РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.11.2012 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Шишловой Марины Анатольевны о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Шишлова М.А. обратилась в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что 03.03.2011 года она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, используемого под садоводство.
К данному заявлению ею был приложен соответствующий пакет документов и схема расположения испрашиваемого земельного участка.
03.02.2012 года Министерством имущественных отношений Самарской области направлено обращение №12-1/0545/11-с об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В ответ на указанное обращение Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара направил заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от 04.04.2012 года № СП-9/-524-0-1 по причине того, что на испрашиваемом земельном участке выявлено наличие древесной растительности и отсутствие в пакете документов ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, лесам, расположенным на землях иных категорий.
На основании данного заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 06.07.2012 года №12-1/0545/11-с уведомило об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
По её мнению отказ Министерства имущественных отношений и заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, являются незаконными и создающими препятствия к осуществлению прав на предоставление испрашиваемого земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-с в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, посёлок Южный, на склоне Сокольих Гор, уч. б/н, площадью 735,6 кв. м, используемого под садоводство, признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/-524-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, посёлок Южный, на склоне Сокольих Гор, уч. б/н, площадью 735,6 кв. м, используемого под садоводство, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить нарушение права путём утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> используемого под садоводство, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> под садоводство.
В соответствии с п. 2.4. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» министерство направляет обращение в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.5 Порядка в месячный срок с момента поступления обращения министерства уполномоченный орган с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
На основании п. 2.6. в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участкас указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участкас указанием причин невозможности его предоставления.
В связи с изложенным, пункт 2.6. Порядка определяет наличие такого заключения в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку объект предоставления в таком случае отсутствует с правовой точки зрения.
В соответствии с Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № органом, уполномоченным на утверждение схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Порядком, Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение от 16.02.2012 года №СП-9/524-0 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Установлено, что к данному обращению были приложены копия заявления Шишловой м.А. №12-1/0545/11-с, копия схемы расположения земельного участка и копии сведений из Управления Росреестра по Самарской области.
На обращение министерства об утверждении схемы расположения спорного земельного участка от 03.02.2012 года поступило заключение Департамента от 04.04.2012 года №СП-9/524-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке выявлено наличие древесной растительности согласно топографическим материалам Департамента (л.д. 43). Кроме того, в пакете документов отсутствовал ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, лесам, расположенным на землях иных категорий.
С учётом изложенного, оценив указанные обстоятельства, принимая во внимание то, что на момент отказа в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка, информации о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, лесам, расположенным на землях иных категорий в распоряжении уполномоченных органов, в распоряжении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не имелось, суд считает, что Департамент строительства и архитектуры не имел возможности утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, соответственно Министерство имущественных отношений было не вправе предоставить данный земельный участок заявителю, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных Шишловой М.О. требований не имеется.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. ст. 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, обязательным условием проведения государственного кадастрового учёта является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления. Утверждение схем расположения земельных участков относится к исключительной компетенции таких органов.
Согласно п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учёт. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства постановки испрашиваемого земельного участка на соответствующий учёт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Шишловой Марины Анатольевны о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья