Дело № 2-87,88/2014
Решение
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 июня 2014 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е.М., при секретаре Николаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Лукина Михаила Анатольевича и Кубряка Андрея Александровича, в лице их представителя Тергуевой Татьяны Валерьевны, к администрации Лахденпохского муниципального района о признании решений незаконными и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л :
Лукин М.А. и Кубряк А.А. в лице их представителя по доверенности Тергуевой Т.В. обратились в суд с исками к администрации Лахденпохского муниципального района (АЛМР) о признании решений незаконными и понуждении к действиям по следующим основаниям.
Истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков на <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>:
-Лукин М.А. за вх. № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства соответственно;
-Кубряк А.А. ДД.ММ.ГГГГ за вх. № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства соответственно.
Интересы истцов в администрации района осуществляла Б.М.В. по доверенностям.
В связи с непредоставлением копий паспортов и кадастровых планов территории, истцам первоначально ДД.ММ.ГГГГ были направлены ответы АЛМР о невозможности рассмотрения заявлений. Истцы предоставили дополнительно указанные документы.
Письмами АЛМР (исх.№ ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ.,№ ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ) уведомила истцов о том, что в газете «Призыв» № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ размещены публикации о приеме заявлений на испрашиваемые участки.
Впоследствии, письмами № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. и № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ АЛМР уведомила истцов о том, что на указанные публикации поступили возражения и предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на аукционе.
Указанные решения ответчика истцы полагали незаконными. Ссылаясь на положения ст.ст.34, 38 ЗК РФ указали, что АЛМР не имеет права принимать решения о предоставлении на торгах земельных участков, которые испрашиваются гражданами по процедуре предварительного согласования в соответствии со ст.34 ЗК РФ.
Предметом торгов может быть сформированный земельный участок с установленными границами. В соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002г. в случае если подано два и более заявлений (а не возражений) такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Действие указного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.
На основании изложенного, истцы Лукин М.А. и Кубряк А.А. просили признать незаконными и отменить вышеуказанные решения, выразившиеся в упомянутых письмах. В соответствии с п.п. 2, 5 ст.31 ЗК РФ обязать администрацию обеспечить выбор земельных участков для дачного строительства на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, оформив акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в соответствии с п.4 ст.34 ЗК РФ обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В судебное заседание истцы Лукин М.А. и Кубряк А.А. при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не явились.
Представитель истцов – по доверенности Тергуева Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, кроме того, что не оспаривает факт размещения ответчиком упомянутых публикаций в газете «Призыв», но обоснованность приема возражений на эти публикации вызывает сомнение. Так, со слов завканцелярией АЛМР К.Т.В. Тергуевой Т.В. стало известно, что заявления-возражения Врублевского принесла ей заместитель Главы АЛМР Ц.Г.А. и дала указания зарегистрировать их входящими. Кроме того, к указанным заявлениям Врублевского в нарушение требований закона не были приложены схемы расположения земельных участков. По мнению Тергуевой Т.В., заявления эти носили формальный характер и были оформлены из-за предвзятого отношения к представителю истцов Б.М.В.. По данным фактам истцы и их представители обращались в прокуратуру, но безрезультатно.
Представитель ответчика- АЛМР Медведева О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что АЛМР действовала в указанных случаях в соответствии с требованиями закона, соблюдая эффективность и прозрачность при распоряжении земельными участками, находящимися в госсобственности, собственность на которые не разграничена. Не оспаривая фактов обращения истцов в АЛМР о предоставлении им земельных участков, размещения публикаций в указанном номере газеты «Призыв» и поступления на них возражений Врублевского С.А., Медведева О.В. пояснила, что АЛМР в сложившейся ситуации не могла осуществить предоставление испрашиваемых земельных участков истцам без проведения торгов.
Постановлением АЛМР № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ утвержден прогнозный план, перечень земельных участков Лахденпохского муниципального района, планируемых для реализации на торгах в ДД.ММ.ГГГГ, в указанный перечень внесены и испрашиваемые истцами земельные участки. Указанное постановление в соответствующей части было оспорено истцами в суде, решением Лахденпохского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано, решение вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение для разрешения данного гражданского дела.
Третье лицо Врублевский С.А., представители третьих лиц- администрации Мийнальского сельского поселения, МКУ «Комитет по земельным имущественным отношениям»,- при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Заслушав участвующих лиц, допросив свидетеля К.Т.В., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено следующее.
Истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков на <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>:
-Лукин М.А. за вх. № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства соответственно (л.д.95-96);
-Кубряк А.А. ДД.ММ.ГГГГ за вх. № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства соответственно (л.д. 108-109).
ДД.ММ.ГГГГ АЛМР сообщила истцам, что для рассмотрения заявлений по существу необходимо представить дополнительные документы (л.д.97, 110), что было истцами выполнено (л.д. 103,116).
Письмами АЛМР (исх.№ ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ.,№ ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ) уведомила истцов о том, что в газете «Призыв» № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ размещены публикации о приеме заявлений на испрашиваемые участки (л.д.104-105,117-118).
На указанные публикации в АЛМР ДД.ММ.ГГГГ поступили заявления-возражения от Врублевского С.А., заявившего о том, что он претендует на предоставление испрашиваемых истцами земельных участков на аукционе (л.д.14,16, 19,20).
Письмами № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ., № ХХ.ХХ.ХХ. и № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ АЛМР уведомила истцов о том, что на указанные публикации поступили возражения и предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на аукционе (л.д.10-11, 38-39).
Врублевскому С.А. также ДД.ММ.ГГГГ были направлены письма о предоставлении испрашиваемых участков на аукционе (л.д.15,17,18,21).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЛМР вынесено Постановление № ХХ.ХХ.ХХ. «Об утверждении Перечня (прогнозного плана) земельных участков Лахденпохского муниципального района, планируемых для реализации на торгах в ДД.ММ.ГГГГ», в перечень которого вошли испрашиваемые истцами земельные участки (пункты № ХХ.ХХ.ХХ. Приложения № 1).
Указанное Постановление в части включения испрашиваемых участков в перечень было обжаловано истцами в суд.
Решением Лахденпохского районного суда от 23.04.2014 года по гражданскому делу №2-138, 156/2014, вступившим в законную силу, исковые требования истцов оставлены без удовлетворения (л.д.159-161). Указанное решение имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела. Данным решением установлено, что администрация ЛМР правомерно, в соответствии с действующим земельным законодательством, включила испрашиваемые истцами земельные участки в Перечень (прогнозный план) земельных участков Лахденпохского муниципального района, планируемых для реализации на торгах в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Учитывая положения ст.81 ЗК РФ, а также Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суд приходит к выводу о том, что использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для ведения дачного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. l ст.30 ЗК РФ).
В силу п.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
Согласно п.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, предоставление полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществлять по правилам ст.34 ЗК РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что земельные участки испрашивались истцами из земель сельскохозяйственного назначения. Из положений пункта 1 ст.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие указанного Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства.
Однако, в рассматриваемом случае земельные участки еще не предоставлены истцам, а потому условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются указанным Законом.
Согласно п.1 ст.10 Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Толкование вышеназванных норм позволяет сделать однозначный вывод о том, что определение процедуры предоставления земельных участков должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов (аукционов).
Как усматривается из материалов дела, ответчиком после получения от истцов заявлений о предоставлении земельных участков, были сделаны публикации в газете «Призыв» о планируемом предоставлении земельных участков, на которые поступили возражения от Врублевского С.А. с указанием на то обстоятельство, что он также претендует на получение данных участков на торгах (аукционе).
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению. Учитывая наличие нескольких претендентов на испрашиваемые земельные участки, Администрация ЛМР правомерно, в соответствии с действующим земельным законодательством, приняла решение о необходимости предоставления земельных участков после завершения процедуры их формирования на торгах.
Предоставление испрашиваемых истцами земельных участков без проведения торгов в случае наличия нескольких претендентов на земельные участки, будет нарушать принципы справедливости, публичности, открытости процедур предоставления таких земельных участков.
Утверждения представителя истцов Тергуевой Т.В. и показания свидетеля К.Т.В. о том, что заявления Врублевского С.А. поступили в АЛМР не по почте, а от заместителя Главы района Ц.Г.А., в данном случае правового значения не имеют и не свидетельствуют о незаконности выводов АЛМР о необходимости предоставления испрашиваемых земельных участков на торгах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.М. Сутягина.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.07.2014г., последний срок подачи апелляционной жалобы 04.08.2014г.
Судья Е.М. Сутягина.