Решение по делу № 2-2/2020 (2-164/2019;) ~ М-175/2019 от 16.10.2019

Дело № 2-2/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Подосиновец Кировской области 10 января 2020 года.

Подосиновский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кокоулина В.А., при секретаре судебного заседания Гордеевой Ю.С., с участием Печериной Т.В., представляющей интересы соответчика – муниципального унитарного предприятия (МУП) «Коммунсервис», Крутоумовой М.В., представляющей интересы соответчика - администрации муниципального образования «Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области», рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в лице территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Юрьянском районе в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о признании незаконным бездействия в виде ненадлежащего содержания объектов водоснабжения, обязании совершить определенные действия,

установил:

в обоснование иска изложены следующие обстоятельства.

В ходе проверки деятельности юридического лица - муниципального унитарного предприятия (МУП) «Коммунсервис», проведенной специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее – Роспотребнадзор по Кировской области), было установлено, что переданные указанному предприятию в хозяйственное ведение объекты холодного водоснабжения эксплуатируются с существенными нарушениями действующего законодательства, норм и правил в области обеспечения населения питьевой водой, а именно:

- территории первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в <адрес> не имеют ограждений, чем нарушены требования статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

- территория первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважин), расположенных в <адрес> не имеют охранных сооружений, препятствующих доступу к ним посторонних лиц, чем нарушены требования статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

- отсутствуют (не обустроены) дорожки с твердым покрытием к объектам водоснабжения (скважинам), расположенным в <адрес> чем нарушены требования статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

- водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения по адресам: <адрес> не оборудованы устройствами, предотвращающими возможность загрязнения питьевой воды через оголовки, устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройств заливки насосов, обеспечивающих их герметизацию, в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

- водозаборы скважин и насосных станций, расположенных в <адрес> не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (отсутствуют водосчетчики), в нарушение статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

- не разработаны проекты зон санитарной охраны для действующих источников водоснабжения, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.6, 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

По итогам проверки в адрес МУП «Коммунсервис» направлено предписание с требованием устранить выявленные нарушения, в отношении МУП «Коммунсервис» оформлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.

Полагая, что выявленные нарушения несут угрозу для безопасной эксплуатации объектов водоснабжения, высказав суждения о том, что факт привлечения к административной ответственности не освобождает предприятие от обязанности выполнять требование действующих норм и правил в области обеспечения населения питьевой водой, Роспотребнадзор по Кировской области в лице его территориального Отдела в Юрьянском районе потребовал признать незаконным бездействие МУП «Коммунсервис», выразившееся в ненадлежащем содержании объектов водоснабжения, обязать указанное юридическое лицо устранить выявленные нарушения.

В судебное заседание Роспотребнадзор по Кировской области своего представителя не направил, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области», как собственник указанных в исковом заявлении объектов и источников водоснабжения.

В судебном заседании представитель МУП «Коммунсервис» Печерина Т.В. исковые требования не признала, высказала суждения о том, что указанные в исковом заявлении объекты водоснабжения должны ремонтироваться и обустраиваться за счет городского поселения.

Представитель администрации Подосиновского городского поселения Крутоумова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила, что все указанные в иске объекты являются собственностью городского поселения, переданы МУП «Коммунсервис» в хозяйственное ведение. По мнению представителя городской администрации, МУП «Коммунсервис» несет ответственность за ненадлежащее состояние объектов водоснабжения и обязанность по их ремонту и обслуживанию. Представитель администрации поселения обратила внимание суда на тот факт, что в тарифы на оказание услуг по водоснабжению населения заложены расходы на ремонт и техническое обслуживание объектов водоснабжения.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ч. 1 ст. 6 вышеназванного закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, а именно: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу требований ч. 1 ст. 23 закона № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам (потребителям) питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно ч. 12 ст. 23 закона № 416-ФЗ, соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 4, ч. 1 ст. 7 закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.

В соответствии с положениями ст.ст. 2 и 11 закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 19 закона № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу положений ст. 11 закона № 52-ФЗ, юридические лица в процессе осуществления своей деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Требования к зонам санитарной охраны, содержанию, обустройству и обслуживанию объектов водоснабжения регламентированы Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24 «О введении в действие Санитарных правил», вместе с СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Этими же Правилами установлены требования к качеству питьевой воды, режим объектов водоснабжения, требования к прилагающим к ним территориям.

Указанные Правила являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одним из способов восстановления нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, дата регистрации МУП «Коммунсервис», как юридического лица, в налоговом органе - ДД.ММ.ГГГГ. Предприятие вправе осуществлять деятельность по забору, очистке и распределению воды.

На основании Распоряжения администрации Подосиновского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение предприятию переданы следующие объекты (далее – спорные объекты):

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес> с электротехническим оборудованием,

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес>,

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес> с электротехническим оборудованием и павильоном,

- водопроводная башня со скважиной в <адрес> с электротехническим оборудованием,

- артезианская скважина в <адрес> с электротехническим оборудованием и павильоном,

- артезианская скважина в <адрес> с павильоном,

- водопроводная башня со скважиной в <адрес> с электротехническим оборудованием,

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес> с электротехническим оборудованием,

- насосная станция в <адрес> с электротехническим оборудованием,

- водопровод в <адрес>,

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес>,

- водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес>,

- водопроводные сети в <адрес>.

Согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ, оформленному по итогам выездной проверки деятельности МУП «Коммунсервис», специалистами Роспотребнадзора были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации принадлежащих данному предприятию объектов питьевого водоснабжения. Нарушения выразились в ненадлежащем содержании (оборудовании) скважин, насосных станций, расположенных на территории Подосиновского городского поселения (<адрес>), невыполнении обязательных нормативов и стандартов в сфере обеспечения населения питьевой водой.

По итогам проверки в адрес МУП «Коммунсервис» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, указанных в Акте , со сроком их исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о том, что все указанные в Акте нарушения, послужившие основанием для обращения истца с настоящим заявлением в суд, устранены, суду не представлено.

Оснований полагать, что проведенная сотрудниками Роспотребнадзора по <адрес> проверка деятельности МУП «Коммунсервис» была незаконной, суд не усматривает. Действия Роспотребнадзора по выдаче предписания об устранении нарушений, как и само предписание, в установленном порядке не обжаловались.

Постановление мирового судьи судебного участка № 35 Подосиновского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого МУП «Коммунсервис» было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.24 КоАП РФ за нарушения, указанные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловалось, вступило в законную силу.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и с учетом вышеприведенных правовых норм, суд находит установленным, что указанное юридическое лицо эксплуатирует спорные объекты с нарушением действующих норм и правил, что влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, бездействие МУП «Коммунсервис», не предпринимающего мер к надлежащему содержанию и обслуживанию спорных объектов водоснабжения, своевременному устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, следует признать незаконным.

Оснований полагать, что выявленные нарушения стали следствием бездействия другого соответчика – администрации Подосиновского городского поселения, как собственника спорных объектов, суд не усматривает, при этом исходит из следующего.

Положения действующего гражданского законодательства (ст. 210 ГК РФ), нормы законов «О водоснабжении и водоотведении», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагают на органы местного самоуправления права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также обязанности по содержанию муниципального имущества, относят к вопросам местного значения городских поселений организацию в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе для решения вопросов местного значения, отнесенных к их полномочиям и компетенции, создавать специализированные предприятия, передавать в их ведение муниципальное имущество для обеспечения нужд населения.

Сведений о том, что при передаче спорного имущества от городского поселения в ведение МУП «Коммунсервис» передающая и принимающая сторона оговорили условия о бремени содержания имущества, возложив данную обязанность на администрацию поселения, суду не представлено.

Таким образом, МУП «Коммунсервис» на законных основаниях владеет спорными объектами, следовательно, в силу вышеприведенных норм несет обязанность надлежащим образом содержать, обслуживать эти объекты, обеспечивать безопасную эксплуатацию объектов водоснабжения, с соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил.

По тем же основаниям суд возлагает на МУП «Коммунсервис» обязанность по устранению нарушений, выявленных при эксплуатации спорных объектов.

Факт привлечения указанного юридического лица к административной ответственности за нарушения, послужившие основаниями для настоящего искового заявления, не освобождают МУП «Коммунсервис» от обязанности самостоятельно устранить их.

Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования в целом, предъявленные к МУП «Коммунсервис».

Разрешая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

Исковое заявление не содержит указания на срок исполнения обязанностей по устранению выявленных нарушений, что предполагает немедленное, то есть по вступлению настоящего решения в силу, их устранение. При этом суд не может исходить из сроков, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку эти сроки не являются обязательными для суда, при вынесении решения суд исходит из предписаний, установленных законом, а именно – из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия (МУП) «Коммунсервис», выразившееся в ненадлежащем содержании (оборудовании) скважин, насосных станций, расположенных на территории Подосиновского района Кировской области, невыполнении обязательных требований законодательства и стандартов в сфере обеспечения населения питьевой водой.

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения оборудовать ограждениями территории первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения обеспечить охраной путем установки запирающихся павильонов территорию первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважин), расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения обустройство дорожек с твердым покрытием к объектам водоснабжения (скважинам), расположенным в <адрес> в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», пункта 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения оборудовать водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения по адресам: <адрес> устройствами, предотвращающими возможность загрязнения питьевой воды через оголовки, устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройств заливки насосов (обеспечить их герметизацию) в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2.1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения оборудовать водозаборы скважин и насосных станций, расположенных в <адрес>, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (установить водосчетчики) в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2.1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Коммунсервис» по вступлению в законную силу настоящего судебного решения разработать проекты зон санитарной охраны для действующих источников водоснабжения, расположенных в <адрес> в соответствии с требованиями статей 11 и 18 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.6, 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Подосиновский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято в 16 часов 30 минут 13 января 2020 года.

Судья Подосиновского районного суда: Кокоулин В.А.

2-2/2020 (2-164/2019;) ~ М-175/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Ответчики
МУП "Коммунсервис"
Администрация Подосиновского городского поселения
Суд
Подосиновский районный суд
Судья
Кокоулин В.А.
16.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2019[И] Передача материалов судье
21.10.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2019[И] Судебное заседание
27.11.2019[И] Судебное заседание
24.12.2019[И] Судебное заседание
10.01.2020[И] Судебное заседание
13.01.2020[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020[И] Дело оформлено
18.03.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее