Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1311/2013 ~ М-1062/2013 от 25.07.2013

№ 2-1311/2013    

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.11.2013 г. г. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием истца Рязанова А.И., представителя ответчика Колотниной И.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Рязанова А. И. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Рязанов А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском указав, что он проработал в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ а также работал в органах прокуратуры Сахалинской области стажером, а затем старшим следователем Долинской городской прокураты Сахалинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает, что у него возникло право на досрочное назначением трудовой пенсии по старости, то есть по достижении возраста 56 лет.

Решением управления Пенсионного фонда в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в установлении досрочной трудовой пенсии, поскольку не учтен в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Основанием для отказа в установлении пенсии послужило то, что управление Пенсионного фонда считает, что согласно п.2 ст. 44 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» пенсионное обеспечение стажеров и старших следователей прокуратуры осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел. В то же время, данное положение указанной статьи указывает только на дополнительные материальные и социальные гарантии за особые условия службы по сравнению с другими категориями работников.

В данном случае имеет значение при назначении пенсии на льготных условиях, что Рязанов А.И. работал на условиях трудового договора и был уволен по собственному желанию также по правилам ст. 31 Кодекса законов о труде РСФСР. На военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел положения трудового законодательства не распространяется, в отличии от работников органов прокуратуры.

В связи с этим на него( Рязанова А.И.) распространяются правила на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Неправомерны также ссылки при принятии решения об отказе в установлении пенсии на Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 г. № 14-0, а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. №30, в которых, упоминается только военная служба и служба в органах внутренних дел как особые виды государственной службы и право на пенсию реализуется на основании ФЗ РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих.

Таким образом, служба или работа в органах прокуратуры в данном Федеральном Законе не перечислена и поэтому не может быть приравнена к военной службе при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались.

Также за период его работы уплачивались страховые взносы, и следовательно он участвовал в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

При вынесении решения об отказе в установлении пенсии Управление пенсионного фонда не указало, что за период работы в органах прокуратуры работодатель не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Рязанов А.И. полагает, что Управление Пенсионного фонда должно с достоверностью доказать, что работа в прокуратуре тогда еще союзного государства приравнивается к военной службе, например, в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих», Законами «О милиции, полиции» и другими, а также, то что за тот период не уплачивались страховые взносы.

На основании положений ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», Рязанов А.И. просит возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах, приравненных к Крайнему Северу, то есть в Долинской городской прокуратуре Сахалинской области, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать назначить пенсию с момента обращения с 11.03.2013.

В судебном заседании Рязанов А.И. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области, Колотнина И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что Рязанов А.И. обратился в Управление 11.03.2013 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ).

На дату подачи заявления (11.03.2013) о назначении пенсии Рязанов А.И. достиг возраста 56 лет, имеет страховой стаж - 35 лет 6 месяцев 15 дней и стаж работы в районах Крайнего Севера - 9 лет 3 месяца 0 дней, что менее требуемых 12 лет. В связи с этим Управлением вынесено решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ

Истец оспаривает указанное решение Управления в части незачета периода его службы в органах Прокуратуры Сахалинской области со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Законность и обоснованность принятого Управлением решения об отказе в установлении пенсии подтверждается следующим.

Согласно ст.40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российское Федерации» (далее - Закон № 2202-1) служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Исходя из положений данной нормы права, а также из самого названия статьи 40 «Служба в органах и учреждениях прокуратуры» Закона 2202-1 трудовая деятельность в органах прокуратуры является именно службой, а не работой, как ошибочно полагает истец. К такому же выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.03.2005 № 14-0, в котором указал, что государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд.

Исходя из положений п.2 ст.44 Закона № 2202-1 пенсионное обеспечение стажеров и старших следователей прокуратуры осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1), т.е. для целей установления трудовых пенсий служба в органах прокуратуры приравнена к военной службе.

Условия назначения прокурорским работникам пенсий, порядок их исчисления и размеры отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, право на пенсию прокурорским работникам реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Закон № 173-ФЗ основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его ст.3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом работники прокуратуры не подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому довод истца о том, что за период его работы уплачивались страховые взносы, и он участвовал в солидарной системе обязательного пенсионного страхования, является ошибочным и основан на неправильном толковании норм материального права.

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Таким образом, периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. Во-первых, это периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 10 Закона № 173-ФЗ), во-вторых, иные периоды (нестраховые периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, перечисленные в ст. 11 Закона № 173-ФЗ)).

Поскольку на денежное содержание, выплачиваемое прокурорским работникам, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начисляются, то периоды службы в органах прокуратуры нельзя рассматривать, как страховой стаж.

Вместе с тем, исходя из положений п.2 ст.44 Закона № 2202-1, периоды прохождения службы в органах прокуратуры являются периодами военной службы и согласно подп.1 п.1 ст.11 Закона № 173-ФЗ засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, согласно ст.28.1 Закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к работе в упомянутых районах и местностях приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.1-10 п.1 ст.27 и подп.7-9 п.1 ст.28 данного закона. Это, в частности, подтверждено Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п.24). Поэтому иные периоды, в том числе периоды военной службы, не могут быть суммированы с периодами работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая правило о включении периодов прохождения военной и другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что также следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 14-0.

На основании выше изложенного, полагает, что период службы истца в органах прокуратуры со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приравнивается к военной службе, включается в страховой стаж, но не подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости. При таких обстоятельствах право на досрочную пенсию при имеющемся стаже 9 лет 3 месяца 0 дней возникает у истца с ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. при достижении истцом возраста 57 лет. На основании изложенного, просит в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, в том числе материалы пенсионного дела истца, приходит к следующему.

В соответствии с пп. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

ДД.ММ.ГГГГ Рязанов А.И. обратился в Управление Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе от ДД.ММ.ГГГГ Рязанову А.И. отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

На дату подачи заявления (11.03.2013) Рязанов А.И. достиг возраста 56 лет, имеет страховой стаж - 35 лет 6 месяцев 15 дней и стаж работы в районах Крайнего Севера - 9 лет 3 месяца 0 дней, что менее требуемых 12 лет.

В стаж работы Рязанова А.И. не был включен период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органах прокуратуры Сахалинской области.

Указанный отказ суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается представителем ответчика, что истец Рязанов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в органах прокуратуры Сахалинской области с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о назначении от ДД.ММ.ГГГГ г.) по ДД.ММ.ГГГГ г.(приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ г.), что подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратуры Сахалинской области.

Из копии трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Рязанов А.И. назначен стажером Долинской городской прокуратуры, ДД.ММ.ГГГГ назначен старшим следователем Долинской городской прокуратуры. ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов прокуратуры по собственному желанию.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 40 ФЗ "О прокуратуре РФ" служба в прокуратуре является видом федеральной государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры, предопределяет и специальный правовой статус ее работников.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 14-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края", государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд.

В соответствии с положениями п.2 ст.44 ФЗ "О прокуратуре РФ" пенсионное обеспечение стажеров и старших следователей прокуратуры осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть для целей установления трудовых пенсий служба в органах прокуратуры приравнена к военной службе.

Согласно ст. 10, 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж, если ему предшествовали и за ним следовали периоды работы.

Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является специальным стажем работы.

Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516.

Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с подп.2 и 6 п. 1 ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из положений ст. ст. 90, 88, 14, 12 ФЗ "О государственных пенсиях в РФ".

С учетом изложенного, доводы Рязанова А.И. о том, что период его работы в должности стажера и старшего следователя Долинской городской прокуратуры Сахалинской области (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ) может быть засчитан в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии, и подлежит включению в период работы ее в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, правильным признать нельзя. В силу указанных обстоятельств, исковые требования Рязанова А.И. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Рязанова А. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд г. Красноуфимска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -13.11.2013 г.

Судья:                     С.А. Бунакова.

2-1311/2013 ~ М-1062/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рязанов Анатолий Иннокентьевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Красноуфимске и районе
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Бунакова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
25.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2013Передача материалов судье
29.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2013Предварительное судебное заседание
29.10.2013Судебное заседание
08.11.2013Судебное заседание
13.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2014Дело оформлено
09.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее