РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киренск 25 июля 2018 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Чеботаревой Н.Г., с участием ст. помощника прокурора Киренского района Кондратенко И.С., истца Князевой М.А., представителя ответчиков Думы Киренского муниципального района, Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район, муниципального образования Киренский район Воробьева А.В., представителя ответчика Думы Киренского муниципального района Аксаментовой О.Н., представителя ответчика Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район Килячковой С.А., рассмотрев материалы гражданского дела № 2-407/18 по исковому заявлению Князевой Марины Александровны к Думе Киренского муниципального района, Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, муниципальному образованию Киренский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Иск мотивирован тем, что Князева М.А. проходила муниципальную службу с 13.02.2013 года в Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район и замещала муниципальную должность аудитора. 12.02.2018г. она была освобождена от занимаемой должности аудитора в связи с истечением срока полномочий. Истец считает увольнение незаконным по следующим основаниям: решением Думы района от 13.02.2013г. № 414/5 «О назначении на должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район» по итогам голосования Князева М.А. была назначена на должность аудитора КСП района с 13.02.2013г. по день вступления в должность вновь утвержденного аудитора Контрольно-счетной палаты. Данное решение было опубликовано в газете «Ленские зори». 13.02.2013г. издано распоряжение по КСП района №7-л приеме Князевой М.А. на работу. 13.02.2013г. между Князевой М.А. и муниципальным образованием Киренский район в лице представителя нанимателя председателя КСП района, действующего на основании Положения о КСП заключен трудовой договор №2, согласно которого, «дата начала исполнения работы: 13 февраля 2013 года» (п.1.5), «Трудовой договор заключается на определенный срок: на срок полномочий муниципального служащего, а именно, по день вступления в должность вновь утвержденного аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район (п.1.6)». Решением Думы от 16.12.2013г. №510/5 в Устав района было внесено изменение в пункт 10 статьи 51 «Контрольно-счетная палата» изложен в следующей редакции «срок полномочий председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты района устанавливается нормативным правовым актом районной Думы и не должен быть менее чем срок полномочий районной Думы». Срок полномочий Думы района установлен ст. 24 Устава района – 5 лет. 25.02.2014г. На основании изложенного между муниципальным образованием Киренский район в лице представителя нанимателя председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район и Князевой М.А. заключено дополнительное соглашение №3 к трудовому договору №2 от 13.02.2013г. «Трудовой договор заключается на определенный срок: на срок полномочий Думы Киренского района – 5 лет, а именно, по день вступления в должность вновь назначенного аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район» (п.1.6). 02.02.2018г. в газете «Ленские зори» опубликовано решение Думы района от 31.01.2018г. №294/6 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального района 31.10.2012г. №393/5 «Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район». Данным решением изменен п. 3 ст. 4 Положения о КСП «Председатель, аудитор Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Думой Киренского муниципального района сроком на 5 лет. Срок полномочий председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты исчисляется со дня назначения их на соответствующие должности». Решение вступает в силу со дня опубликования, т.е. со 02.02.2018г. Истец отказалась 07.02.2018г. от подписания дополнительного соглашения №8 к трудовому договору от 13.02.2018г. № 2, согласно которого изменяется п. 1.6 трудового договора в части срока трудового договора, т.е. срок трудового договора должен истечь 12.02.2018г. Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора с учетом дополнительных соглашений, в том срока трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. С учетом абз. 2 ч. 1 ст.ст. 22, 12 ТК РФ, истец считает изменения, внесенные в п. 3 ст. 4 Положения о КСП в части срока полномочий должны распространяться на аудиторов, назначенных на должность после вступления в силу решения Думы района от 31.01.2018г. №294/6, т.е. после 2 февраля 2018г. В решение Думы района от 13.02.2013г. №414/5 никакие изменения не внесены. Истец считает, что освобождение от занимаемой должности в связи с истечение срока полномочий произведено незаконно. А также нарушен порядок назначения на должность председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты, т.е. не проведена своевременная процедура назначения на должность нового аудитора КСП района, 12.12.2017г. (за 2 месяца) Дума района должна была начать процедуру назначения на должность нового аудитора. Решением Думы района №297/6 от 12.02.2018г. Князева М.А. была освобождена от занимаемой должности аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район 12.02.2018г. При этом, с 09 февраля 2018г. по 19 февраля 2018г. истец находилась в отпуске по временной нетрудоспособности. 20.02.2018г. Князеву М.А. ознакомили с приказом по КСП района от 12.02.2018г. о расторжении с ней трудового договора и выдали трудовую книжку. С решением Думы района ее не знакомили.
Истец с учетом уточнений просил признать незаконным увольнение с должности аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район, восстановить ее на муниципальную должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район, взыскать с ответчика Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район средний заработок за время вынужденного прогула за период с 13 февраля 2018г. по 25 июля 2018г. в размере 469 898 руб. 00 коп., взыскать с Думы Киренского муниципального района компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., взыскать с Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В судебном заседании истец Князева М.А. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и доводам.
Представитель ответчика Думы Киренского муниципального района Аксаментова О.Н. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что решением Думы Киренского района от 31.01.2018г. № 394/6 внесены изменения в п. 3 ст. 4 Положения о Контрольно-счетной палате, где установлен срок полномочий – 5 лет и исключено указание на дополнительные события – как вступление в должность вновь назначенного аудитора, так как одно другому противоречит. Дополнительное соглашение №8 к трудовому договору от 07.02.2018г. имело целью приведение трудового договора в соответствие с Положением о КСП, измененным решением Думы от 31.01.23018г. Факт не подписания истцом дополнительного соглашения не влияет на существо спора, поскольку и ранее действовавшая редакция однозначно предусматривала срок действия трудового договора на определенный срок – 5 лет. Решением Думы от 28.03.2018г. №309/6, опубликованным в газете «Ленские зори» от 13.04.2018г. №25 (11427), внесены изменения в ст. 48 Устава муниципального образования Киренский район, из состава Контрольно-счетной палаты исключены аудиторы. Срочный трудовой договор с Князевой М.А. заключен на период времени – 5 лет. Первым рабочим днем Князевой М.А. являлся 13 февраля 2013г., последним днем – 12 февраля 2018г. решением Думы Киренского муниципального района от 12.02.2018г. №294/6 полномочия Князевой М.А. были прекращены в связи с истечением срока трудового договора. Права Князевой М.А. не были нарушены, т.к. срок полномочий 5 лет истек 12.02.2018г. Сроки не нарушены. Ст. 14 ТК РФ применяется при исчислении сроков, с которыми ТК РФ связывает увольнение, например сроков на подачу иска. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район Килячкова С.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. В письменном отзыве и дополнительном отзыве представитель Контрольно-счетной палаты Киренского муниципального района указала, что исковые требования не признает, Князева М.А. уволена в связи с истечением срока трудового договора по ч. 1 ст. 79 ТК РФ. Трудовой договор № 2 от 13.02.2013г., действовавший в редакции дополнительного соглашения №3 от 25.02.2014г., устанавливал срочный характер трудового договора и предусматривал, что договор заключается на определенный срок – 5 лет, по день вступления в должность вновь назначенного аудитора. Срок договора определен не событием – вступлением в должность вновь назначенного аудитора, а календарным периодом – 5 лет, по истечении указанного срока работодатель вправе прекратить трудовой договор на основании п. 1 ст. 79 ТК РФ. 08.02.2018г. Князева М.А. была персонально письменно ознакомлена председателем КСП района Килячковой С.А. с уведомлением от 08.02.2018г. о расторжении трудового договора от 13.02.2018г. №2, в связи с истечением срока его действия 12.02.2018г. От получения указанного уведомления Князева М.А. отказалась, о чем был составлен акт об отказе от подписи в получении уведомления. 12.02.2018г. после принятия Думой района решения №297/6 «Об освобождении от занимаемой должности аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район» председателем КСП района был издан приказ №2/л об увольнении Князевой М.А. с должности аудитора КСП района по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, внесена запись в трудовую книжку. В связи с отсутствием Князевой М.А. на рабочем месте 12.02.2018г. председателем КСП района подготовлено уведомление о получении трудовой книжки и направлено Князевой М.А. почтой с уведомлением, а также 13.02.2018г. подготовлены справки 2 НДФЛ за 2016г., за 2017г., за 2018г., справка о начисленной заработной плате за периоды с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., с 01.01.2018г. по 12.02.2018г. и направлены Князевой М.А. почтой с уведомлением. 21.02.2018г. письма были вручены Князевой М.А. 20.02.2018г. Князевой был представлен больничный лист за период с 09.02.2018г. по 19.02.2018г., хотя 09.02.2018г. Князева М.А. была на работе до 18 часов. По выходу на работу 20.02.2018г. Князева М.А. была ознакомлена с приказом об увольнении, с записью об увольнении в трудовой книжке и о получении трудовой книжки Князевой М.А. Решением Думы от 12.02.2018г. № 297/6 полномочия Князевой М.А. были прекращены в связи с истечением срока трудового договора. Отказ от подписания Князевой М.А. дополнительного соглашения №8 к трудовому договору №2 не имеет правового значения, поскольку дополнительным соглашением не менялись существенные условия трудового договора, который в любом случае должен был прекратиться спустя 5 лет с момента назначения истца на должность. Указанное дополнительное соглашение имело своей целью приведение трудового договора в соответствие с Положением о КСП района, измененного решением Думы района от 31.01.2018г. Доводы истца о нетрудоспособности, в связи с чем ответчик не имел право расторгать с ней срочный трудовой договор, не состоятельны, поскольку истечение срока трудового договора является самостоятельным основанием прекращения срочного трудового договора, установленным ст. 81 ТК РФ. Запрет на увольнение работника в период временной нетрудоспособности по инициативе работодателя не распространяется на п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Прекращение полномочий аудитора КСП района, а также назначение на эту должность другого лица относится к исключительной компетенции органа представительной власти местного самоуправления, т.е. Думы района, которая вправе не только определять кандидатуры на вакантные должности, но и формировать организационно-штатную структуру контрольных органов, подотчетных Думе района, в том числе включать и исключать аудиторов из состава КСП района.
В письменных возражениях представитель ответчиков Воробьев А.В. не согласился с заявленными исковыми требованиями, указав, что Князева М.А. уволена в связи с истечением срока трудового договора № 2 от 13.02.2013г., действовавшего в редакции дополнительного соглашения № 3 от 25.02.2014г., которое устанавливал срочный характер трудового договора и предусматривал, что договор заключается на определенный срок – 5 лет, по день вступления в должность вновь назначенного аудитора. Срок договора определен не событием – вступления в должность нового аудитора, а календарным периодом – 5 лет, по истечении указанного срока работодатель вправе прекратить трудовой договор на основании пункта 1 ст.79 ТК РФ. Решением Думы района от 31.01.2018г. №394/6 внесены изменения в пункт 3 статьи 4 Положения о КСП района, где исключено указание на события – как вступление в должность вновь назначенного аудитора и установленный срок полномочий – 5 лет. Думой района и не предполагалось избирать нового аудитора, поскольку готовился проект нового решения о внесении изменений в Устав муниципального образования Киренский район, в котором должность аудитора исключалась из структуры КСП района. Решением Думы района от 12.02.2018г. №297/6 полномочия Князевой М.А. прекращены в связи с истечением срока трудового договора, которое является законным, принятым в пределах компетенции Думы района. Прекращение полномочий аудитора КСП района и назначение на должность другого лица относится к исключительной компетенции органа представительной власти местного самоуправления, т.е. Думы района. Решением Думы района от 28.03.2018г. №309/6 «О проекте решения о внесении изменений в Устав муниципального образования Киренский район» исключена должность аудитора из структуры КСП района. Судебная власть не вправе подменять собой орган представительной власти местного самоуправления, суд не вправе обязывать органы исполнительной или законодательной власти принять какие-либо решения, относящейся к исключительной компетенции представительного органа, проверка законности которого может быть предметом судебного исследования. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
При разрешении данного дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Думы Киренского района от 13.02.2013г. № 414/5 «О назначении на должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район» Князева М.А. назначена на должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район с 13 февраля 2013 года по день вступления в должность вновь утвержденного аудитора Контрольно-счетной палаты. С Князевой М.А. заключен трудовой договор № 2 от 13 февраля 2013 года. Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 13.02.2018г. №7-л Князева М.А. принята на должность аудитора Контрольно-счетной палаты. Дополнительным соглашением № 3 от 25.04.2014г. к трудовому договору № 2 от 13.02.2012г. внесены изменения в трудовой договор № 2 от 13.02.2013г. и п. 1.6. изложен в следующей редакции: «Трудовой договор заключается на определенный срок: на срок полномочий Думы Киренского муниципального района – 5 лет, а именно, по день вступления в должность вновь назначенного аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район».
07 февраля 2018 года ответчиком предложено истцу Князевой М.А. подписать дополнительное соглашение № 8 к трудовому договору № 2 от 07.02.2018г. с внесением изменений в п. 1.6 трудового договора от 13.02.2013г. № 2 со следующей редакцией: «Трудовой договор заключается на определенный срок – 5 лет с 13 февраля 2013 года по 12 февраля 2018 года». Истец Князева М.А. отказалась от подписания дополнительного соглашения № 8 от 07.02.2018г., о чем составлен соответствующий акт № 1 от 08.02.2018г.
Решением Думы Киренского муниципального района № 297/6 от 12.02.2018г. Князева М.А. освобождена от занимаемой должности аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район 12 февраля 2018 года в связи с истечением срока полномочий аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район. Приказом от 12.02.2018г. № 2/л Князева М.А. уволена 12 февраля 2018 года по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации - истечение срока трудового договора.
Таким образом, Князева М.А. в период с 13 февраля 2013 года по 12 февраля 2018 года занимала должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район.
С 09 по 19 февраля 2018 года истец находилась на лечении в связи с нетрудоспособностью. 09 февраля 2018г. Князева М.А. находилась на рабочем месте, в следующий рабочий день 12.02.2018г. уведомила представителя работодателя о временной нетрудоспособности. 20 февраля 2018 года Князева М.А. ознакомлена с приказом Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район от 12.02.2018г. о расторжении с ней трудового договора и получила трудовую книжку.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются следующими письменными доказательствами: решением Думы Киренского муниципального района №414/5 от 13.02.2013г., приказом о приеме на работу №7/л от 13.02.2013г., решением Думы Киренского муниципального района №297/6 от 12.02.2018г., приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №2/л от 12.02.2018г., трудовым договором №2 от 13.02.2013г., дополнительным соглашением №1 от 13.02.2013г., дополнительным соглашением №2 от 01.10.2013г., дополнительным соглашением №3 от 25.02.2014г., дополнительным соглашением №4 от 21.10.2014г., дополнительным соглашением №5 от 21.10.2014г., дополнительным соглашением №6 от 06.05.2015г., дополнительным соглашением №7 от 15.01.2018г., дополнительным соглашением №8 от 07.02.2018г., выпиской из Устава муниципального образования Киренский район по состоянию на 16.12.2013г., выпиской из Устава муниципального образования Киренский район по состоянию на 10.10.2012г., решением Думы Киренского района № 393/5 от 31.10.2012г., Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, решением Думы Киренского муниципального района №294/6 от 31.01.2018г., копией трудовой книжки на Князеву М.А., решением Думы Киренского муниципального района № 46/5 от 30.07.2014г., дополнениями и изменениями в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, решением Думы Киренского муниципального района № 184/6 от 31.08.2016г., изменениями и дополнениями в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, решением Думы Киренского муниципального района №294/6 от 31.08.2016г., книгой учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, решением Думы Киренского муниципального района № 113/6 от 28.10.2015г., Уставом муниципального образования Киренский район (в редакции решений Думы Киренского муниципального района от 28.10.2015г. №1123/6, от 31.08.2016г., №185/6, от 30.08.2017г. №253/6), решением Думы Киренского муниципального района №297/6 от 12.02.2018г., выпиской из газеты «Ленские зори» от 13.04.2018г., актом №1 Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район от 08.02.2018г., актом №2 Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район от 08.02.2018г., уведомлением № 1 о расторжении срочного трудового договора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район от 08.02.2018г., расчетом средней дневной заработной платы Князевой М.А., решением Думы Киренского муниципального района № 309/6 от 28.03.2016г., изменениями в Устав муниципального образования Киренский район, заключением на проект решения Думы от 26.03.2018г., решением Думы Киренского муниципального района № 139/6 от 27.01.2016г., представлением прокуратуры Киренского района, решением Думы Киренского муниципального района №408/5 от 24.12.2012г., расчетом средней дневной заработной платы Князевой М.А. от 15.06.2018г., расчетными листками Князевой М.А., справкой о доходах физического лица № 1от 12.02.2018г., протоколом № 1 внеочередного заседания Думы Киренского муниципального района от 12.02.2018г., протоколом № 55 внеочередного заседания Думы Киренского муниципального района от 12.02.2018г., штатным расписанием с 01.01.2018г., письмом администрации Киренского городского поселения от 07.03.2018г., почтовыми уведомлениями, копиями квитанций, табелем учета рабочего времени Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район с 01.02.2018г. по 28.02.2018г., решением Думы Киренского муниципального района №448/5 от 24.04.2013г., Изменениями и дополнениями в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, решением № 46/5 Думы Киренского муниципального района от 30.07.2014г., дополнениями и изменениями в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, решением № 184/6 Думы Киренского муниципального района от 31.08.2016г., изменениями и дополнениями в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район, листком нетрудоспособности.
При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по разрешению трудовых споров.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе, истечение срока трудового договора (ст. 79 настоящего Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Правила указанной правовой нормы о прекращении срочного трудового договора с истечением срока его действия соответствуют общеправовому принципу стабильности договора: работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода.
В соответствии с п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ » при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
Согласно ст. 14 Трудового кодекса РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения работника.
Согласно ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии с ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае:
1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;
2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) подачи письменного заявления об отставке;
5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности;
7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона;
8) несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пунктом 2 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования Киренский район предусмотрено, что аудиторы Контрольно-счетной палаты досрочно освобождаются от должности на основании решения Думы в случае: вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; подачи письменного заявления об отставке; нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов Думы; достижения установленного нормативным правовым актом Думы в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности; выявления обстоятельств, предусмотренных частями 3, 4 статьи 6 настоящего Положения.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Князева М.А. 13.02.2013г. принята на должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район по трудовому договору, заключенному на определенный срок, - на срок полномочий Думы Киренского муниципального района, принявшей решение о назначении муниципального служащего, а именно, по день вступления в должность вновь утвержденного аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район.
До истечения срока полномочий Думы Киренского муниципального района, принявшей решение о назначении муниципального служащего (срок полномочий Думы 11.10.2009г. по 14.09.2014г.), между сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение от 25.02.2014г,. пункт 1.6. трудового договора изложен в следующей редакции «Трудовой договор заключается на определенный срок – на срок полномочий Думы Киренского муниципального района – 5 лет, а именно, по день вступления в должность вновь назначенного аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район».
Из буквального содержания трудового договора от 13.02.2013г. в части срока его действия следует, что срок действия трудового договора 12.02.2018г. не истек, поскольку не наступило ни одно из событий, указанных в нем – истечение 5 лет, назначение нового аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район. Поэтому освобождение Князевой М.А. от должности 12.02.2018г. фактически является досрочным. При этом основания для досрочного освобождения аудитора от занимаемой должности отсутствуют, что ответчиками не оспаривалось. Таким образом, судом установлено, что истец Князева М.А., занимавшая должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район, досрочно освобождена от должности при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований, поэтому ее увольнение 12.02.2018г. следует признать незаконным.
Доводы ответчиков о том, что срок трудового договора с Князевой М.А. истек 12.02.2018г. основан на неверном толковании законодательства и положений трудового договора. Доводы о том, что Думой и КСП района планируется исключить должность аудитора из состава КСП не влияют на необходимость соблюдения порядка увольнения действующего аудитора.
Согласно статье 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007, для расчета заработной платы за время вынужденного прогула установлен единый порядок исчисления средней заработной платы.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 установлено, что при определении среднего заработка используется средний дневной заработок.
Период вынужденного прогула с 13 февраля 2018 года по 25 июля 2018 года составляет 110 рабочих дней. Среднедневной заработок истца составил 4271 рублей 80 копеек, что представителями ответчиков не оспаривалось. Следовательно, за 110 рабочих дней (с 13.02.2018 года по 25.07.2018 года) подлежащий взысканию с Контрольно-расчетной палаты средний заработок за дни вынужденного прогула (с учетом НДФЛ) составит 469989 руб. Спора относительно размера среднего дневного заработка, определенного истцом, ответчиками не заявлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца действиями ответчиков Думы Киренского муниципального района, Контрольно-счетной палаты муниципального образования, принявшими незаконные решения об освобождении истца от занимаемой должности, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда, размер которой, исходя из объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины ответчиков и конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд определяет в размере 5 000 руб. с каждого ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Князевой Марины Александровны удовлетворить.
Признать увольнение Князевой Марины Александровны с должности аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район незаконным.
Восстановить Князеву Марину Александровну на муниципальную должность аудитора Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район с 12.02.2018г.
Взыскать с Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район в пользу Князевой Марины Александровны средний заработок за время вынужденного прогула с 13.02.2018г. по 25.07.2018г. в размере 469898 руб. (с учетом НДФЛ).
Взыскать с Контрольно-счетной палаты муниципального образования Киренский район, Думы Киренского муниципального района в пользу Князевой Марины Александровны компенсацию морального вреда по 5000 руб., в большем размере отказать.
Решение суда в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
.......................
Подлинник находится в материалах
гражданского дела № 2-407/18 Киренского
районного суда Иркутской области