КОПИЯ:
Дело № 12-47/2017
РЕШЕНИЕ
<адрес> 20 июля 2017 года
Судья Камышловского районного суда ФИО1 <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Абрамова ФИО12 на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Восточному управленческому округу ФИО1 <адрес>, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Свердловской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, на решение заместителя директора Департамента лесного хозяйства ФИО1 <адрес>, главного государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории ФИО1 <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлениемначальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) федерального государственного пожарного надзора в лесах по Восточному управленческому округу СО ФИО10 № от 23.03. 2017 года ИП Абрамов А.В. признан виновным ч.4 по ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением заместителя директора Департамента лесного хозяйства ФИО1 <адрес>, главного государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории ФИО1 <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ИП Абрамова А.В. оставлено без изменения, жалоба ИП ФИО2 - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, ИП Абрамов А.В. подал на них жалобу, в которой просит отменить постановление и решение по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал, что отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2016 год, ДД.ММ.ГГГГ сданныйим в ГКУ СО «Камышловское лесничество»,был принят без всяких возражений со стороны руководителя ФИО5 Данные отчета были переданы в Департамент лесного хозяйства ФИО1 <адрес>. Вместе с тем, в справке о выполнении лесохозяйственных мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 указал, что содействие естественному возобновлению (далее - СЕВ) и уход за лесными культурами составляет 0 га, что противоречит отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2016 год, по которому лесовосстановление всего - 65,6 га (п.13), в том числе, искусственное - 2 га (п.13.1),естественное - 63,6 га (п.13.3), уход за лесными культурами в переводе на однократный, в том числе ручным способом конкретно по кварталам и выделам - всего 6 га (п.15.1). По договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Содействие естественному возобновлению - 62,5 га, то есть, идет перевыполнение на 1,1 га, уход за лесными культурами - 6,0 га ежегодно. Служебные записки лесничего ФИО7 и мастера леса ФИО6 носят информационный характер, и свидетельствуют о том, что акты натурного осмотра лесного участка о выполнении ИП ФИО2 лесохозяйственных мероприятий ими в лесничество не представлялись, что является грубым нарушением п. 7,10ч.3 ст. 96 главы 12 Лесного кодекса РФ.Никаких нормативных актов о проведенных проверках ФИО2 не получал. Таким образом, акты ФИО7 и ФИО6 не проводились, а служебные записки написаны ими со злоупотреблением своего служебного положения, так как написаны ими не сразу после проведенного патрулирования, а ДД.ММ.ГГГГ. Мастер леса ФИО6 не обладает должностными полномочиями по контролю за выполнением условий договора аренды лесного участка. В декабре 2016 года он получил извещение о проведении осмотра мест рубок, которые были назначены на 11 и ДД.ММ.ГГГГ. Освидетельствование мест рубок лесничим ФИО7 проводились без его участия. Из полученных в конце января 2017 года актов осмотра лесосек от 11 и 12 января 2017 года, следует, что нарушенийне выявлено. Таким образом, государственный лесной инспектор ФИО7 неправильно оценив предоставленные ему доказательства, злоупотребив служебным положением, просто подписывает подготовленный ему протокол за №от ДД.ММ.ГГГГ. Форма Отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок его представления, установленные Приказом Минприроды и Экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка предоставления Отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы», не предусматривает обязательного приложения к отчету материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации или дополнительных материалов. Административный регламент Департамента лесного хозяйства ФИО1 <адрес>, утвержденный ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № -УГ, предписывает не требовать от юридического лица и индивидуальных предпринимателей документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.Камышловское лесничество нарушило п. 3,5 ст. 5.1 Устава ГКСУ, ФИО2 никаких извещений на приемку лесных участков от ГКСУ осенью 2016 года не получал, при этом в актах приемки указано, что нельзя оценить выполнение работ и их качество в связи с устойчивым снежным покровом. Просит постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде штрафа 40 000 рублей отменить, дело производством прекратить.
В судебном заседании Абрамов А.В. и его защитник Подкорытов А.А. доводы жалобы поддержали полностью по изложенным в ней основаниям, просили отменить обжалуемое постановление и решение должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием с его действиях состава административного правонарушения.
Защитник ФИО9 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснив, что имеет специальное образование в области лесного хозяйства, ранее 7 лет работал лесником в Камышловском лесничестве, в 2017 году по просьбе ФИО2 выехал на лесные участки, предоставленные ему по договору аренды, чтобы предоставить доказательства проведения СЕВ по каждой лесосеке путем минерализации почвы. Выехав на место, они заложили пробные площади, установили, что в предусмотренные договором аренды площади СЕВ уложились. По данным осмотра сделаны фотографии и составлены ведомости закладки пробной площади от ДД.ММ.ГГГГ.
Начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Восточному управленческому округу Департамента лесного хозяйства ФИО10 с жалобой не согласился, считает, что постановление и решение вынесены законно. ИП ФИО2 является арендатором лесного участка, в нарушение условий договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в 2016 году не проведено содействие естественному восстановлению, о чем свидетельствуют служебные расписки должностных лиц Камышловского лесничества, которые в летне-осенний период до устойчивого снежного покрова проводили осмотр лесных участков, выделенных ФИО2 по договору аренды. Оснований не доверять докладным запискам не имеется. Не имеется ни одного документа, подтверждающего доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что лесовосстановление в указанном им объеме было выполнено и эти работы приняты сторонами. Пробные площади закладывались ФИО2 без привлечения работников лесничества. Акты приемки выполненных работ по СЕВ должны были составляться в 2016 году, когда они были сделаны, а не в 2017 году. Представленные стороной документы и фотографии не свидетельствуют о том, что эти работы были выполнены в 2016 году. Протокол лесничим ФИО7 составлен в рамках имеющихся у него полномочий. Акты осмотра лесосек не относятся к данному делу, поскольку в них отражены только результаты осмотра лесосечных работ и не отражаются результаты СЕВ. На момент принятия постановления он руководствовался теми сведениями, которые содержались в документах, ФИО2 никаких доказательств выполнения обязанностей по СЕВ и уходу за лесными культурами, предусмотренных условиями договором аренды, не представил. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО7 полагал доводы жалобы не подлежащими удовлетворению. С мая 2016 года он работает в качестве лесничего <адрес>», государственного лесного инспектора, заменив на данной должности ФИО9 Всего на его участке лесничества 3 арендатора, в том числе, ИП ФИО2. В сентябре 2017 года он с целью инвентаризации выезжал на все участки по договору аренды, никаких работ по СЕВ на участках не было выполнено, по объему выполненных работ по лесовосстановлению и уходу за культурами ИП ФИО2 в 2016 году перед ним не отчитался. Служебную записку от ДД.ММ.ГГГГ он составил по результатам осенней инвентаризации 2016 года. В 2017 году ФИО2 перед ним отчитался о выполнении лесовосстановления.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитников, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 99 Лесного кодекса РФ, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ, воспроизводство лесов осуществляется в том числе, путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Как следует из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
В силу положений п. 9 Приказа Министерства природных ресурсов РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил ухода за лесами", целями рубок ухода за лесом являются улучшение породного состава лесных насаждений, повышение качества и устоячивости лесных насаждений, сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса, сокращение сроков выращенивания технически спелой древесины, рациональное использование ресуросв древесины.
В соответствии с п. 10 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами: прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев, проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев.
В силу положений п. 3,4 Приказа Министерства природных ресурсов РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил ухода за лесами», уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 для заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок, общей площадью 3255 га, расположенный по адресу: ФИО1 <адрес>, Камышловское лесничество, Камышловское участковое лесничество, урочище АОЗТ «Квашнинское», в кварталах 3-6, 9, 10, 14, 15, 19-21, 25, 28, 29, 33, 34, площадью 1973 га; Камышловское участковое лесничество, урочище ТОО «Куровское», в кварталах 7, 9-12, площадью 1 282 га.
В соответствии с положениями подп. «ж» п. 12 договора аренды арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке и на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении № к договору.
Согласно приложению № к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном лесном участке, арендатор обязан ежегодно производить лесовосстановительные мероприятия, в том числе, содействие естественному возобновлению на площади 62,5 га, уход за лесными культурами 6,0 га.
Вместе с тем из справки о выполнении лесохозяйственных мероприятий, представленной ГКУ СО «Камышловское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ об объемах и исполнении работ по лесовосстановлению на арендуемом лесном участке ИП ФИО2 в 2016 году следует, что содействие естественному возобновлению выполнено на площади 0 га, уход за лесными культурами - 0 га.
Таким образом, ИП ФИО2 в нарушение требований пп. «ж» п. 12 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнив в 2016 году содействие естественному возобновлению в объеме 62,5 га, уход за лесными культурами 6,0 га на арендованном лесном участке, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Факт совершения ИП ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, а также соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: служебными записками лесничего ФИО7 и мастера леса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ГКУ СО «Камышловское лесничество» об объемах и исполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке ИП ФИО2 (по договору № от ДД.ММ.ГГГГ); договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные доказательства оценены должностным лицом, вышестоящим должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности, являются допустимыми, достоверными и объективно ничем не опровергнуты. Вопреки доводам жалобы, всем доказательствам дана оценка, в том числе объяснениям ФИО2
Представленные ИП ФИО2 в настоящем заседании фотографии и ведомости закладки пробных площадей доводов о выполнении мероприятий СЕВ и уходов за лесными культурами в 2016 году не подтверждают, поскольку выполнены арендатором лесного участка в 2017 году без привлечения должностных лиц лесничества. Как подтвердил в судебном заседании лесничий ФИО11, на момент проведения осенней инвентаризации в 2016 году мероприятия по СЕВ и уходу за лесными культурами отсутствовали. В 2017 году в натурном осмотре и закладке пробных площадей на лесных участках представители лесничества не участвовали, и не извещались. Данные доказательства были получены в июне 2017 года, не были представлены ИП ФИО2 ни на момент составления протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни на момент рассмотрения жалобы должностным лицом Департамента лесного хозяйства. В 2016 году в адрес ГКУ СО «Камышловское лесничество» акты выполненных работ по СЕВ и уходу за лесными культурами от ИП ФИО2 не поступали.
Судом установлено, что ИП ФИО2 нарушены условия договора аренды, не выполнено содействие естественному возобновлению и уходы за лесными культурами, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на то, что законодательство не предусматривает предоставление в лесничество актов и иных сведений о выполнении мероприятий по СЕВ и уходу за лесными культурами, и ранее таких сведений в Камышловское лесничество не предоставлялось, не свидетельствует о неправомерном привлечении его к административной ответственности, поскольку факт неисполнения условий договора аренды по лесовосстановлению в части СЕВ и ухода за лесными культурами установлен.
Доводы жалобы в части того, что должностными лицами лесничества не проводился натуральный осмотр лесного участка, в 2016 году суд считает необоснованными, данным доводам дана надлежащая правовая оценка в решении по результатам рассмотрения жалобы на постановление. Оснований для их переоценки не усматривается. Суд также не находит оснований не доверять служебным запискам, поскольку должностными лицами Камышловского лесничества в пределах их полномочий в ходе инвентаризации лесного участка, предоставленного в аренду ФИО2, уходов за лесными культурами и следов проведения СЕВ не установлено, о чем было подтверждено и в ходе судебного разбирательства по делу. Доводы о том, что осенний осмотр лесного участка проводился работниками лесничества без извещения лица и в его отсутствие также не свидетельствует о незаконности проведения осмотров, поскольку такая обязанность законодательством не предусмотрена. Ссылка лица на положения Приказа Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ в данном случае необоснованны, поскольку устанавливают порядок и проведение лесосечных работ, и утверждают порядок осмотра лесосек при выполнении лесосечных работ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились сведения ГКУ СО «Камышловское лесничество» об объемах и исполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке ИП ФИО2 в 2016 году, из которых следует, что содействие естественному возобновлению и уход за лесными культурами индивидуальным предпринимателем не выполнено.
При таких обстоятельствах действия ИП ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Таким образом, должностным лицом, вышестоящим должностным лицом полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, с жалобой не представлено и в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов и постановления должностного лица, не допущено.
Постановление о привлечении ИП ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ИП ФИО2 в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, а также решения от ДД.ММ.ГГГГ вышестоящего должностного лица, не имеется.
В соответствии с изложенным и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.9Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Восточному управленческому округу ФИО1 <адрес>, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории ФИО1 <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, и решение заместителя директора Департамента лесного хозяйства ФИО1 <адрес>, главного государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории ФИО1 <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ИП Абрамова ФИО13 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд.
Судья (подпись) Л.А. Афанасьева
Копия верна:
Судья Л.А. Афанасьева