Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-765/2020 (2а-6992/2019;) ~ М-5638/2019 от 26.11.2019

Дело № 2а-765/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2020 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа

Курындина Е.Ю.,

      при секретаре Парахиной О.Н.,

с участием административного истца Соколовой А.П., представителя административного истца Бобковой Т.А., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика УМВД РФ по Мурманской области Буланды И.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании

рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи в помещении суда административное дело по исковому заявлению Соколовой Анжелы Павловны к УМВД РФ по Мурманской области о признании незаконным заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 года, заключения от 24.12.2010 года,

У с т а н о в и л:

           Соколова А.П. обратилась в суд с административным иском к УМВД РФ по Мурманской области о признании незаконным и отмене заключения Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 10 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации; признании незаконным и отмене заключения Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 24 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

             В обоснование заявленных требований указав, что Соколова А.П. родилась (ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> Республики Молдова. До 1993 года проживала в Молдавской ССР. По прибытию на территорию РФ обратилась в паспортно-визовую службу Мурманского РОВД для приобретения гражданства России, впоследствии взамен паспорта ССР ей был выдан новый паспорт. С 10.08.1993 года по 25.01.1995 года была зарегистрирована по месту жительства г. Североморск ул. Сафонова, д. 22, кв. 5, с 07.10.1993 года была принята машинисткой по секретной переписке в войсковую часть 10544.

           В январе 1995 года переехала в закрытый военный городок — поселок Оленья Губа (административный округ Гаджиево), ул. Строителей, д. 38, кв. 33, где также продолжала работать машинисткой по секретной переписке. По приезде в п. Оленья Губа был выдан вкладыш. Истец была зарегистрирована по месту жительства в служебной квартире.

               В 1997 году Соколова А.П. уволена из войсковой части 10544 в связи с сокращением штатной должности. До мая 2011 г. продолжала проживать в городе Снежногорск, где вышла замуж 29.04.1999 г. за (ФИО)2, и в связи с изменением девичьей фамилии «Балан» на «Соколова» паспортно-визовым управлением МВД России по Мурманской области была произведена замена ранее выданного паспорта.

              08.05.1999года Соколова А.П. родила сына (ФИО)3, а (ДД.ММ.ГГГГ) была зарегистрирована по месту жительства на <адрес>.

             22.01.2002 г. - Снежногорским ГОВД Мурманской области истцу был заменен паспорт гражданина Российской Федерации серии 4701 № 318806 в связи с тем, что паспорт Соколовой по достижении возраста 25 лет на тот момент уже являлся недействительным; 09.09.2004 г. истца родилась дочь Соколова Алёна Игоревна.

             12.05.2005 г. истцу был выдан заграничный паспорт серия 62 № 2832909; 23.05.2011 г. истец была снята с регистрационного учета Межрайонным отделением УФМС России по Мурманской области в МО ЗАТО Александровск.

В июне 2011 года с семьей (истец, муж и двое детей) переехали на постоянное проживание в город Воронеж, где 23.06.2011 г. были зарегистрированы ОУФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронеж по месту жительства по адресу: Московский проспект, <адрес>.

С момента проживания в г. Воронеж истцу 2 раза выдавали заграничный паспорт (серия 64 № 5249007 от 29.12.2011 г. и серия 65 № 2699681 от 28.02.2017 г.).

В сентябре 2019 г. Соколовой А.П. сообщили о необходимости явиться в Управление по вопросам миграции, 09.09.2019 г. в Управление потребовали отдать паспорт и сказали, что она не является гражданином Российской Федерации.

04.10.2019 г. истцом был получен ответ на заявление из Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, из содержания которого следовало, что паспорт серии 4701 № 318806, оформленный Снежногорским ГОВД Мурманской области, на основании заключения от 24.12.2010 г. УФМС России по Мурманской области признан выданным в нарушении установленного порядка.

24.10.2019 г. истцом получен ответ из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, из содержания которого следовало, что в декабре 2010 года в УФМС России по Мурманской области была проведена в отношении истца проверка принадлежности к гражданству Российской Федерации, по результатам которой на основании заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. истец не является гражданином Российской Федерации.

По мнению административного истца, принятые УФМС России по Мурманской области заключения от 10.12.2010 г. и от 24.12.2010 г. являются актами произвольного лишения ее гражданства и вмешательства в частные дела, в связи с чем являются незаконными. Указанные акты нарушают конституционные права, права, связанные с гражданством (л.д.7-13).

Административный истец Соколова А.П., представитель административного истца - Бобкова Т.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования поддержали.

Представитель административного ответчика Буланда И.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, возражала против удовлетворения заявленных требований

        Выслушав сторон по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Принципы гражданства Российской Федерации, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

В силу ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту Закон).

Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Соколова А.П. родилась (ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> Республики Молдова.

В 1993 году Соколова А.П. прибыла на территорию РФ в Сурманскую область на постоянное место жительство. 04 августа 1993 года истица обратилась с заявлением об обмене паспорта СНГ (л.д. 140). На основании указанного заявления Соколовой А.П. (добрачная фамилия Бакан) 10 августа 1993 года выдан паспорт гражданина СССР.

с 10.08.1993 года по 25.01.1995 года Соколова А.П. зарегистрирована по месту жительства г. Североморск ул. Сафонова, д. 22, кв. 5, с 18.05.1995 г. по 15.03.2000 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Мурманская область, п. Оленья Туба, ул. Строителей, 38-33, с 25.04.2000 г. по 23.05.2011 г. проживала на территории Мурманской области, затем с 23.06.2011 г. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 94-152 (л.д. 52, 143,144,145).

Из трудовой книжки Соколовой А.П. следует, что она 07.10.1993 года принята на работу в войсковую часть 10544 на территории г. Снежногорска Мурманской области, 31.12.1997 году уволена в связи с сокращением штатной должности (л.д. 24).

29.04.1999 г. истица заключила брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Соколова (л.д. 25).

13 августа 1999 г. Соколова А.П. обратилась в паспортно-визовое управление МВД России по Мурманской области с заявлением о выдаче (обмене) паспорта в связи со сменой фамилии и 18 августа 1999 г. Соколовой А.П. выдан паспорт (л.д. 141).

18 января 2002 года Соколова А.П. обратилась межрайонное отделение УФМС России по Мурманской области с заявлением о выдаче (замене) паспорта в связи с общим обменом и 22 января 2002 года Снежногорским ГОВД Мурманской области документирована паспортом гражданина Российской Федерации 47 02 №318806 (л.д. 142).

Кроме того, истцу Соколовой А.П. был выдан заграничный паспорт: 12.05.2005 г., 29.12.2011 г., 28.02.2017 г. (л.д.23).

В связи с поступившим 19.06.2010 г. в УВМ УМВД России по Мурманской области рапортом начальника межрайонного отделения ФМС России по Мурманской области о проверке принадлежности к гражданству РФ в отношении Соколовой А.П. была проведена проверка (л.д.134), в рамках которой 04.12.2010 г. вынесено заключение о проведении проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации (утверждено начальником УФМС России по Мурманской области 10.12.2010 г.). Проверкой установлено, что Соколова А.П. гражданином Российской Федерации не является, паспорт гражданина Российской Федерации серии 47 01 №318806 выдан необоснованно. Было принято решение о проведении служебной проверки по факту выдачи Соколовой А.П. паспорта гражданина РФ в нарушение установленного порядка (л.д. 80-81).

24 декабря 2010 года и.о. начальника УФМС России по Мурманской области утверждено оспариваемое заключение по материалам служебной проверки, согласно которому установлено, что Соколова А.П. на 06.02.1992 года на территории Российской Федерации зарегистрирована не была. По вопросу приобретения гражданства лично Соколова А.П. и ее родители в УФМС России Мурманской области в установленном порядке не обращались. По имеющейся базе данных Консульского департамента МИД России как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации в консульских учреждениях Российской Федерации за пределами России не значится.

На основании заключения УФМС России по Мурманской области от 04.12.2010 г. было установлено, что Соколова А.П. гражданином Российской Федерации не является.

Также в заключении по материалам служебной проверки указано на то, что установить на основании каких документов Соколовой А.П. был выдан вкладыш в 1995 г., подтверждающий ее принадлежность к гражданству Российской Федерации, серии III-ПГ №4500410, не представляется возможным. Также имеющаяся в подразделении документация не позволяет установить, кем был выдан вкладыш.

Пунктом 1 указанного заключения установлено, что паспорт серии III-ПГ №4500410 выдан необоснованно (л.д. 126-128).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. N 1400) (далее - Инструкция).

Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).

Учитывая тот факт, что 22.01.2002 г. Соколова А.П. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).

Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 г. по делу "Алпеева и Джалагония против Российской Федерации", изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Доводы административного ответчика о том, что Соколова А.П. не имела право на приобретение гражданства Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, поскольку на день вступления в силу данного закона (6 февраля 1992 г.) постоянно на территории Российской Федерации не проживала, не могут быть приняты судом.

Соколова А.П. в своем административном исковом заявлении указывала на приобретение ею гражданства в порядке регистрации в соответствии с пунктом "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, после прибытия на территорию Российской Федерации Соколовой А.П. в результате обмена выдавали паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в 1995 году выдавали вкладыш, который свидетельствовал о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

При этом для получения вкладышей гражданами Российской Федерации представляются паспорт гражданина СССР или свидетельство о рождении, либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего (п. 3.2. Приказа МВД РФ от 05.05.1993 № 210 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950»).

В соответствии с п. 2.2 Приказа МВД РФ от 05.05.1993 № 210 для получения паспорта гражданами представляются фотографические карточки и документы, установленные Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677 (с последующими изменениями и дополнениями), а также иные документы.

В соответствии с п. 12 и 13 Постановления Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» обмен паспортов производится в случаях: а) перемены фамилии, имени, отчества; б) установления неточности в записях; в) негодности для пользования.

Для обмена паспорта гражданами представляются: а) заявление по установленной форме: б) паспорт, подлежащий обмену; в) две фотографические карточки размером 50 х 60 мм (п. 13).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, ни одна выдача Соколовой А.П. удостоверяющих личность документов не происходила без ее заявления, что бесспорно свидетельствует об изъявлении административным истцом желания приобрести гражданство Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что допущенные органом при оформлении гражданства истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемых заключений на Соколову А.П., в связи с чем нельзя признать правомерным заключение административного ответчика, о том, что Соколовой А.П. гражданство РФ не приобретено, только по причине отсутствия записей о приобретении ею этого гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов.

Более того, отсутствие в настоящее время заявления истца о желании приобрести гражданство Российской Федерации, которое вместе с другими документами должно храниться в архиве соответствующего органа (пункт 43 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325), не свидетельствует о том, что Соколова А.П., имея право приобрести указанное гражданство, в регистрационном порядке, приобрела его незаконно.

Доводы административного ответчика о пропуске процессуального срока Соколовой А.П. для обращения в суд с настоящим иском не состоятельны.

Как следует из пояснений административного истца 09.09.2019 г. в Управлении по вопросам миграции у нее потребовали отдать паспорт и сказали, что она не является гражданином Российской Федерации.

24.09.2019 г. из ответа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, истец узнала, что ее паспорт серии 4701 № 318806, оформленный Снежногорским ГОВД Мурманской области, на основании заключения от 24.12.2010 г. УФМС России по Мурманской области признан выданным в нарушении установленного порядка (л.д. 17).

16.10.2019 г. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области истцу сообщено, что в декабре 2010 года УФМС России по Мурманской области была проведена в отношении нее проверка принадлежности к гражданству Российской Федерации, по результатам которой на основании заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. Соколова А.П. не является гражданином Российской Федерации. Кроме того в данном ответе было указано на то, что с данным заключением Соколова А.П. была ознакомлена 26.01.2011 г. (л.д. 18).

Вместе с тем, в судебном заседании Соколова А.П. пояснила, что о существовании спорного заключения ей стало известно только 04.10.2019 г. после получения ответа № 3/197714240423 от 24.09.2019 г.

Представленная в материалы дела расписка Соколовой А.П., о том, что с решением начальника УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. ознакомлена, порядок приобретения гражданства РФ разъяснен (л.д. 87 об), не может являться доказательством пропуска процессуального срока на обращение в суд с административным иском, поскольку исходя из текста расписки, невозможно сделать вывод о том, что в ней идет речь именно о заключении о проведении проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденном 10.12.2010 г. исполняющим обязанности начальника УФМС России по Мурманской области - председателя комиссии по признанию паспортов гражданина России выданными в нарушение установленного порядка (дата вынесения заключения 04.12.2010 г.). Фактически в расписке кроме даты нет ничего общего с самим заключением.

По тексту расписки указано, что ознакомлена с «решением», а не с «заключением», при этом решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка соответствующим должностным лицом не принималось, а оспариваемое заключение таким решением не является.

Заключение УФМС России не является формой решения о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка, поскольку в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Управления Федеральной миграционной службы РФ на момент вынесения оспариваемого заключения, предусмотрены формы актов Федеральной миграционной службы РФ, которые принимаются ими при совершении тех или иных проверочных мероприятий, а также их название.

В частности, согласно п. 15.5 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» указано, что по результатам рассмотрения (заявления о наличии гражданства РФ) территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Также в соответствии с п. 52 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Между тем наряду с заключением в указанных нормативно-правовых актах предусмотрены и формы решений, принимаемые при совершении отдельных проверочных мероприятий.

В соответствии с п. 15.7 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (действующий на момент принятия заключения) исполнитель оформляет учетную карточку (приложение № 11 к Административному регламенту), и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных словарям (приложения № 12 - 14 к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.

Тем не менее, после признания паспорта истца недействительным информации об этом нигде не было, в том числе в органах Федеральной миграционной службы РФ, что следует из того, что после вынесения оспариваемого заключения дважды истцу выдавали заграничный паспорт 29.12.2011 г. серия 64 № 5249007; 28.02.2017 г. - серия 65 № 2699681.

Порядок выдачи заграничных паспортов, на момент их выдачи, регламентировался Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ), а также Приказами Федеральной миграционной службы, которыми утверждались Административные регламенты предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность.

Таким образом, факт того, что было вынесено заключение, которым паспорт гражданина Российской Федерации был признан недействительным, не мог остаться незамеченным органами внутренних дел, Федеральной миграционной службой и иными государственными и муниципальными органами, если бы такое заключение действительно было вынесено в установленном законом порядке.

На основании изложенного суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что обжалуемые решения (заключения) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений (заключений), соблюден, основания для принятия оспариваемых решений (заключений) имелись, содержание оспариваемых решений (заключений) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Соколовой А.П. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Соколовой Анжелы Павловны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 10 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

Признать незаконным и отменить заключение Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 24 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья:                                Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2020 г.

Дело № 2а-765/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2020 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа

Курындина Е.Ю.,

      при секретаре Парахиной О.Н.,

с участием административного истца Соколовой А.П., представителя административного истца Бобковой Т.А., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика УМВД РФ по Мурманской области Буланды И.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании

рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи в помещении суда административное дело по исковому заявлению Соколовой Анжелы Павловны к УМВД РФ по Мурманской области о признании незаконным заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 года, заключения от 24.12.2010 года,

У с т а н о в и л:

           Соколова А.П. обратилась в суд с административным иском к УМВД РФ по Мурманской области о признании незаконным и отмене заключения Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 10 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации; признании незаконным и отмене заключения Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 24 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

             В обоснование заявленных требований указав, что Соколова А.П. родилась (ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> Республики Молдова. До 1993 года проживала в Молдавской ССР. По прибытию на территорию РФ обратилась в паспортно-визовую службу Мурманского РОВД для приобретения гражданства России, впоследствии взамен паспорта ССР ей был выдан новый паспорт. С 10.08.1993 года по 25.01.1995 года была зарегистрирована по месту жительства г. Североморск ул. Сафонова, д. 22, кв. 5, с 07.10.1993 года была принята машинисткой по секретной переписке в войсковую часть 10544.

           В январе 1995 года переехала в закрытый военный городок — поселок Оленья Губа (административный округ Гаджиево), ул. Строителей, д. 38, кв. 33, где также продолжала работать машинисткой по секретной переписке. По приезде в п. Оленья Губа был выдан вкладыш. Истец была зарегистрирована по месту жительства в служебной квартире.

               В 1997 году Соколова А.П. уволена из войсковой части 10544 в связи с сокращением штатной должности. До мая 2011 г. продолжала проживать в городе Снежногорск, где вышла замуж 29.04.1999 г. за (ФИО)2, и в связи с изменением девичьей фамилии «Балан» на «Соколова» паспортно-визовым управлением МВД России по Мурманской области была произведена замена ранее выданного паспорта.

              08.05.1999года Соколова А.П. родила сына (ФИО)3, а (ДД.ММ.ГГГГ) была зарегистрирована по месту жительства на <адрес>.

             22.01.2002 г. - Снежногорским ГОВД Мурманской области истцу был заменен паспорт гражданина Российской Федерации серии 4701 № 318806 в связи с тем, что паспорт Соколовой по достижении возраста 25 лет на тот момент уже являлся недействительным; 09.09.2004 г. истца родилась дочь Соколова Алёна Игоревна.

             12.05.2005 г. истцу был выдан заграничный паспорт серия 62 № 2832909; 23.05.2011 г. истец была снята с регистрационного учета Межрайонным отделением УФМС России по Мурманской области в МО ЗАТО Александровск.

В июне 2011 года с семьей (истец, муж и двое детей) переехали на постоянное проживание в город Воронеж, где 23.06.2011 г. были зарегистрированы ОУФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронеж по месту жительства по адресу: Московский проспект, <адрес>.

С момента проживания в г. Воронеж истцу 2 раза выдавали заграничный паспорт (серия 64 № 5249007 от 29.12.2011 г. и серия 65 № 2699681 от 28.02.2017 г.).

В сентябре 2019 г. Соколовой А.П. сообщили о необходимости явиться в Управление по вопросам миграции, 09.09.2019 г. в Управление потребовали отдать паспорт и сказали, что она не является гражданином Российской Федерации.

04.10.2019 г. истцом был получен ответ на заявление из Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, из содержания которого следовало, что паспорт серии 4701 № 318806, оформленный Снежногорским ГОВД Мурманской области, на основании заключения от 24.12.2010 г. УФМС России по Мурманской области признан выданным в нарушении установленного порядка.

24.10.2019 г. истцом получен ответ из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, из содержания которого следовало, что в декабре 2010 года в УФМС России по Мурманской области была проведена в отношении истца проверка принадлежности к гражданству Российской Федерации, по результатам которой на основании заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. истец не является гражданином Российской Федерации.

По мнению административного истца, принятые УФМС России по Мурманской области заключения от 10.12.2010 г. и от 24.12.2010 г. являются актами произвольного лишения ее гражданства и вмешательства в частные дела, в связи с чем являются незаконными. Указанные акты нарушают конституционные права, права, связанные с гражданством (л.д.7-13).

Административный истец Соколова А.П., представитель административного истца - Бобкова Т.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования поддержали.

Представитель административного ответчика Буланда И.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, возражала против удовлетворения заявленных требований

        Выслушав сторон по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Принципы гражданства Российской Федерации, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

В силу ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту Закон).

Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Соколова А.П. родилась (ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> Республики Молдова.

В 1993 году Соколова А.П. прибыла на территорию РФ в Сурманскую область на постоянное место жительство. 04 августа 1993 года истица обратилась с заявлением об обмене паспорта СНГ (л.д. 140). На основании указанного заявления Соколовой А.П. (добрачная фамилия Бакан) 10 августа 1993 года выдан паспорт гражданина СССР.

с 10.08.1993 года по 25.01.1995 года Соколова А.П. зарегистрирована по месту жительства г. Североморск ул. Сафонова, д. 22, кв. 5, с 18.05.1995 г. по 15.03.2000 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Мурманская область, п. Оленья Туба, ул. Строителей, 38-33, с 25.04.2000 г. по 23.05.2011 г. проживала на территории Мурманской области, затем с 23.06.2011 г. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 94-152 (л.д. 52, 143,144,145).

Из трудовой книжки Соколовой А.П. следует, что она 07.10.1993 года принята на работу в войсковую часть 10544 на территории г. Снежногорска Мурманской области, 31.12.1997 году уволена в связи с сокращением штатной должности (л.д. 24).

29.04.1999 г. истица заключила брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Соколова (л.д. 25).

13 августа 1999 г. Соколова А.П. обратилась в паспортно-визовое управление МВД России по Мурманской области с заявлением о выдаче (обмене) паспорта в связи со сменой фамилии и 18 августа 1999 г. Соколовой А.П. выдан паспорт (л.д. 141).

18 января 2002 года Соколова А.П. обратилась межрайонное отделение УФМС России по Мурманской области с заявлением о выдаче (замене) паспорта в связи с общим обменом и 22 января 2002 года Снежногорским ГОВД Мурманской области документирована паспортом гражданина Российской Федерации 47 02 №318806 (л.д. 142).

Кроме того, истцу Соколовой А.П. был выдан заграничный паспорт: 12.05.2005 г., 29.12.2011 г., 28.02.2017 г. (л.д.23).

В связи с поступившим 19.06.2010 г. в УВМ УМВД России по Мурманской области рапортом начальника межрайонного отделения ФМС России по Мурманской области о проверке принадлежности к гражданству РФ в отношении Соколовой А.П. была проведена проверка (л.д.134), в рамках которой 04.12.2010 г. вынесено заключение о проведении проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации (утверждено начальником УФМС России по Мурманской области 10.12.2010 г.). Проверкой установлено, что Соколова А.П. гражданином Российской Федерации не является, паспорт гражданина Российской Федерации серии 47 01 №318806 выдан необоснованно. Было принято решение о проведении служебной проверки по факту выдачи Соколовой А.П. паспорта гражданина РФ в нарушение установленного порядка (л.д. 80-81).

24 декабря 2010 года и.о. начальника УФМС России по Мурманской области утверждено оспариваемое заключение по материалам служебной проверки, согласно которому установлено, что Соколова А.П. на 06.02.1992 года на территории Российской Федерации зарегистрирована не была. По вопросу приобретения гражданства лично Соколова А.П. и ее родители в УФМС России Мурманской области в установленном порядке не обращались. По имеющейся базе данных Консульского департамента МИД России как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации в консульских учреждениях Российской Федерации за пределами России не значится.

На основании заключения УФМС России по Мурманской области от 04.12.2010 г. было установлено, что Соколова А.П. гражданином Российской Федерации не является.

Также в заключении по материалам служебной проверки указано на то, что установить на основании каких документов Соколовой А.П. был выдан вкладыш в 1995 г., подтверждающий ее принадлежность к гражданству Российской Федерации, серии III-ПГ №4500410, не представляется возможным. Также имеющаяся в подразделении документация не позволяет установить, кем был выдан вкладыш.

Пунктом 1 указанного заключения установлено, что паспорт серии III-ПГ №4500410 выдан необоснованно (л.д. 126-128).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. N 1400) (далее - Инструкция).

Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).

Учитывая тот факт, что 22.01.2002 г. Соколова А.П. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).

Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 г. по делу "Алпеева и Джалагония против Российской Федерации", изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Доводы административного ответчика о том, что Соколова А.П. не имела право на приобретение гражданства Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, поскольку на день вступления в силу данного закона (6 февраля 1992 г.) постоянно на территории Российской Федерации не проживала, не могут быть приняты судом.

Соколова А.П. в своем административном исковом заявлении указывала на приобретение ею гражданства в порядке регистрации в соответствии с пунктом "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, после прибытия на территорию Российской Федерации Соколовой А.П. в результате обмена выдавали паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в 1995 году выдавали вкладыш, который свидетельствовал о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

При этом для получения вкладышей гражданами Российской Федерации представляются паспорт гражданина СССР или свидетельство о рождении, либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего (п. 3.2. Приказа МВД РФ от 05.05.1993 № 210 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950»).

В соответствии с п. 2.2 Приказа МВД РФ от 05.05.1993 № 210 для получения паспорта гражданами представляются фотографические карточки и документы, установленные Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677 (с последующими изменениями и дополнениями), а также иные документы.

В соответствии с п. 12 и 13 Постановления Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» обмен паспортов производится в случаях: а) перемены фамилии, имени, отчества; б) установления неточности в записях; в) негодности для пользования.

Для обмена паспорта гражданами представляются: а) заявление по установленной форме: б) паспорт, подлежащий обмену; в) две фотографические карточки размером 50 х 60 мм (п. 13).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, ни одна выдача Соколовой А.П. удостоверяющих личность документов не происходила без ее заявления, что бесспорно свидетельствует об изъявлении административным истцом желания приобрести гражданство Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что допущенные органом при оформлении гражданства истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемых заключений на Соколову А.П., в связи с чем нельзя признать правомерным заключение административного ответчика, о том, что Соколовой А.П. гражданство РФ не приобретено, только по причине отсутствия записей о приобретении ею этого гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов.

Более того, отсутствие в настоящее время заявления истца о желании приобрести гражданство Российской Федерации, которое вместе с другими документами должно храниться в архиве соответствующего органа (пункт 43 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325), не свидетельствует о том, что Соколова А.П., имея право приобрести указанное гражданство, в регистрационном порядке, приобрела его незаконно.

Доводы административного ответчика о пропуске процессуального срока Соколовой А.П. для обращения в суд с настоящим иском не состоятельны.

Как следует из пояснений административного истца 09.09.2019 г. в Управлении по вопросам миграции у нее потребовали отдать паспорт и сказали, что она не является гражданином Российской Федерации.

24.09.2019 г. из ответа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, истец узнала, что ее паспорт серии 4701 № 318806, оформленный Снежногорским ГОВД Мурманской области, на основании заключения от 24.12.2010 г. УФМС России по Мурманской области признан выданным в нарушении установленного порядка (л.д. 17).

16.10.2019 г. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области истцу сообщено, что в декабре 2010 года УФМС России по Мурманской области была проведена в отношении нее проверка принадлежности к гражданству Российской Федерации, по результатам которой на основании заключения УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. Соколова А.П. не является гражданином Российской Федерации. Кроме того в данном ответе было указано на то, что с данным заключением Соколова А.П. была ознакомлена 26.01.2011 г. (л.д. 18).

Вместе с тем, в судебном заседании Соколова А.П. пояснила, что о существовании спорного заключения ей стало известно только 04.10.2019 г. после получения ответа № 3/197714240423 от 24.09.2019 г.

Представленная в материалы дела расписка Соколовой А.П., о том, что с решением начальника УФМС России по Мурманской области от 10.12.2010 г. ознакомлена, порядок приобретения гражданства РФ разъяснен (л.д. 87 об), не может являться доказательством пропуска процессуального срока на обращение в суд с административным иском, поскольку исходя из текста расписки, невозможно сделать вывод о том, что в ней идет речь именно о заключении о проведении проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденном 10.12.2010 г. исполняющим обязанности начальника УФМС России по Мурманской области - председателя комиссии по признанию паспортов гражданина России выданными в нарушение установленного порядка (дата вынесения заключения 04.12.2010 г.). Фактически в расписке кроме даты нет ничего общего с самим заключением.

По тексту расписки указано, что ознакомлена с «решением», а не с «заключением», при этом решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка соответствующим должностным лицом не принималось, а оспариваемое заключение таким решением не является.

Заключение УФМС России не является формой решения о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка, поскольку в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Управления Федеральной миграционной службы РФ на момент вынесения оспариваемого заключения, предусмотрены формы актов Федеральной миграционной службы РФ, которые принимаются ими при совершении тех или иных проверочных мероприятий, а также их название.

В частности, согласно п. 15.5 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» указано, что по результатам рассмотрения (заявления о наличии гражданства РФ) территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Также в соответствии с п. 52 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Между тем наряду с заключением в указанных нормативно-правовых актах предусмотрены и формы решений, принимаемые при совершении отдельных проверочных мероприятий.

В соответствии с п. 15.7 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (действующий на момент принятия заключения) исполнитель оформляет учетную карточку (приложение № 11 к Административному регламенту), и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных словарям (приложения № 12 - 14 к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.

Тем не менее, после признания паспорта истца недействительным информации об этом нигде не было, в том числе в органах Федеральной миграционной службы РФ, что следует из того, что после вынесения оспариваемого заключения дважды истцу выдавали заграничный паспорт 29.12.2011 г. серия 64 № 5249007; 28.02.2017 г. - серия 65 № 2699681.

Порядок выдачи заграничных паспортов, на момент их выдачи, регламентировался Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ), а также Приказами Федеральной миграционной службы, которыми утверждались Административные регламенты предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность.

Таким образом, факт того, что было вынесено заключение, которым паспорт гражданина Российской Федерации был признан недействительным, не мог остаться незамеченным органами внутренних дел, Федеральной миграционной службой и иными государственными и муниципальными органами, если бы такое заключение действительно было вынесено в установленном законом порядке.

На основании изложенного суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что обжалуемые решения (заключения) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений (заключений), соблюден, основания для принятия оспариваемых решений (заключений) имелись, содержание оспариваемых решений (заключений) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Соколовой А.П. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Соколовой Анжелы Павловны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 10 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

Признать незаконным и отменить заключение Управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области от 24 декабря 2010 года об отсутствии у Соколовой Анжелы Павловны гражданства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья:                                Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2020 г.

1версия для печати

2а-765/2020 (2а-6992/2019;) ~ М-5638/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколова Анжела Павловна
Ответчики
УМВД РФ по Мурманской области
Другие
Хаустов Сергей Валерьевич
Бобкова Татьяна Александровна
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация административного искового заявления
27.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2019Предварительное судебное заседание
25.12.2019Предварительное судебное заседание
17.01.2020Предварительное судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее