дело № 2-912/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сибай 27 октября 2020 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кутлубаева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Хунафиным А.С.,
с участием представителей ответчика Мухаметовой А.С., Ильясовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова НС к ООО «Информационный расчетно-кассовый центр» об обязании исключить с начисления денежную сумму,
УСТАНОВИЛ:
Истец Волкова НС обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Информационный расчетно-кассовый центр» (далее ООО «ИРКЦ») об обязании исключить с начисления денежную сумму. Исковое заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником <адрес>, расположенной по адресу: РБ, <адрес>. Управляющей организацией данного многоквартирного дома является ООО «ИРКЦ». С ДД.ММ.ГГГГ дом был переведен на новый способ оплаты за коммунальную услугу «отопление» - в течение отопительного периода за 8 мес. Одновременно дом перешел на прямой договор с ООО «БашРТС». Повышения тарифов не предусматривалось. Но к этому времени была произведена оплата управляющей организации ООО «ИРКЦ» по прежней схеме, т.е. за 12 мес., что повлекло двойную оплату. Переплата в пользу ООО «ИРКЦ» составила 4 588,32 руб. Корректировка размера платы ООО «ИРКЦ» не была произведена.
Истец Волкова НС просит обязать ООО «ИРКЦ» исключить из начислений за отопление квартиры, расположенной по адресу: РБ, <адрес>, сумму в размере 4 588,32 руб.
Истец Волкова НС, представитель третьего лица ООО «БашРТС» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не поступало.
Учитывая изложенное, на основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители ответчика ООО «ИРКЦ» Мухаметова АС, действующая по доверенности, и Ильясова ИА, директор общества, относительно исковых требований возражали, просили в удовлетворении отказать, указывая, что с 2017 года дом находился под управлением управляющей организации ООО «ИРКЦ». Дом не был оборудован общедомовым прибором учета тепла, в связи с чем начисления производились по нормативу. Управляющая организация ИРКЦ является посредником, так как они не изготавливают ресурс, а приобретают у гарантирующих поставщиков, в данном случае у БашРТС. Они приобретают ресурс у БашРТС и данную услугу предоставляют жителям. Какую сумму за ресурс им выставляло БашРТС, такую же сумму они выставляют жителям. В мае 2019 года собственники дома выбрали способ управления - непосредственное управление с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оплата производится напрямую в БашРТС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № корректировку в первом квартале следующего года должен делать исполнитель. Исполнителем в данном случае является БашРТС. Кроме того БашРТС является ресурсоснабжающей организацией, то есть конечным получателем денег. Полагают, что неосновательное обогащение могло возникнуть у БашРТС, поскольку денежные средства были перечислены им. У ИРКЦ какого-либо обогащения не возникло. Кроме того, ИРКЦ не может сделать корректировку, поскольку уже не является исполнителем, в их квитанциях нет такой услуги и это будет противоречить Постановлению №.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес>, проведенном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о сохранении способа управления «управляющая организация» и выбранной ранее управляющей организации ООО «ИРКЦ» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеуказанного решения собственников помещений в многоквартирном доме и договора управления многоквартирным домом №У24-18 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИРКЦ» являлась управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате осмотра по адресу: <адрес>, установлено, что техническая возможность установки общедомового прибора учета отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ между теплоснабжающей организацией ООО «БашРТС» и потребителем ООО «ИРКЦ» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №, согласно которому ООО «БашРТС» обязуется поставить ООО «ИРКЦ» тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на объектах, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, в порядке и сроки, установленные договором.
На внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес>, проведенном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом, утвержден способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, с ДД.ММ.ГГГГ расторгнуть договор управления №У24-18 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ИРКЦ» по соглашению сторон.
Истец Волкова НС является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>.
Истец Волкова НС указывает, что в связи с переходом на новый способ оплаты за коммунальную услугу «отопление», возникла переплата в размере 4 588,32 руб., которая ранее была оплачена в пользу ООО «ИРКЦ».
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).
В соответствии с п.42(1) Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно п.42(2) Правил, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (в редакции от 29.06.2016) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2018 N 479 "Об установлении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан" (в редакции от 28.09.2018) установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан с начала отопительного периода 2019 - 2020 годов.
Постановлением Правительства РБ от 30.09.2019 N 596 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан" в вышеназванное Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2018 N 479 внесены изменения, согласно которым в целях обеспечения единого подхода к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода в многоквартирных домах и жилых домах, не оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, количество месяцев отопительного периода принять равным восьми календарным месяцам.
Тем самым до начала отопительного периода 2019 - 2020 годов во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан был способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года. С начала отопительного периода 2019 - 2020 годов данный способ оплаты менялся на оплату в течение отопительного периода.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года управляющей организацией многоквартирного <адрес> являлось ООО «ИРКЦ», то ответчиком выставлялась оплата коммунальной услуги в порядке, действующем до начала отопительного периода 2019 - 2020 годов - равномерно в течение календарного года.
При этом услуга по отоплению оплачивалась жителями данного дома в пользу управляющей организацией ООО «ИРКЦ», а управляющая организация в силу заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ № производила оплату в пользу ООО «БашРТС», что подтверждается платежными поручениями.
С ДД.ММ.ГГГГ договор управления №№ от ДД.ММ.ГГГГ между собственниками многоквартирного <адрес> и ООО «ИРКЦ» расторгнут по соглашению сторон.
На основании решения общего собрания собственников помещений дома с ДД.ММ.ГГГГ года действует иной способ управления домом - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме. Кроме того с этого же времени начинает действовать новый способ оплаты услуги по отоплению - оплата в течение отопительного периода. В связи с чем, с сентября 2019 года услуга по отоплению выставляется ООО «БашРТС» напрямую жителям данного дома и новым способом.
Действительно, из представленного истцом расчета следует, что у истца возникла переплата в размере 4 588,32 руб., поскольку с января по август 2020 года истец оплачивала ежемесячно по 2 249,74 руб., а с сентября 2020 года ежемесячная плата составила 3 441,33 руб.
Данный расчет представителями ответчика ООО «ИРКЦ» не оспаривается.
Между тем, суд полагает, что в указанном случае основания для понуждения ООО «ИРКЦ» сделать перерасчет путем исключения из начисления суммы 4 588,32 руб., отсутствуют.
Так, абзацем вторым пункта 42(2) Правил установлено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п.2 Правил определено, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая, что плата за отопление, внесенная истцом Волкова НС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, перечислена ООО «ИРКЦ» в пользу ООО «БашРТС», т.е. поставщику коммунального ресурса, и в настоящее время услуга по отоплению также предоставляется ООО «БашРТС» - исполнителем, суд приходит к выводу, что у ООО «ИРКЦ» отсутствует обязанность исключить из начислений сумму в размере 4 588,32 руб., поскольку ООО «ИРКЦ» исполнителем не является, в то время как в соответствии с п.42(2) Правил такая обязанность возлагается на исполнителя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к ООО «ИРКЦ» по доводам искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волкова НС к ООО «Информационный расчетно-кассовый центр» об обязании исключить с начисления денежную сумму, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Кутлубаев А.А.