Дело № 2-403/2021
77RS0010-02-2021-005001-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Семеновой Н.А.
при секретаре фио
с участием представителя истца фио
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Возняк Ольги Ростиславовны к ООО «КОМПАНИЯ МОСТОСТРОЙ» о взыскании сумм, об обязании произвести выплаты,
установил:
истица обратилась в суд с иском, указывая, что с 5 августа 2019 года состояла в трудовых отношениях с ООО «КОМПАНИЯ МОСТОСТРОЙ». 26 марта 2020 года трудовой договор был расторгнут по инициативе работника (пункт 3 часть 1 статьи 77 ТК РФ). В день увольнения расчет с ней произведен не был, 13 апреля 2020 года ее представителю были переданы под роспись документы, свидетельствующие о прекращении трудовых отношений. Не выдав своевременно документы, ответчик лишил истицу возможности зарегистрироваться в центре занятости населения (ЦЗН) в день увольнения, пособие по безработице было ей назначено только с 13 апреля 2020г. Таким образом, в связи с несвоевременной выдачей ответчиком документов истице не было назначено и ею не было получено пособие по безработице за период с 27.03.2020г. по 13.04.2020г. Из «Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» следует, что ответчик не перечислил частично за 2019 год и полностью за адрес 2020 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что влияет на величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
По изложенным основаниям истица, с учетом имеющихся уточнений, просит взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременную выдачу документов в размере сумма, согласно представленному расчету; обязать ответчика произвести выплаты на обязательное пенсионное страхование уволенного работника Возняк О.Р. в соответствии с ч.II, гл.34 НК РФ; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере сумма.
Производство по делу в части исковых требований о взыскании с ответчика компенсации, предусмотренной ст.236 ТК РФ, за задержку выплаты заработной платы прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель истицы (л.д.13) в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что истицей не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, который, по его мнению, составляет 1 год.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик представил письменные возражения по иску (л.д.167-171), указывая, что выплата компенсации в размере сумма за задержку расчета с истицей при увольнении выплачена ответчиком добровольно, в день расторжения трудового договора истица находилась на стационарном лечении, в связи с чем отсутствовала возможность ознакомить ее с приказом об увольнении. По окончании лечения, 27.03.2020г. истица в ООО «КОМПАНИЯ МОСТОСТРОЙ» за получением трудовой книжки не явилась.
В период с 30.03.2020г. по 08.05.2020г. в связи с объявлением нерабочих дней и установлением режима самоизоляции сотрудники ответчика не могли находиться на своих рабочих местах и своевременно получить направленное истицей заявление о выдаче документов, связанных с работой, а с 06.04.2020г. по 20.04.2020г. работали дистанционно, при этом в день, согласованный с истицей, 13.04.2020г., ответчик выдал ее представителю трудовую книжку, истребованные истицей документы и ознакомил представителя истицы с приказом о ее увольнении.
Доказательств того, что в период с 26.03.2020г. по 12.04.2020г. она обращалась в ЦЗН и ей было отказано в постановке на учет в качестве безработной по причине отсутствия документов об увольнении, истицей не представлено.
Осуществление выплат на обязательное пенсионное страхование являлось в период ее работы обязанностью истицы как главного бухгалтера организации. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности по данным требованиям, поскольку сведения о расчете по страховым взносам представителю истицы были предоставлены 13.04.2020г., в суд с названными требованиями истица обратилась 26.03.2021г.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 05 августа 2019 года истица работала в ООО «КОМПАНИЯ МОСТОСТРОЙ» в должности главного бухгалтера. 26 марта 2020 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).
27.03.2020г. истицей в адрес ответчика было направлено заявление о выдаче ей документов в связи с увольнением, согласно перечню, указанного в заявлении. Данное заявление ответчиком получено не было (л.д.196-199).
13 апреля 2020 года представителю истицы были переданы под роспись копия приказа об увольнении, трудовая книжка (л.д.7-8, 172-187, 192-194).
Компенсация за задержку выплаты заработной платы, предусмотренная ст.236 ТК РФ, в размере сумма была выплачена истице 29.07.2021г. (л.д.200).
Как следует из материалов дела, свои требования о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выдачу документов в размере сумма истица обосновывает тем, что, не выдав ей своевременно документы в связи с увольнением, ответчик лишил ее возможности зарегистрироваться в центре занятости населения (ЦЗН) в день увольнения, пособие по безработице было ей назначено только с 13 апреля 2020г.
Таким образом, истицей по существу заявлены требования о возмещении причиненных ей действиями ответчика убытков.
Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2).
Согласно разъяснений, данных в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п.2 ст.15 ГК РФ).
Таким образом, подлежит доказыванию совокупность обстоятельств, включающая в себя виновные действия причинителя вреда, наступление убытков и причинно-следственная связь между ними.
При изложенных выше установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что истице в результате действий ответчика были причинены убытки, суду не представлено.
Согласно Правилам регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012г. N891, учет безработных граждан носит заявительный характер (п.4).
Доказательств того, что истица в соответствии с установленным данными Правилами порядком обращалась в службу занятости в период с 27.03.2020г. до 13.04.2020г., и ей было отказано в постановке на учет по причине отсутствия документов о работе, не выданных ей ответчиком, истицей не представлено.
При этом, как следует из материалов дела, объяснений сторон, истица по 26.03.2020г. проходила стационарное лечение, к ответчику с заявлением о выдаче документов обратилась только 27.03.2020г., направив заявление почтой, и данное заявление не было получено ответчиком, копия приказа об увольнении и трудовая книжка были выданы представителю истицы 13.04.2020г. в согласованное с ним время, данное утверждение ответчика стороной истицы не опровергнуто.
Таким образом, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы сумм неполученного пособия в качестве убытков, в связи, с чем исковые требования Возняк О.Р. в этой части удовлетворению не подлежат.
Исковые требования в части обязании ответчика произвести выплаты на обязательное пенсионное страхование уволенного работника Возняк О.Р. в соответствии с ч.II, гл.34 НК РФ за 2019 год и за адрес 2020 года также не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности по данным требованиям, о чем заявлено представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
Согласно ч.1 ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст.66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Как следует из материалов дела, карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 и 2020 годы, а также раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам представителем истицы были получены 13.04.2020г. (л.д.11-12,188-191), в суд с названными требованиями истица обратилась 26.03.2021г., т.е. за пределами установленного законом срока.
В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п.15 Постановления Пленум ВС РФ от 29 сентября 2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца-физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Возняк О.Р. в данной части не имеется.
Доводы представителя истца о том, что срок исковой давности по этим требованиям составляет 1 год, не основаны на законе.
В соответствии с ч.2 ст.392 ТК РФ годичный срок исковой давности установлен для требований о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в т.ч. при увольнении.
Выплаты на обязательное пенсионное страхование уволенного работника к числу таких выплат не относятся.
Вместе с тем, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истицы, а именно — нарушение срока выплаты истице компенсации, предусмотренной ст.236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы при увольнении, суд, в соответствии со ст.237 ТК РФ, находит подлежащими удовлетворению исковые требования Возняк О.Р. в части компенсации морального вреда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени допущенного ответчиком нарушения, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу Возняк О.Р., в сумма.
Таким образом, исковые требования Возняк О.Р. подлежат удовлетворению частично.
Поскольку истица по закону освобождена от уплаты госпошлины при обращении в суд, в соответствии со ст.103 НК РФ, госпошлина в доход государства подлежит взысканию с ответчика в сумме, пропорциональной объему удовлетворенных исковых требований, - сумма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, судья
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.