законодательстве отсутствуют соответствующие положения позволяющие удовлетворить иск после отказа от требований по признанию постановления недействительным.
Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 607 ГК РФ).
Конституция Российской Федерации гарантирует всем равенство перед законом \ Часть 1 статьи 46\.
Конституция Российской Федерации (статья 35) гарантирует законом охрану права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1), и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах \ пункт 3 статьи 129 ГК РФ\.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации \статья 15 ЗК ПРФ\.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. \часть ст.218 Гражданского Кодекса РФ\.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящихся в муниципальной собственности муниципального района в силу пункта 3 статьи 15 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с частью 2 статьей 11 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 34 ЗК РФ:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает
заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения муниципального района \пункт 15 ФЗ 131-ФЗ\.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из указанной нормы следует, что основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух условий - несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
Согласно разъяснения п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта, либо решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как установлено в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГ /вх №№/ Ачмиз А.Х.. обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 424 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н.
Как следует из материалов дела справки № от ДД.ММ.ГГГГ. отдела архитектуры, градостроительства и использования земель в период с 10.07.05г. по 30.06.06г. Ачмизу А.Х. и членам его семьи администрацией МО «<адрес>» земельные участки в собственность или аренду не предоставлялось. Также из справки № 16.08.12г. следует, что выделяемому Ачмизу А.Х. земельному участку под ИЖС возможно присвоить административный адрес: РА, <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Согласие» № администрацией МО «<адрес>» было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РА, <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес>.
Отделом архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и схема земельного участка.
Постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Ачмизу А.Х., являясь единственным заявителем, обратившимся с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 424 кв.м.
Согласно указанному постановлению земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель земли «населенных пунктов» и был предоставлен для индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер №).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и Ачмизом А.Х. был заключен договор аренды № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласование между сторонами предмета обжалуемого договора аренды подтверждается постановкой его на кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка.
Спора между сторонами по соблюдению процедуры выделения его в аренду в том виде, в котором он был предоставлен нет. Соблюдение этой процедуры подтверждается материалами дела и объяснениями сторон.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, следовательно, постановления изданы надлежащим полномочным органом, имеющим право на распоряжение муниципальной собственностью - администрацией МО «<адрес>».
Порядок предоставления гражданину земельного участка со стороны органа местного самоуправления был соблюден: участок был сформирован администрацией МО «<адрес>», утверждена схема его расположения, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастрового плана земельного участка площадь земельного участка 424 кв. метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства, местоположение: РА, <адрес>, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу статьи 3 ФЗ «О государственном кадастровом учете объектов недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии со статьей 5 частью 1 ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован надлежащим образом, что подтверждается материалами кадастрового дела объекта недвижимости, споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется.
Доводы прокурора о том, что администрация МО «<адрес>» в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ и утвержденных правил землепользования и застройки МО «Яблоновское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка, не соответствующий утвержденным Правилам и градостроительному регламенту МО «Тахтамукайское сельское поселение» суд считает не состоятельным по следующим причинам:
Из материалов дела следует, что Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки в которых содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон N 221-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267, которым определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства).
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 данного Федерального закона сведения.
В статье 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 11 названного положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Согласно части 2 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного указанным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 618, в процессе информационного взаимодействия документы предоставляются в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования.
Предоставление документов на бумажных носителях допускалось до установления Министерством экономического развития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде (до 08.02.2012).
Министерством экономического развития Российской Федерации принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости».
Как следует, из ответа директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы администрации МО «<адрес>», представленного ответчиком суду, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах населенных пунктов <адрес>, сведения о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не внесены.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя администрации МО «<адрес>» о том, что при формировании земельного участка администрация не имела возможности с определенной точностью и достоверностью установить место расположение земельного участка в установленной градостроительным регламентом территориальной зоне и определить вид разрешенного использования, так как администрация МО «Яблоновское горожское поселение» до настоящего времени не представила в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон.
Таким образом, оснований для признания постановления недействительным в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ не имеется, так как муниципальный правовой акт не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Утверждения прокурора о нарушении интересов неопределенного круга лиц, так как действия администрации района привели к ограничению конкуренции связанной с правами неопределенного круга лиц и исключило возможность обратиться с заявлением потенциально заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка в аренду для его использования в соответствии с категорией земельного участка и его целевым назначением также нельзя признать обоснованным.
В судебном заседании установлено, что после обращения Ачмиза А.Х.. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в администрацию МО «<адрес>» в соответствии со ст. 34 ЗК РФ были проведены работы по формированию земельного участка.
Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении администрацией МО «<адрес>» земельного участка по адресу а. Тахтамукай, <адрес> опубликовано в районной газете «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ №57. В сообщении указано, что в течение месяца принимаются заявления о предоставлении земельного участка.
Все заинтересованные лица, имеющие намерение в получении земельного участка в аренду имели возможность и право обратиться в течение месяца в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка и претендовать на него наравне с Ачмизом А.Х.
Категория земельного участка определена как земли населенных пунктов, прокурор принадлежность земельного участка к указанной категории не оспаривает и подтвердил в суде.
Нарушением прав с точки зрения истца является указание в постановлении разрешенного вида земельного участка, противоречащего градостроительным регламентам установленными Правилами землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение».
По мнению суда, процедура предоставления земельного участка, предусмотренная земельным законодательством администрацией МО «<адрес>» была соблюдена, препятствий к свободному доступу на право получения земельного участка независимо от его категории и вида разрешенного использования, имели все заинтересованные лица.
В случае предоставления земельного участка с разрешенным видом использования не соответствующего градостроительным регламентом, лица обладающие правами на земельные участки обладали правом осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, градостроительным регламентом согласно требованиям ст.ст. 37 и 38 Градостроительного кодекса РФ и статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ от 29.12.2004)
Кроме этого, в соответствии с ч.8 ст. 36 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Суду не представлено доказательств, что использование земельного участка для ИЖС опасно для жизни или здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Помощник прокурора Негуч М.А. в судебном заседании не представил суду доказательств нарушения интересов неопределенного круга лиц или возможность такого нарушения в будущем при вынесении муниципальным органом ненормативно-правового акта. Утверждения прокурора основаны лишь на предположениях, а не на фактических обстоятельствах, которые привели или могли привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств того, что имеет место ограничение конкуренции, связанной с правами неопределенного круга лиц по причине указания неверного вида разрешенного использования земельного участка. Напротив суду предоставлены доказательства о соблюдении всей процедуры предоставления земли в аренду. Вид разрешенного использования земельного участка указан верно, что подтверждается материалами дела.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 65 ГПК РФ). Помимо неверного указания вида разрешенного использования земельного участка Истцом не представлено суду иных оснований для признания сделки недействительной по мотивам ее ничтожности, а этот довод своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашел.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> к администрации МО «<адрес>» и Ачмиз А. Х. о признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 424 кв.м. заключенного между администрацией МО «<адрес>» и Ачмиз А. Х. и применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Борс Х.З.