Решение по делу № 2-2330/2013 ~ М-2381/2013 от 25.07.2013

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

21 августа 2013 года                                                         г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Вишняковой А.А.,

в присутствии:

представителя заявителя Николаева Д.А. - Сизовой Е.Г., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком на ... года,

представителя заявителя Николаевой Л.В. - Сизовой Е.Г., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком на ... года,

в отсутствие:

заявителей Николаевой Л.В., Николаева Д.А.,

представителя заинтересованного лица Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2330/2013

по заявлению Николаевой Л.В., Николаева Д.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование доводов заявления заявители указали, что являются сособственниками жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. С целью улучшения жилищных условий они решили произвести перепланировку жилого помещения, выполнив проем в несущей стеновой панели между жилой комнатой и кухней. Соответствующее заявление с приложением документов .. .. .... ими было представлено в Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, который решением от .. .. .... в согласовании переустройства и перепланировки им отказал, указав на непредставление согласия собственников помещений на использование общего имущества в многоквартирном доме. Считают отказ незаконным, т.к. устройство проема между комнатой и кухней внутри жилого помещения не нарушает права собственников многоквартирного дома и не влечет уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома. Просят суд признать решение Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска об отказе в согласовании заявления о переустройстве и перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащего Николаевой Л.В. и Николаеву Д.А. на праве собственности, незаконным, обязав Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска согласовать заявителям заявление о переустройстве и перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, взыскав с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес обезличен> судебные расходы в сумме ... .

Заявители Николаева Л.В., Николаев Д.А. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своевременно.

Представитель заявителей Сизова Е.Г. в судебном заседании заявленные требования своих доверителей поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно письменным возражениям представитель К., действующая на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... , просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. В обоснование возражений указала, что согласно предоставленному проекту заявителями произведен проем в несущей стеновой панели между жилой комнатой и кухней в крупнопанельном жилом многоквартирном доме, что повлекло за собой использование общего имущества собственников многоквартирного дома - несущей стены, приведшего к уменьшению общего имущества собственников помещений. На осуществление таких действий должно быть получено согласие всех участников долевой собственности многоквартирного дома, которое заявителями представлено не было. В связи с чем решение об отказе в согласовании заявления о переустройстве и перепланировки жилого помещения является законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителя заявителей, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ... от .. .. .... Николаев Д.А. и Николаева Л.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Решением Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска за ... от .. .. .... Николаевым отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в связи с предоставлением в неполном объеме пакета документов, которое выразилось в непредставлении документов, подтверждающих согласие собственников помещений на использование общего имущества в многоквартирном доме, а именно на устройство проема в несущей стеновой панели между комнатой и кухней в квартире многоквартирного жилого дома типовой серии ... .

Гражданин, организация вправе оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (часть 1 статьи 254 ГПК РФ).

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (абз.6 п. 25).

В силу ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения, который является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен лишь в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи.

Частью 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ установлены случаи, в которых допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно части 2 указанной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003 года № 170 (далее Правил) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Как следует из заключения ... о техническом состоянии строительных конструкций квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, составленного ООО «А» в ... года, перепланировка предполагает выполнение проема в несущей стеновой панели между жилой комнатой и кухней для сообщения по оси 42 м/о А-Б, в заложением входа на кухню и увеличением площади совмещенного санузла, с демонтажем ненесущей ж/б перегородки между ванной и туалетов с возведением новой каркасной двери.

Указанные выше работы по перепланировке жилого помещения соответствуют представленному рабочему проекту ... , выполненному ООО «А».

Утверждение представителя заинтересованного лица К. о том, что для согласования перепланировки спорной квартиры необходимо наличие согласие всех сособственников многоквартирного дома, в котором расположена данная квартира, поскольку подвергнута демонтажу несущая стена между кухней и комнатой в указанной квартире, относящаяся, по её мнению, к общему имуществу дома, несостоятельно.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно статье 40 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (в редакции от 14.05.2013 года).

Согласно пунктам 8, 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, которая должна отвечать требованиям механической безопасности и находится в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.

Системный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что понятие «ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции)» представляют собой такое оборудование, которое находится в многоквартирном доме и может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. Несущие стены в отдельной квартире, соединяющие помещения этой квартиры, не могут быть отнесены к ограждающим несущим конструкциям, поскольку не отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Иное противоречило бы смыслу статей 16, 30 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1.7.2. Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Согласно заключению ... техническое состояние строительных конструкций квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, находится в работоспособном состоянии, наличие нового проема не приведет к нарушению работоспособности, несущая способность конструкций, с учетом влияния нового проема обеспечивается. Не доверять данному заключению у суда нет оснований, поскольку оно подготовлено специалистами организации, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от .. .. .... ... .

Таким образом, из материалов дела следует, что заявители представил в орган местного самоуправления все необходимые документы, указанные в ч. 2 статьи 26 ЖК РФ, для рассмотрения заявления о согласовании перепланировки. Указанные заинтересованным лицом основания для отказа в согласовании перепланировки жилого помещения отсутствовали.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Органом местного самоуправления не представлено суду каких-либо допустимых доказательств (ст. 60 ГПК РФ), подтверждающих, что указанные выше проект и заключение проектной организации не соответствуют требованиям законодательства, а перепланировка квартиры в соответствии с проектом приведет к разрушению несущих конструкций жилого дома, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, снизит их несущую способность и снизит эксплуатационные свойства жилого дома в целом.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из анализа вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что требования заявителя об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправлении, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат удовлетворению в том случае, если на момент рассмотрения спора в суде будет установлено нарушение прав заявителя, которое подлежит устранению. В этом случае суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ устраняет допущенное нарушение путем возложения на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного срока совершить в отношении заявителя конкретные действия и устранить допущенное нарушение.

При таких обстоятельствах, учитывая соблюдение заявителями процедуры обращения в компетентный орган, осуществляющим согласование перепланировки жилого помещения с пакетом документов в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, соответствие проекта перепланировки жилого помещения требованиям действующего законодательства и принимая во внимание, что требование о принятии решения по согласованию перепланировки жилого помещения является мерой восстановления нарушенных прав заявителей, суд считает возможным возложить обязанность на Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска по согласованию перепланировки жилого помещения и выдаче разрешения на перепланировку жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.

Кроме того, заявителями заявлено требование о взыскании судебных расходов, несение которых подтверждается квитанцией ... от .. .. .... на сумму ... . за оказание консультации и составление искового заявления.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (статья 88 ГПК РФ). К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя (ст. 94 ГПК РФ). В связи с чем понесенные заявителями расходы суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в равных долях в пользу каждого, т.е. по ... . каждому.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Николаевой Л.В., Николаева Д.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска за ... от .. .. .... года в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска согласовать Николаевой Л.В., Николаеву Д.А. переустройство и перепланировку жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в пользу Николаевой Л.В. судебные расходы в сумме ... рублей.

Взыскать с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в пользу Николаева Д.А. судебные расходы в сумме ... рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

            

Председательствующий судья:                               Н.С. Банщикова

я

2-2330/2013 ~ М-2381/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Николаев Дмитрий Анатольевич
Николаева Лилия Владимировна
Другие
Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г.Усть-Илимска
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Банщикова Н.С.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
25.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2013Передача материалов судье
29.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2013Судебное заседание
27.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее