материал <Номер обезличен>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> «02» апреля 2019 года
Судья Зейского районного суда <адрес> Козлов А.С.,
при секретаре Б.Н.И.,
с участием лица, в отношении которого ведётся административное производство Краснов В.В.,
его представителя С.К.А,,
представителя МО МВД России «Зейский» С.В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении
Краснов В.В., родившегося <Дата обезличена> в <адрес>, гражданина РФ, не работающего, зарегистрированного в <адрес>, проживающего в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Краснов В.В. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 ч.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
<Дата обезличена> в 19 час. 00 мин. Краснов В.В. управлял автомобилем Тoyota - Corolla Fielder (такси) государственный номер Е 199 ТА 28 двигаясь в <адрес> не выбрал безопасную скорость движения совершил съезд с дороги, наезд на препятствие (автобусную остановку) в результате чего, пассажиру Ф.С.П., <Дата обезличена> года рождения, был причинен средний тяжести вред здоровью.
В судебном заседании Краснов В.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, не признал, суду показал, что ДТП произошло из-за ледяного наката на дороге в районе пер. Жуковского и <адрес> в <адрес>.
Защитник лица, в отношении которого ведётся административное производство, Краснов В.В. - С.К.А,, пояснил, что протокол, который имеется в материалах дела не соответствует протоколу, который был выдан на руки его доверителю. В протоколе, который имеется у Краснов В.В. не указана норма ПДД, которую по мнению сотрудника ГИБДД, была нарушена. Кроме того в описательной части протокола имеются исправления в причинении тяжести вреда здоровью с легкого, как указано в экземпляре у К.В.В. на средней тяжести, а также исправлена цифра, определяющую часть с первой части как на экземпляре у Краснов В.В. на часть вторую, указанную в протоколе который имеется в материалах дела. Исправления ни как не оговорены, следовательно административный орган допустил нарушения, в следствии чего, право на защиту его доверителя Краснов В.В. было грубо нарушено.
Представитель малолетнего потерпевшего Ф.И.Ф. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В судебном заседании представитель административно-юрисдикционного органа - ОГИБДД МО МВД России «Зейский» С.В.А. суду пояснил, что протокол об административном правонарушении составлялся им. Он никаких изменений в протокол не вносил. Действия К.В.В. были квалифицированны по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ и протоколе было указание на причинение потерпевшим легкого вреда здоровью.
С учетом положений ст.ст. 25.2, 29.7 КоАП РФ судья приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя потерпевшего.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 2 статьи 12.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 статьи 28. 6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как следует из протокола об административном правонарушении № <адрес> от <Дата обезличена> составленного инспектором ИДПС ГИБДД <Дата обезличена> в 19 час. 00 мин. Краснов В.В. управлял автомобилем Тoyota - Corolla Fielder (такси) государственный номер Е 199 ТА 28 двигаясь в <адрес> не выбрал безопасную скорость движения совершил съезд с дороги, наезд на препятствие (автобусную остановку) в результате чего, пассажиру Ф.С.П., <Дата обезличена> года рождения был причинен средний тяжести вред здоровью. В протоколе указана норма закона, предусматривающая ответственность ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, пункт 10.1 ПДД РФ нарушенная Краснов В.В., данные о том, что потерпевшему причинен легкий вред здоровью.
Вместе с тем копия протокола об административном правонарушении, представленная Краснов В.В. содержат иные данные указанные в первом экземпляре протокола, а именно в ней указана норма закона, предусматривающая ответственность по ч. 1 ст. 12. 24 КоАП РФ, указание на пункт 10.1 ПДД РФ отсутствует, имеются данные о том, что потерпевшему причинен легкий вред здоровью, что свидетельствует о том, что данные сведения вносились в протокол позднее.
Данные о том, что Краснов В.В. был уведомлен о внесении дополнений, изменений отсутствуют.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный документ только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, поскольку доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, не опровергнуты, приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
В настоящее время, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении, возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
Такая позиция выражена Верховным Судом РФ в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которой возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, сам факт признания протокола по делу об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу влечет за собой прекращение производства по делу без обсуждения наличия либо отсутствия доказательств вины, поскольку существо правонарушения, наличие либо отсутствие, которого должен установить судья при рассмотрении дела, фактически не сформировано, при этом судья не вправе самостоятельно формировать существо деяния. Иное означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также других участников производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья:
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Краснов В.В. прекратить, на основании п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья (подпись)
Копия верна: Судья А.С. Козлов