Решение по делу № 33-3976/2020 от 17.03.2020

Судья - Лузина О.В.

Дело № - 33 – 3976 (2-207/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина В.И.

судей Няшина В.А., Абашевой Д.В.

при секретаре Нечаевой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 3 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе Гибадулиной Натальи Юрьевны на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 января 2020 года, которым постановлено –

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю к Гибадулиной Наталье Юрьевне о взыскании неосновательного обогащения - удовлетворить частично. Взыскать с Гибадулиной Натальи Юрьевны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю неосновательное обогащение в размере 117513 рублей. Взыскать с Гибадулиной Натальи Юрьевны в доход бюджета муниципальных районов и городских округов государственную пошлину в размере 3550 рублей 26 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю, - отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В.А., объяснения представителя истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю – Шляковой О.В., которая с жалобой не согласилась, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к Гибадулиной Н.Ю. о взыскании неосновательного обогащения. Просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу искового заявления о взыскании с Гибадулиной Н.Ю. неосновательного обогащения. Взыскать с Гибадулиной Н.Ю. неосновательное обогащение в виде неправомерно полученного налога на доходы физических лиц за 2012-2018 годы в размере 335 805 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (п. п. 3 и 4 п.1 ст.330 ГПК РФ).

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд ссылался на положения ст.1102 ГК РФ, указания, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 №9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова".

При рассмотрении данного спора суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст.220 НК РФ повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не допускается. Правильность этого вывода не вызывает сомнений.

Вместе с тем, при решении вопроса о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения суд неверно решил вопрос о необходимости применения последствий пропуска истцом срока исковой давности по всем предъявленным к ответчику требованиям, что повлекло вынесение незаконного решения об удовлетворении иска.

Из материалов дела явствует, что в 2002 году ответчику Гибадулиной Н.Ю. представлен имущественный налоговой вычет в связи с приобретением имущества (квартиры), расположенной по адресу: 618350, Пермский край, г.Кизел, ул. ****. Возврат суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в размере 7150 рублей. Гибадулиной Н.Ю. по квартире расположенной по адресу: 618350, Пермский край, г. Кизел, ул. **** произведен в полном объеме. Принято решение о возврате от 19.09.2003 года.

20.02.2012 года между В. (Продавец) и Гибадулиной Н.Ю. (Покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которого Продавец продает, а Покупатель покупает у Продавца в собственность 3-комнатную квартиру, находящуюся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. ****.

С 28.02.2012 года собственником жилого помещения, расположенной по адресу г. Пермь, ул. **** является Гибадулина Наталья Юрьевна, что подтверждается выпиской ЕГРН от 13.12.2019 года.

Ответчик Гибадулина Н.Ю. представила в Межрайонную ИФНС России № 9 по Пермскому краю декларации по форме 3-НДФЛ о предоставлении имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц: за 2012 год в сумме 493123 рубля 25 копеек, за 2013 год в сумме 362571 рубль 40 копеек, за 2014 год в сумме 438516 рублей 38 копеек, за 2015 год в сумме 454011 рублей 63 копейки, за 2016 год в сумме 151140 рублей 90 копеек, за 2017 год в сумме 355412 рублей, за 2018 год в сумме 425761 рубль 46 копеек.

Решениями налогового органа ответчику предоставлен имущественный налоговый вычет: за 2012 год в размере 57677 рублей (решение о возврате от 11.07.2013 года), за 2013 год – 46 952 рубля (решение о возврате от 13.01.2015 года), за 2014 год – 55 733 рубля (решение о возврате от 03.03.2015 года), за 2015 год – 57 930 рублей (решение о возврате от 02.03.2016 года),за 2016 год – 19 648 рублей (решение о возврате от 22.02.2017 года),за 2017 год – 44 566 рублей (решение о возврате от 09.07.2018 года),за 2018 год – 8537 рублей и 44 762 рубля (решения о возврате от 10.07.2019 года).

При разрешении данного спора суду следовало учитывать содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 №9-П указания, согласно которым, в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, такое требование может быть им заявлено, поскольку законом не установлено иное, в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (представление подложных документов и т.п.), то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Кроме того, поскольку предметом судебного разбирательства в рамках конкретного дела является, в том числе законность и обоснованность действий налогового органа, проверка соблюдения им указанного срока должна быть осуществлена судом самостоятельно, т.е. правило пункта 2 статьи 199 ГК Российской Федерации, согласно которому исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, применению не подлежит. Иные, помимо взыскания собственно суммы денежных средств, полученных в результате неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета, правовые последствия могут наступать для налогоплательщика лишь при подтверждении того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и только в рамках мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Суду следовало исходить из того, что в ходе судебного разбирательства истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ошибочное предоставление имущественного налогового вычета ответчику было обусловлено противоправными действиями самого налогоплательщика, вследствие которых налоговый орган был намеренно введен в заблуждение налогоплательщиком, соответственно, имеются основания для отсчета срока исковой давности с момента, когда истец узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имущественный налоговый вычет в связи с приобретением недвижимого имущества за 2012 – 2018 годы был предоставлен ответчику неправомерно, однако истцом пропущен срок исковой давности и указанное обстоятельство исключает возможность взыскания полученного ответчиком неосновательного обогащения.

При решении вопроса о том, с какого именно момента следовало исчислять срок исковой давности налоговым вычетам, предоставленным ответчику, суд учитывал правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24.03.2017 №9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова".

Согласно указанному Постановлению, неправомерно предоставленный налоговым органом имущественный налоговый вычет может быть взыскан с налогоплательщика по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательно полученное обогащение. Между тем, к данным правоотношениям должен применяться общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, учитывая, что моментом начала исчисления данного срока является дата вынесения ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (представление подложных документов и т.п.), то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Указание суда на то, что взысканию подлежат денежные средства в размере 117513 рублей, выплаченные истцом за 2016 год – 19 648 рублей, на основании решения о возврате от 22.02.2017 года, за 2017 год – 44 566 рублей, на основании решения о возврате от 09.07.2018 года, за 2018 год – 8 537 рублей и 44 762 рубля, на оснований решений о возврате от 10.07.2019 года, по предоставленным ответчиком деклараций по форме 3-НДФЛ за период с 2016 года по 2018 год, является ошибочным. Как было указано выше, требование о взыскании неосновательного обогащения может быть им заявлено, поскольку законом не установлено иное, в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). В данном случае, с момента принятия первого решения о предоставлении вычета в 2013 году до момента предъявления иска в октябре 2019 года прошло более трех лет.

Учитывая указанные разъяснения, следует исходить из того, что срок исковой давности по требованиям о возврате неосновательного обогащения, полученного ответчиком, следует исчислять со дня принятия первого решения о предоставлении ему соответствующего налогового вычета, то есть с 11 июля 2013 года.

Вместе с тем, исковое заявление направлено в суд в октябре 2019 года. Соответственно, срок исковой давности по всем заявленным истцом требованиям о возврате неосновательного обогащения истцом пропущен.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения. Руководствуясь ст.199, ст.328 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 января 2020 отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю о взыскании с Гибадулиной Натальи Юрьевны неосновательного обогащения в размере 335805 рублей отказать в полном объеме.

Председательствующий -

Судьи -

33-3976/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №9 по Пермскому краю
Ответчики
Гибадулина Наталья Юрьевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Няшин Виктор Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.03.2020Передача дела судье
24.03.2020Судебное заседание
25.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Передано в экспедицию
03.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее