Мотивированное решение 20.04.2021
№ 2-1-162/2021
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2021 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М. при секретаре Горбуновой Л.А.
с участием:
представителя истца – Мельниковой М.В.
представителей ответчика – МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» Долговой О.Д., Санниковой Е.А.
представителя ответчика – Администрации ГО Красноуфимск Леденевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах к муниципальному унитарному предприятию «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», Администрации городского округа Красноуфимск о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации ГО Красноуфимск, МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просит:
- признать незаконным бездействие Администрации ГО Красноуфимск по непринятию мер по разработке и утверждению технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными нормативами в ГО Красноуфимск и не направлению указанного технического задания в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющее холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск; по не размещению сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, на официальном сайте Администрации ГО Красноуфимск и планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями;
- обязать Администрацию ГО Красноуфимск разработать и утвердить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы с включением мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой из водопроводов «Химчистка», «Межевая», «Лыжная база», «Горняк» расположенных в населенных пунктах ГО Красноуфимск Свердловской области в соответствии с установленными требованиями таблиц 3.1, 3.3, 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и направить указанное техническое задание в организацию. осуществляющую холодное водоснабжение на территории ГО Красноуфимск – МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», установив срок исполнения – один месяц с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу;
- обязать МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах ГО Красноуфимск и исполнить обязательство в натуре, а именно: принять меры по обеспечению качества питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям в населенных пунктах ГО Красноуфимск, в соответствии с планом мероприятий по приведению качества питьевой воды;
- обязать Администрацию ГО Красноуфимск размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории ГО Красноуфимск, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов не реже одного раза в год;
- обязать Администрацию ГО Красноуфимск в случае получения уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, если средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды до 01 марта очередного года вносить изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и направлять указанное техническое задание в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющего холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск;
- обязать МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» в случае получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение трех месяцев с момента получения вышеуказанного технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в срок до 01 июля очередного года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
В ходе надзорной деятельности Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в 2019-2020 годах по результатам лабораторного контроля качества питьевой холодной воды перед подачей в сеть и в распределительной сети (по среднему содержанию веществ) выявлено, что по итогам 2019 года отмечается превышение гигиенических нормативов по следующим санитарно-химическим и микробиологическим показателям:
- водопровод «Химчистка» - мутность – 14,3 ЕМФ (при норме не более 2,6 ЕМФ), общие колиформные бактерии (ОКБ) – 7,2 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – 3,1 бакт. в 100 мл. (при норме отсутствие);
- водопровод «Межевая» - жесткость общая – 13,6 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг экв/дм3), общая минерализация – 1147,4мг/дм3 (при норме не более 1000,0мг/дм3);
- водопровод «Лыжная база» - жесткость общая – 8,1 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг-экв/дм3);
- водопровод «Горняк» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 1,4 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие).
Кроме того, по итогам 2020 года выявлено, что по результатам лабораторного контроля качества питьевой холодной воды перед подачей в сеть и в распределительной сети (по среднему содержанию веществ) по итогам 2020 года отмечается превышение гигиенических нормативов по следующим санитарно-химическим и микробиологическим показателям:
- водопровод «Межевая» (Скважины: № 7398 – окраина деревни Межевая, № 8300 – д. Межевая) – жесткость общая – 14,7 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг экв/дм3), общая минерализация – 1148 мг/дм3 (при норме не более 1000,0 мг/дм3);
- водопровод «Горняк» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие);
- водопровод «Лыжная база» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл (при норме – отсутствие);
- водопровод «Химчистка» - мутность – 10,2 ЕМФ (при норме – не более 2,6 ЕМФ).
Таким образом, население г. Красноуфимска использует питьевую воду для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения указанных водопроводов, качество которой в точках контроля перед подачей в сеть и в распределительной сети, не соответствует требованиям санитарных правил и норм.
Подача питьевой воды населению, несоответствующей требованиям санитарных правил и норм по общей минерализации (сухой остаток), жесткости общей, ОКБ, ТКБ, мутности являются противоправными, поскольку употребление населениям воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил по химическому составу и органолептическим свойствам, создает реальную угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) – заболеваний человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания, а также наличие общих колиформных бактерий (ТКБ) указывает на повышенный риск развития массовых инфекционных заболеваний, потенциальную опасность воды в эпидемиологическом отношении.
В адреса Администрации ГО Красноуфимск Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах направлялись уведомления от 31.01.2018 № 01-07-01-03-01/244, от 31.01.2019 № 66-07-03-01/13-212-2019, № 66-07-03-01/13-274-2020 от 31.01.2020, № 66-07-03-01/13-442-2021 от 28.01.2021 о внесении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, согласовании вышеуказанного плана мероприятий с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в срок до 01.03.2018, 01.03.2019, 01.03.2020, 01.03.2021 года, включении плана в состав инвестиционной программы, информировании Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды с установленными требованиями в срок до 01.03.2018, 30.11.2018, 01.03.2019, 30.11.2019, 01.03.2020, 30.11.2020, 01.03.2021, 30.11.2021 соответственно.
Однако, Администрацией ГО Красноуфимск до настоящего времени не разработано техническое задание, не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, не включен план мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями в состав инвестиционной программы.
В свою очередь, МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» до настоящего времени не разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, не согласован вышеуказанный план с Красноуфимским отделом управления Роспотребнадзора по свердловской области в срок до 01.03.2020, не проинформирован Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды с установленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, обосновав доводами изложенными в исковом заявлении.
Представитель Администрации ГО Красноуфимск – исковые требования признала в части размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети интернет сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории ГО Красноуфимск, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов не реже одного раза в год. В остальной части исковые требования не признала, полагала, что со стороны Администрации ГО Красноуфимск отсутствует бездействие, поскольку ежегодно в бюджете выделяются средства на ЖКХ. Инвестиционная программа – это не единственное средство и способ повышения качества воды. Так, в настоящее время по Химчистке готовится проектно-сметная документация по водозабору «Химчистка». Кроме того, полагала, что финансирование инвестиционной программы затронет тариф на услугу водоснабжение, что скажется на потребителях. Так же указывала на то, что в настоящее время Администрацией ГО Красноуфимск проводится работа по участию ГО Красноуфимск в федеральной программе «Чистая вода», направленной на повышение качества питьевой воды.
Представители ответчика – МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» исковые требования не признали, суду показали, что в 2019 году на 7 водозаборах отмечалось превышение гииенических нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а в 2020 году на 4, то есть улучшение произошло на 42%. МУП «ГКХ» осуществляет постепенную замену старых водопроводных сетей, проводит систематическую работу, направленную на улучшение качества питьевой воды и устранению нарушений в сфере водоснабжения. Устранение нарушений качества питьевой воды по микробиологическим показателям достигается путем обеззараживания (хлорирования) перед подачей в распределительную сеть, для чего не требуется разрабатывать и утверждать техническое задание или вносить корректировку в инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными нормативами. Вопрос о поставке качественной воды в соответствии с требованиями СанПиН может быть решен не только при помощи разработки технического задания и включения в состав инвестиционной программы плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
Третье лицо – ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, в числе прочего имеют право:
- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным (п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения, населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На территории ГО Красноуфимск полномочиями по организации электро-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации наделена Администрация ГО Красноуфимск.
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В настоящее время требования к качеству питьевой воды установлены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Ранее данные требования содержались в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно положениям ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации, подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
В соответствии с закрепленными ст. 3 Федерального закона « О водоснабжении и водоотведении» целями: государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена как на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения так и на обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
Достижение указанных целей не возможно в отрыве от закрепленных настоящим Федеральным законом принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из которых законодателем осуществлено правовое регулирование в области водоснабжения и водоотведения.
К указанным принципам правового регулирования в рассматриваемых правоотношениях закон относит приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из преследуемых целей и принципов государственного регулирования, федеральным законом организация развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения предусматривается на плановой программной основе, подразумевающей техническое обследование централизованных систем водоотведения, разработку схем водоснабжения ми водоотведения в соответствии с документами территориального планирования, определение плановых и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности и разработки на их основе инвестиционных программ в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ст. 37-40 Федерального закона № 416-ФЗ).
В свою очередь, утвержденная в установленном законом порядке инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, содержит перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования, график реализации мероприятий инвестиционной программы.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменений объективных условий деятельности соответствующих организаций (ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ).
В соответствии с п. 11 ст. 40 указанного Федерального закона Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа) (п. 6 Правил).
Согласно п. 10 ст. 23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ст. 61 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в период с 10.08.2020 по 04.09.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации ГО Красноуфимск.
По результатам проверки в отношении Администрации ГО Красноуфимск составлен протокол об административном правонарушении № 483/2020-23 от 25.09.2020 по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с тем, что выявлены нарушения п. 6 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а именно: по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроляч качества воды зарегистрировано несоответствие средних уровней показателей проб воды, отобранных в течение 2018 и 2019 годов, нормативам качества воды, в связи с чем в адрес Администрации ГО Красноуфимск направлялись соответствующие уведомления № 66-07-03-01/13-212-2019 от 31.01.2019 и № 66-07-03-01/13-274-2020 от 31.01.2020. Администрацией ГО Красноуфимск не были выполнены требования Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в частности при получении по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды в 2018, 2019 годах уведомлений о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (утвержденные и согласованные инвестиционные программы, технические задания на разработку или корректировку инвестиционных программ в части мероприятий по приведению качества питьевой воды, в в соответствии с установленными требованиями на 2018-2020 годы не представлены).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по свердловской области № 70 от 02.12.2020 Администрация ГО Красноуфимск признано виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу.
В адрес администрации ГО Красноуфимск Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах направлено уведомление № 66-07-03-01/13-442-2021 от 28.01.2021 года о внесении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствие с установленными требованиями, о разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, согласовании вышеуказанного плана мероприятий с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловвской области в срок до 01.03.2021, включении плана в состав инвестиционной программы, информировании Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды с установленными требованиями в срок до 01.03.2021, 30.11.2021 года.
Однако, администрацией ГО Красноуфимск до настоящего времени не разработано техническое задание, не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, не включен план мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями в состав инвестиционной программы.
В свою очередь МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» до настоящего времени не разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствие с установленными требованиями, указанный план не согласован с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, не проинформирован Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Иного суду не доказано.
Из представленных в материалы дела протоколов лабораторных испытаний следует, что до настоящего момента имеет место несоответствие качества питьевой воды поставляемое МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» установленным требованиям, как по санитарно-химическим, так и микробиологическим показателям.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами истца о том, что ответчиками допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в части обеспечения населения ГО Красноуфимск питьевой водой надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размеры государственной пошлины определены ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ГО Красноуфимск по непринятию мер по разработке и утверждению технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными нормативами в ГО Красноуфимск и не направлению указанного технического задания в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющее холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск; по не размещению сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, на официальном сайте Администрации ГО Красноуфимск и планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями.
Обязать Администрацию ГО Красноуфимск разработать и утвердить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы с включением мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой из водопроводов «Химчистка», «Межевая», «Лыжная база», «Горняк» расположенных в населенных пунктах ГО Красноуфимск Свердловской области в соответствии с установленными требованиями таблиц 3.1, 3.3, 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и направить указанное техническое задание в организацию. осуществляющую холодное водоснабжение на территории ГО Красноуфимск – МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», установив срок исполнения – один месяц с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Обязать МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах ГО Красноуфимск и исполнить обязательство в натуре, а именно: принять меры по обеспечению качества питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям в населенных пунктах ГО Красноуфимск, в соответствии с планом мероприятий по приведению качества питьевой воды.
Обязать Администрацию ГО Красноуфимск размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории ГО Красноуфимск, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов не реже одного раза в год.
Обязать Администрацию ГО Красноуфимск в случае получения уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, если средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды до 01 марта очередного года вносить изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и направлять указанное техническое задание в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющего холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск.
Обязать МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» в случае получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение трех месяцев с момента получения вышеуказанного технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в срок до 01 июля очередного года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» в доход государства государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин