РЕШЕНИЕ
с. Мраково 04 мая 2016 года.
Судья Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан Туленков С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ерофеева ФИО11 на постановление по делу об административном правонарушении от 30.06.2015 года,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Гайсина Р.В. от 30.06.2015 года за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении Ерофеева Г.В. назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей в связи с тем, что Ерофеев Г.В. –работающий начальником ФИО4 <данные изъяты> «Башкиравтодор», являясь должностным лицом, не принял своевременные меры по получению предприятием разрешения на выбросы загрязняющих веществ при производство асфальтобетонной смеси в асфальтобетонном заводе ФИО4, расположенном на окраине с.ФИО3 <адрес> РБ.
Ерофеев Г.В. обратился с жалобой на приведенное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене, указывая, что круг его полномочий определен доверенностью, выданной генеральным директором ОАО «Башкиравтодор», согласно которой принятие мер по получению предприятием разрешения на выбросы загрязняющих веществ в его круг обязанностей не входит. Кроме того, указанный завод является собственностью ОАО «Башкиравтодор», вопросом получения разрешения на вредные выбросы должен заниматься юридическое лицо, а не его филиал. Заместителем прокурора ДД.ММ.ГГГГ незаконно возбуждено дело об административном правонарушении в отношении него по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, поскольку он не является субъектом данного правонарушения. Кроме того, в представлении прокурора ФИО3 <адрес> РБ об устранении нарушений природоохранного законодательства по указанному правонарушению предлагается привлечь к дисциплинарной ответственности инженера по технике и экологии ФИО7, в полномочии которого не входит получение специального разрешения на выброс вредных веществ.
Ерофеев Г.В. на судебное заседание не явился, просил рассмотрение дела отложить в связи с подачей кассационной жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель прокуратуры Зианчуринского района Республики Башкортостан на судебное заседание не явился.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд считает, что вышеуказанное постановление подлежит отмене.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу или во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статьей 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с "Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо наличие согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и положительной санитарно-эпидемиологической экспертизы
В соответствии с п. 2 "Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)" (утв. Приказом Минприроды РФ от 25.07.2011 года № 650) (далее - Регламент) государственная услуга выдачи разрешений предоставляется юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Исходя из п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха, получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.
В п. 2 Регламента конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно положению о <данные изъяты>, утвержденному генеральным директором ОАО «Башкиравтодор» 22.12.2014 года, управление не является юридическим лицом, ответственность за его деятельность несет ОАО «Башкиравтодор». Асфальтобетонный завод является собственностью юридического лица - ОАО «Башкиравтодор».
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц, а также должностных лиц за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Таким образом, субъектом правонарушения по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ являются юридические лица и их должностные лица. Как видно из материалов дела, Ерофеев Г.В. является начальником ФИО4 - филиала ОАО «Башкиравтодор» и в круг его обязанностей не входит получение специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, что следует из доверенности на имя Ерофеева Г.Ф. №09юр/248 от 22.12.2014 года и Положения о <данные изъяты>- филиале ОАО «Башкиравтодор».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ОАО Башкиравтодор заключен договор ....-ОВ с <данные изъяты>» на разработку предельно-допустимых выбросов, ДД.ММ.ГГГГ руководителю ФИО2 Росприроднадзора по РБ направлено заявление Общества о согласовании проекта нормативов ПДВ для ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ приказом исполняющего обязанности заместителя руководителя ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по РБ утверждены нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарных источников выбросов ФИО4 филиала ОАО «Башкиравтодор», ОАО «Башкиравтодор» получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником, расположенном на площадке ....-асфальтовый завод с.ФИО3, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях Ерофеева Г.В.отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку он не является субъектом правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд считает, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – начальника ФИО4 Г.В. подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Гайсина Р.В. от 30.06.2015 года о привлечении Ерофеева Г.В. за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан со дня его вынесения или вручения.
Судья Туленков С.Н.