Материал № 13-99/14 (Дело № 2-290/12)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о предоставлении отсрочки исполнения решения суда
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Объячево
09 июня 2014 года заявление администрации муниципального образования сельское поселение «Спаспоруб» о предоставлении отсрочки по исполнению решения Прилузского районного суда от 26 июня 2012 года.
установил:
АМО СП «Спаспоруб» обратилась в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки в исполнении решения суда от 26.06.2012г., которым АМО СП «Спаспоруб» обязано в срок до 01 июня 2014 года провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом на срок до 01 марта 2015 года. Заявление мотивирует тем, что администрацией МО СП «Спаспоруб» предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда. Так, постановлением администрации МР «Прилузский» от 27.01.2014г. №125 «О проведении лесоустройства» и постановление администрации СП «Спаспоруб» от 07.02.2014г. №8 «Об инвентаризации лесных насаждений» проведена инвентаризация лесных насаждений в пределах границ населенных пунктов СП «Спаспоруб». Инвентаризация проведена комиссией, созданной при АСП «Спаспоруб». По результатам инвентаризации комиссией принято решение, что на территории населенных пунктов СП «Спаспоруб» городских лесов нет. В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение договоров возможно при условии включения закупки в план-график не менее чем за 10 дней. Контракт на выполнение работ по лесоустройству городских (сельских) лесов внесен в план-график и размещен на официальном сайте РФ при размещении заказов для муниципальных и государственных нужд. В соответствии с план-графиком АСП «Спаспоруб». будет заключен муниципальный контракт с ООО «Техкарта» г.Сыктывкар, в срок – 09 июня 2014 года. По результатам лесоустроительных работ будут составлены таксационные описания, картографические материалы, ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских (сельских) лесов. Данные материалы необходимые для планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и являются основанием для разработки лесохозяйственного регламента, постановки лесов на государственный кадастровый учет. Сроком завершения лесоустроительных работ, необходимых для исполнения судебного решения, по заключенному контракту ориентировочно является 20 декабря 2014 года (в соответствии с календарным планом), после чего потребуется дополнительное время для постановки земель на кадастровый учет, разработки и утверждения лесохозяйственного регламента и организации в соответствии с ним осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Таким образом, в связи с тем, что для выполнения всех перечисленных действий должнику необходимо время, последний обратился в суд с настоящим заявлением, поскольку не исполнение решения суда в срок обусловлено обстоятельствами, не зависящими от должника при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В судебном заседании представитель должника не присутствует, о времени и месте извещена надлежаще, направила заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель взыскателя, Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры в судебном заседании не присутствует, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежаще, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, при этом указывает, что в предоставлении отсрочки должнику не возражает.
Суд считает возможным рассмотреть заявление по представленным письменным доказательствам, поскольку, в силу положения ст.203 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы исполнительного производства № 8452/12/14/11, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Установлено, что решением Прилузского районного суда от 26 июня 2012 года бездействие АМО СП «Спаспоруб», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов признано незаконным; АМО СП «Спаспоруб» обязано в срок до 01 июня 2014 года провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом. Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу. Исполнительный лист направлен Сыктывкарскому природоохранному межрайонному прокурору.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по РК 23 августа 2012 года при получении исполнительного листа № 2-290/12 от 26.06.2012 г., выданного Прилузским районным судом, возбуждено исполнительное производство № 8400/12/14/11.
По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство должно принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Исполнительный документ, предъявленный к исполнению в установленный законодательством срок, подлежит исполнению в предусмотренных законом процедурах до его полного исполнения либо до окончания исполнительного производства по иным основаниям.
В то же время, на основании ст.434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ.
Согласно ст.203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.
Конституция, в соответствии с частью 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положения Конституции, закрепляющие конкретные права должны толковаться судами согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Длительное неисполнение судебных решений Европейский суд по правам человека также рассматривает как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, подчеркивая, что по смыслу ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения – это составная часть судебного разбирательства.
В то же время, порядок взыскания по исполнительным документам должен осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (охватывающих его право требования).
При таких обстоятельствах, рассматривая заявление должника, суд исходит из следующего.
В обоснование заявления должником в суд представлены:
- постановление администрации МР «Прилузский» №125 от 27.01.2014г. о продлении лесоустройства, которым постановлено: рекомендовать администрациям сельских поселений МР «Прилузский»: провести инвентаризацию лесных насаждений, согласно проектов генеральных планов, в черте населенных пунктов, соответствующих сельских поселений; составить паспорта ландшафтно-архитектурного объекта (дислокацию лесных насаждений); из лесных насаждений, находящихся в черте соответствующих населенных пунктов и составляющие сплошной лесной массив, определить городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент по созданию, содержанию, использованию и воспроизводству лесных насаждений, осуществлению мер пожарной безопасности;
- постановление СП «Спаспоруб» № 8 от 07 февраля 2014 года, из которого следует, что в соответствии с ГрК РФ, ЛК РФ, Лесоустроительной инструкцией, утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 12.12.2011г. №516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» для создания, охраны, содержания и воспроизводства лесных насаждений, осуществления мер пожарной безопасности на территории СП «Спаспоруб» постановлено: провести инвентаризацию лесных насаждений согласно проекта генерального плана в черте населенных пунктов СП «Спаспоруб»; создать комиссию для инвентаризации лесных насаждений в составе главы СП, заведующего сектором архитектуры УМС АМР «Прилузский», лесничего-руководителя Спаспорубского участкового лесничества, эксперта АСП «Спаспоруб»; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент по созданию, содержанию, использованию и воспроизводству лесных насаждений, осуществлению мер пожарной безопасности в лесах;
- решение совета СП «Спаспоруб» от 07.04.2014г. № III-21/1 об утверждении генерального плана СП «Спаспоруб» и правил землепользования и застройки территории МО СП «Спаспоруб»;
- протокол заседания комиссии по инвентаризации лесных насаждений в черте населенных пунктов СП «Спаспоруб» от 24.04.2014г., согласно которого комиссией принято решение о том, что на территории населенных пунктов СП «Спаспоруб» : с.Спаспоруб, д.Керес, д.Кулига, д.Ракинская, д.Поруб, д.Поруб-кеповская, д.Плесо городских лесов нет.
- инвентаризация насаждений СП «Спаспоруб», из которой следует, что имеются лесные насаждения в районе д.Урнышевская, вблизи с жилым домом по адресу д.урнышевская,д.60, площадью 0,5 га; вдоль реки Луза площадью 0,6га; с.Спаспоруб вблизи жилых домов по адресу с.Спаспоруб ул.Лесная,д.6, площадью 0,5 га; с.Спаспоруб, вдоль реки Луза место Мысовое, площадью 0,5 га; с.Спаспоруб вдоль реки Луза площадью 0,3 га; с.Спаспоруб вблизи с жилым домом по адресу с.Спаспоруб ул.Центральная, д.37, площадью 0,5 га; д.Кулига вдоль реки Поруб площадью 0,5 га; д.Керес площадью 0,5 га; д.Ракинская, площадью 0,5 га; д.Поруб –кеповская, площадью 1,0 га, все указанные лесные насаждения имеет возраст 1000 лет, естественного происхождения, состоят из ели, сосны и выполняют защитные функции от эрозии земли, водоохранную функцию;
- распоряжение главы РК от 20.05.2014г. № 133-р, согласно п.9 которого органам местного самоуправления в РК, а также их должностным лицам, рекомендовано провести работу по определению размера денежных средств, необходимых для исполнения судебных решений о возложении обязанностей осуществить лесовосстановительные мероприятия, постановке на кадастровый учет земель поселений, на которых находятся леса, разработке лесохозяйственного регламента лесничеств»;
- распечатка с интернет-сайта, портал госзакупок, с планом–графиком размещения заказов на поставку товаров, выполненных работ на оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 год, согласно которым срок заключения контракта по выполнению работ по лесоустройству приходится на июнь 2014 года;
- муниципальный контракт № 09/2-06/14-ЛУ от 09 июня 2014 года на выполнение работ по лесоустройству городских (сельских) лесов, заключенный между главой администрации СП «Спаспоруб» - заказчик и ООО «Техкарта» - исполнитель, согласно которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение лесоустроительных работ по лесоустройству городских (сельских) лесов в границах СП «Спаспоруб». Согласно п.1.3. Контракта, работы проводятся согласно календарного плана, срок завершения работ - 20 декабря 2014 года. Исполнитель приступает к выполнению работ на следующий день после поступления аванса, предусмотренного п.3.3 Контракта. Разделом 3 контракта установлено, что заказчик производит оплату в соответствии со сметно-финансовым расчетом, и составляет 95 137 рублей 03 копейки. Заказчик выплачивает исполнителю аванс в размере 28 500 рублей Оплата работ (этапа работ) осуществляется в течение 20 рабочих дней с момента подписания акта сдачи-приемки. В силу п.5.1 контракт вступает в законную силу с момента подписания его обеими сторонами и заканчивает свое действие после полного выполнения сторонами контрактных обязательств;
- приложение № 1 к контракту (техническое задание на проведение лесоустроительных работ), с наименованием работ (подготовительные, полевые, камеральные) по проведению лесоустроительных работ в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов (с. Спаспоруб Прилузского района РК). Срок выполнения работ указан с момента подписания контракта до 20.12.2014г. основание для выполнения работ указано, решение Прилузского районного суда от 27.06.2012г.;
- приложение № 2 к контракту (сметно-финансовый расчет), согласно которого общая стоимость работ составляет 95 137 рублей 03 копейки;
- приложение № 3 к контракту (календарный план на проведение лесоустроительных работ), из которого следует, что срок окончания выполнения работ по контракту приходятся на декабрь 2014 года.
В силу закона, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 19 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления; предоставление отсрочки должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как указывалось в решении суда невыполнение администрацией МО СП «Читаево обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «Лесным кодексом Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В тоже время, по мнению суда, без разработанного и утвержденного генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, исполнение определенных для должника решением суда от 26.06.2012 года действий, являлось не возможным, поскольку именно генеральный план СП который, согласно ст. 18 ГрК может послужить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке, а также определить территорию сельского поселения на которой находится лесной массив, входящий в границы населенных пунктов сельского поселения, на которых в свою очередь необходимо провести лесоустроительные работы, что является предметом исполнения решения суда, по которому должник просит предоставить отсрочку.
Как следует из представленных суду документов, в настоящее время решением Совета СП «Спаспоруб» от 07.04.2014г. № III-21/1 генеральный план поселения и правила землепользования и застройки утверждены; инвентаризация лесных насаждений на территории СП проведена; окончание выполнения работ по лесоустройству по муниципальному контракту от 09.06.2014г. приходится на декабрь 2014 года.
Однако, по мнению суда, по окончании работ по лесоустройству, предусмотренных техническим заданием на проведение лесоустроительных работ, должнику потребуется дополнительное время для постановки земель лесного фонда поселения на государственный кадастровый учет, для разработки и утверждения лесохозяйственного регламента, на основе которого будет осуществляться организация мер пожарной безопасности.
Таким образом, поскольку должником предпринимаются все необходимые меры для своевременного исполнения судебного постановления, предоставлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта в установленный срок, которые носят исключительный характер, возникли независимо от должника; суд, соглашаясь с позицией Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, приходит к выводу об удовлетворении заявления администрации СП «Спаспоруб», полагая возможным предоставить отсрочку в исполнении решения суда.
При этом, определяя срок, на который должнику может быть предоставлена отсрочка, суд учитывает мнение представителей должника и взыскателя, объем работы, который следует выполнить для надлежащего исполнения решения суда, и полагает возможным предоставить должнику отсрочку в исполнении судебного постановления на срок, испрашиваемый должником, т.е. до 01 марта 2015 года.
Руководствуясь ст.ст.434, 203 ГПК РФ, ст.37 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
определил:
Заявление администрации муниципального образования сельского поселения «Спаспоруб» о предоставлении отсрочки по исполнению решения Прилузского районного суда от 26 июня 2012 года – удовлетворить.
Предоставить администрации муниципального образования сельское поселение «Спаспоруб» отсрочку по исполнению решения Прилузского районного суда от 26 июня 2012 года, которым администрация муниципального образования сельское поселение «Спаспоруб» обязано в срок до 01 июня 2014 года провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом сроком до 01 марта 2015 года.
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 15 дней.
Председательствующий