Дело № 2-202/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2011 года город Каменск-Уральский
Каменский районный суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Баскакова И.Г.
при секретаре Переходенко О.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьевой Н.М., Деменнтьева А.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Дементьева Н.М. и Дементьев А.Н. обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании за ними права собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы Дементьева Н.М. и Дементьев А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что спорное домовладение им было предоставлено для проживания Советом ветеранов сельского поселения «<адрес>» в 1999 году. С указанного времени они постоянно проживают в данном домовладении, оплачивают коммунальные услуги, однако в нем не зарегистрированы. Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью МО «Каменский городской округ» не является, в реестре муниципальной собственности не числится.
Поскольку ранее они право на приватизацию не использовали просили признать за ними право собственности на указанное недвижимое имущество в порядке приватизации.
Ответчик- представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в своем отзыве указал, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> муниципальной собственностью МО «Каменский городской округ» не является, в реестре муниципальной собственности не числится, в связи с чем не возражал против удовлетворения исковых требований Деменьевой Н.М. и Дементьева А.Н.
Третье лицо- представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Каменский городской округ» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в своем отзыве указал, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> представляет собой одноэтажное здание жилого назначения, размещено на достаточном земельном участке, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию, существенных нарушений в отношении данного недвижимого имущества не выявлено, в связи с чем не возражал против удовлетворения исковых требований Деменьевой Н.М. и Дементьева А.Н.
Выслушав истцов Дементьеву Н.М, и Дементьева А.Н., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилья.
Согласно отзыву Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью МО «Каменский городской округ» не является, в реестре муниципальной собственности не числится.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако если по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из всего выше изложенного следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке.
Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения за гражданином, имеющим право на приватизацию жилого помещения, может быть признано в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находились, передавались в муниципальную собственность при акционировании предприятий. В соответствии с законодательством о приватизации объекты жилищного фонда не подлежали включению в перечень имущества, подлежащего приватизации, а до передачи в муниципальную собственность передавались в ведение приватизируемого предприятия.
Согласно абз.1 ст. 9 Закона РФ «№ 4218-1 от 24.12.92 г. «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Обязанность и порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда были предусмотрены п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, где установлен срок – не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации.
В силу действующего Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда, не имеющие статуса специализированного жилищного фонда, граждане могут занимать на условиях договора социального найма.
Из пояснений истцов Дементьева А.Н. и Дементьевой Н.М. следует, что спорное домовладение было предоставлено их семье для проживания Советом ветеранов сельского поселения «<данные изъяты>» в 1999 году.
Согласно сообщению МУ «Архив «Каменского городского округа» от <*** г.> документов по Совету ветеранов сельского поселения «<данные изъяты>» в МУ «Архив «Каменского городского округа» нет.
Согласно справок Т-ой сельской администрации №*** от <*** г.>, №*** от <*** г.>, №*** от <*** г.>, Дементьева Н.М. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> собственником которого является Дементьева Н.С., но фактически проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают: муж Дементьев А.Н. и несовершеннолетние дети <данные изъяты> В данном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Согласно справки Т-ой сельской администрации №*** от <*** г.> право бесплатной приватизации Дементьевы не использовали.
Как следует из уведомления №*** от <*** г.>, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, записи о регистрации прав, ограничений жилой <адрес> не зарегистрировано.
Таким образом, требование истцов о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке бесплатной приватизации жилого помещения по адресу <адрес> подлежит удовлетворению.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дементьевой Н.М. и Деменнтьева А.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Дементьевой Н.М. и Деменнтьева А.Н. в порядке приватизации право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> по ** доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Каменский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.
Подлинник решения изготовлен в печатном виде в совещательной комнате.
Судья Каменского
районного суда И.Г. Баскаков