Судья Гридина М.Н. Дело № 12-64/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
31 августа 2018 года город Орёл
РЎСѓРґСЊСЏ Орловского областного СЃСѓРґР° Сафронова Р›.Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° жалобу инспектора (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. РЅР° постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° РІ отношении Рвановой Валентины Николаевны РїРѕ статье 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установила:
постановлением СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° Рванова Р’.Рќ. признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее – РљРѕРђРџ Р Р¤), Рё подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 1500 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Орловский областной СЃСѓРґ, инспектор (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморкова Р•.РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° отменить, направить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение.
Указывает РЅР° то, что Сѓ СЃСѓРґСЊРё РЅРµ имелось оснований для переквалификаций действия Рвановой Р’.Рќ. СЃ С‡.1 СЃС‚.14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅР° СЃС‚.14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, поскольку Рвановой Р’.Рќ., РЅРµ состоящей СЃ кем-либо РІ трудовых отношениях была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции – самогона, крепостью 37 РѕР±.%, изготовленного РёР· пищевого сырья.
Огласив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
РР· материалов дела усматривается, что 22 мая 2018 РіРѕРґР° оперуполномоченным РќРР‘ Рё РџРљ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области ТДВ установлен факт продажи Рвановой Р’.Рќ. спиртосодержащей продукции, послуживший основанием возбуждения инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморкова Р•.РЎ. РІ отношении Рвановой Р’.Рќ. дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё проведения административного расследования.
06 июля 2018 РіРѕРґР° инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. РІ отношении Рвановой Р’.Рќ. составлен протокол РѕР± административной правонарушении 57 РћР в„–759298/454 РїРѕ части 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Как следует РёР· протокола РѕР± административном правонарушении, Рвановой Р’.Рќ. 22.05.2018 РіРѕРґР° РІ 16 часов 40 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ адресу: Орловская область, РљСЂРѕРјСЃРєРѕР№ район, Рґ<...>, Рґ.<...>, РєРІ<...>, РЅРµ состоящая РІ трудовых отношениях СЃ какой-либо организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществила розничную продажу 1 бутылки емкостью 1,5 Р». СЃ этикеткой «Пиво толстяк» СЃРѕ спиртосодержащей жидкостью объемом примерно 0,5 Р» РїРѕ цене 100 рублей, которая является крепким спиртным напитком домашней выработки – самогоном крепостью 37 РѕР±.%, изготовленной РёР· углеводосодержащего пищевого сырья.
РџСЂРё рассмотрении дела СЃСѓРґСЊСЏ пришла Рє выводу Рѕ переквалификации действий Рвановой Р’.Рќ., подтвердившей РІ судебном заседании факт реализации бутылки самогона, РЅР° статью 14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, поскольку реализация алкогольной продукции, которая должна являться пищей продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции, материалами дела РЅРµ подтверждена, справка специалиста экспертно-криминалистического центра РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области в„–14/788 РЅРµ содержит выводов Рѕ том, что реализованный Рвановой Р’.Рќ. крепкий спиртной напиток домашней выработки – самогон, является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
Вместе с тем судьей не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - ФЗ № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
В силу статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2 ФЗ № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (пункт 3); спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции (пункт 4); алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7); спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам (пункт 9).
В соответствии со статьей 26 ФЗ № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
РџСЂРё этом согласно справки РѕР± исследовании в„–788/РЅ РѕС‚ 27.05.2018, проведенном специалистом РРљР¦ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области ПГЮ., представленная РЅР° исследование жидкость, реализованная Рвановой Р’.Рќ., является крепким спиртным напитком домашней выработки - самогоном, крепостью 37 РѕР±.%. Р’ составе представленной жидкости денатурирующих добавок РЅРµ обнаружено. Крепкий спиртной напиток домашней выработки – самогон изготовлен РёР· углеводсодержащего пищевого сырья (Р».Рґ. 26).
Однако, выводы специалиста об отсутствии в составе представленной жидкости денатурирующих добавок, а также то, что самогон изготовлен из углеводсодержащего пищевого сырья, судьей районного суда во внимание приняты не были.
РџСЂРё таких обстоятельствах выводы СЃСѓРґСЊРё Рѕ необходимости переквалификации действий Рвановой Р’.Рќ. СЃ части 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅР° статью 14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть признаны обоснованными.
Кроме того, согласно подпункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается в том числе вопрос, по которому в случае необходимости выносится определение, о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.ч.1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Статьей 28.7 КоАП РФ определено, что административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
РР· материалов дела усматривается, что определением РѕС‚ 24 мая 2018 РіРѕРґР° инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. принято решение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё назначении административного расследования СЃ целью проведения исследования реализованной Рвановой Р’.Рќ. спиртосодержащей жидкости.
Между тем, указанная жидкость была передана для исследования РІ РРљР¦ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области отношением старшим оперуполномоченным РќРР‘ Рё РџРљ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области ТДВ РѕС‚ 23 мая 2018 РіРѕРґР°.
РЎ момента вынесения определения Рѕ возбуждении производства РїРѕ делу РѕС‚ 24 мая 2018 РіРѕРґР° Рё проведении административного расследования РґРѕ составления 06 июля 2018 РіРѕРґР° протокола РѕР± административном правонарушении должностным лицом каких-либо экспертиз РІ отношении изъятой Сѓ Рвановой Р’.Рќ. жидкости РЅРµ назначалось, каких-либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, РЅРµ осуществлялось, С‚.Рµ. фактически административное расследование РЅРµ проводилось.
Согласно абз.5 п. 3 указанного выше Постановления, установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Между тем, соответствующее решение судьей Кромского районного суда Орловской области принято не было.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным нарушением.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Поскольку допущенные судьей Кромского районного суда Орловской области нарушения носят существенный и неустранимый характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление судьи Кромского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению мировому судье судебного участка Кромского района Орловской области для рассмотрения по подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Рвановой Валентины Николаевны отменить.
Дело направить мировому судье судебного участка Кромского района Орловской области для рассмотрения по подсудности.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р. Сафронова
Судья Гридина М.Н. Дело № 12-64/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
31 августа 2018 года город Орёл
РЎСѓРґСЊСЏ Орловского областного СЃСѓРґР° Сафронова Р›.Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° жалобу инспектора (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. РЅР° постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° РІ отношении Рвановой Валентины Николаевны РїРѕ статье 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установила:
постановлением СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° Рванова Р’.Рќ. признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее – РљРѕРђРџ Р Р¤), Рё подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 1500 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Орловский областной СЃСѓРґ, инспектор (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморкова Р•.РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° отменить, направить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение.
Указывает РЅР° то, что Сѓ СЃСѓРґСЊРё РЅРµ имелось оснований для переквалификаций действия Рвановой Р’.Рќ. СЃ С‡.1 СЃС‚.14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅР° СЃС‚.14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, поскольку Рвановой Р’.Рќ., РЅРµ состоящей СЃ кем-либо РІ трудовых отношениях была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции – самогона, крепостью 37 РѕР±.%, изготовленного РёР· пищевого сырья.
Огласив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
РР· материалов дела усматривается, что 22 мая 2018 РіРѕРґР° оперуполномоченным РќРР‘ Рё РџРљ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области ТДВ установлен факт продажи Рвановой Р’.Рќ. спиртосодержащей продукции, послуживший основанием возбуждения инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморкова Р•.РЎ. РІ отношении Рвановой Р’.Рќ. дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё проведения административного расследования.
06 июля 2018 РіРѕРґР° инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. РІ отношении Рвановой Р’.Рќ. составлен протокол РѕР± административной правонарушении 57 РћР в„–759298/454 РїРѕ части 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Как следует РёР· протокола РѕР± административном правонарушении, Рвановой Р’.Рќ. 22.05.2018 РіРѕРґР° РІ 16 часов 40 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ адресу: Орловская область, РљСЂРѕРјСЃРєРѕР№ район, Рґ<...>, Рґ.<...>, РєРІ<...>, РЅРµ состоящая РІ трудовых отношениях СЃ какой-либо организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществила розничную продажу 1 бутылки емкостью 1,5 Р». СЃ этикеткой «Пиво толстяк» СЃРѕ спиртосодержащей жидкостью объемом примерно 0,5 Р» РїРѕ цене 100 рублей, которая является крепким спиртным напитком домашней выработки – самогоном крепостью 37 РѕР±.%, изготовленной РёР· углеводосодержащего пищевого сырья.
РџСЂРё рассмотрении дела СЃСѓРґСЊСЏ пришла Рє выводу Рѕ переквалификации действий Рвановой Р’.Рќ., подтвердившей РІ судебном заседании факт реализации бутылки самогона, РЅР° статью 14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, поскольку реализация алкогольной продукции, которая должна являться пищей продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции, материалами дела РЅРµ подтверждена, справка специалиста экспертно-криминалистического центра РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области в„–14/788 РЅРµ содержит выводов Рѕ том, что реализованный Рвановой Р’.Рќ. крепкий спиртной напиток домашней выработки – самогон, является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
Вместе с тем судьей не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - ФЗ № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
В силу статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2 ФЗ № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (пункт 3); спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции (пункт 4); алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7); спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам (пункт 9).
В соответствии со статьей 26 ФЗ № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
РџСЂРё этом согласно справки РѕР± исследовании в„–788/РЅ РѕС‚ 27.05.2018, проведенном специалистом РРљР¦ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области ПГЮ., представленная РЅР° исследование жидкость, реализованная Рвановой Р’.Рќ., является крепким спиртным напитком домашней выработки - самогоном, крепостью 37 РѕР±.%. Р’ составе представленной жидкости денатурирующих добавок РЅРµ обнаружено. Крепкий спиртной напиток домашней выработки – самогон изготовлен РёР· углеводсодержащего пищевого сырья (Р».Рґ. 26).
Однако, выводы специалиста об отсутствии в составе представленной жидкости денатурирующих добавок, а также то, что самогон изготовлен из углеводсодержащего пищевого сырья, судьей районного суда во внимание приняты не были.
РџСЂРё таких обстоятельствах выводы СЃСѓРґСЊРё Рѕ необходимости переквалификации действий Рвановой Р’.Рќ. СЃ части 1 статьи 14.17.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅР° статью 14.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть признаны обоснованными.
Кроме того, согласно подпункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается в том числе вопрос, по которому в случае необходимости выносится определение, о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.ч.1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Статьей 28.7 КоАП РФ определено, что административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
РР· материалов дела усматривается, что определением РѕС‚ 24 мая 2018 РіРѕРґР° инспектором (РїРѕ РРђР—) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области Выморковой Р•.РЎ. принято решение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё назначении административного расследования СЃ целью проведения исследования реализованной Рвановой Р’.Рќ. спиртосодержащей жидкости.
Между тем, указанная жидкость была передана для исследования РІ РРљР¦ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области отношением старшим оперуполномоченным РќРР‘ Рё РџРљ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСЂРѕРјСЃРєРѕРјСѓ району Орловской области ТДВ РѕС‚ 23 мая 2018 РіРѕРґР°.
РЎ момента вынесения определения Рѕ возбуждении производства РїРѕ делу РѕС‚ 24 мая 2018 РіРѕРґР° Рё проведении административного расследования РґРѕ составления 06 июля 2018 РіРѕРґР° протокола РѕР± административном правонарушении должностным лицом каких-либо экспертиз РІ отношении изъятой Сѓ Рвановой Р’.Рќ. жидкости РЅРµ назначалось, каких-либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, РЅРµ осуществлялось, С‚.Рµ. фактически административное расследование РЅРµ проводилось.
Согласно абз.5 п. 3 указанного выше Постановления, установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Между тем, соответствующее решение судьей Кромского районного суда Орловской области принято не было.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным нарушением.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Поскольку допущенные судьей Кромского районного суда Орловской области нарушения носят существенный и неустранимый характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление судьи Кромского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению мировому судье судебного участка Кромского района Орловской области для рассмотрения по подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 19 июля 2018 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Рвановой Валентины Николаевны отменить.
Дело направить мировому судье судебного участка Кромского района Орловской области для рассмотрения по подсудности.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р. Сафронова