Дело № 2-650/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 15 марта 2021 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фролова В.В.,
с участием адвоката Хасанова Р.А.,
при секретаре Юсуповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Титовой (Митрофанкиной) Елены Леонидовны, Евстифеевой (Шиндиной) Натальи Григорьевны, Авдониной (Сафроновой) Веры Игоревны, Ашировой (Митрофанкиной) Лидии Леонидовны, Бурлуцкой Снежаны Васильевны, Мочалина Виктора Алексеевича, Поддорниковой Нины Александровны, Шакирова Сергея Самигулловича, Штаненко Юрия Александровича, Казачук (Жарковой) Яны Сергеевны, Никитиной Анастасии Михайловны, Никитиной Екатерины Михайловны, Афониной (Талызиной) Валерии Евгеньевны, Шакировой Алены Самигулловны, Мироненко (Сергеевой) Натальи Николаевны, Шиндина Евгения Григорьевича, Пустобаева Дениса Витальевича, Шиндина Александра Григорьевича к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» о признании заключения межведомственной комиссии незаконными, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действующий в интересах Титовой (Митрофанкиной) Е.Л., Евстифеевой (Шиндиной) Н.Г., Авдониной (Сафроновой) В.И., Ашировой (Митрофанкиной) Л.Л., Бурлуцкой С.В., Мочалина В.А., Поддорниковой Н.А., Шакирова С.С., Штаненко Ю.А., Казачук (Жарковой) Я.С., Никитиной А.М., Никитиной Е.М., Афониной (Талызиной) В.Е., Шакировой А.С., Мироненко (Сергеевой) Н.Н., Шиндина Е.Г., Пустобаева Д.В., Шиндина А.Г. обратился в Ленинский суд г. Ульяновска с иском к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» о признании заключения межведомственной комиссии незаконными, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка публикации, размещенной на интернет-ресурсе: www.ulpressa.ru «Карточный Домик» или «Как выжить в доме, в котором страшно дышать». Сиротам Ульяновска опять построили гнилое жилье», по результатам которой выявлены факты, требующие прокурорского вмешательства. Проверкой установлено, что по итогам отбора подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (заказчик), в лице директора Вавилина Д.А. и Общество с ограниченной ответственностью «Сельстрой Поволжье» (ООО «Сельстрой Поволжье»), именуемым в дальнейшем застройщик, в лице директора Швецова А.В., заключены государственные контракты №, по условиям которых застройщик обязался построить три многоквартирных жилых дома в соответствии с выданными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ разрешениями на строительство и по завершению строительства передать заказчику 18 квартир, пригодных для проживания. Согласно п.1.1, 3.1. данных контрактов предметом договора является участие заказчика в долевом строительстве многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> в целях приобретения в собственность Ульяновской области объекта долевого строительства для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Пунктом 6.1.5 контрактов предусмотрено, что застройщик обязуется передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям государственного контракта, требованиям технических регламентов, а также иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с полной чистовой отделкой. Строительство домов осуществлялось ООО «Сельстрой Поволжье» в соответствии с разрешениями на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Департаментом архитектуры и градостроительства Ульяновской области. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области произведена приемка работ построенных трех многоквартирных жилых домов, по адресу: <адрес> каких-либо замечаний, недостатков (дефектов) не имелось, качество и объемы выполненных работ соответствовали проектно-сметной документации. В ДД.ММ.ГГГГ по договорам социального найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа 18 квартир в трех корпусах были предоставлены гражданам данной категории для проживания. Специализированное жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а также соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания. Между тем, вопреки требованиям закона жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, не соответствуют нормативным требованиям. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ работниками СОЮЗ «Ульяновская областная торгово-промышленная палата» проведена строительная экспертиза в <адрес> на предмет соответствия строительным нормам и правилам. Согласно акту экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанной квартире выявлены строительные недостатки, которые образовались при строительстве в результате нарушения требований проектной документации и некачественно выполненных строительно-монтажных работ. К примеру, вопреки требованиям проектной документации в местах разрыва линолеума на первом этаже выявлено отсутствие бетонной стяжки пола и наличие грунта на глубине 3 мм., линолеум уложен на древесно-стружечные плиты без нанесения клея. На полу кухни и коридора зафиксированы места с неровностью пола, что является нарушением п.п.8.14, 8.15 СП71.13330.217 «Изоляционные и отделочные покрытия». В нарушение проектной документации межэтажные перекрытия не обшиты листами ГВЛ, работы по монтажу натяжных потолков выполнены с дефектами. Помимо этого, выявлены многочисленные недостатки облицовки пола в санузле, выполнения отделки поверхности стен и потолка, несоблюдения требований пожарной безопасности, при установке окон, межкомнатных дверей, а также недостаточная шумоизоляция. Аналогичные недостатки имеются и в остальных 17 квартирах, которые предоставлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого, входные двери установлены некачественно, имеются щели, следствием чего являются большие теплопотери. Из объяснений Афониной В.Е., относящейся к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей следует, что в ноябре-декабре 2017 года между ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и Афониной В.Е. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом данного договора являлось предоставление во временное владение и пользование жилого помещения, по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем, с правом оформления регистрации по месту жительства. С момента ввода многоквартирного дома в зимний период времени на первом этаже квартиры было очень холодно, полы сделаны некачественно, стены дома холодные, с пластиковых окон дует (створки окон неплотно примыкают к уплотнителям), входная дверь в квартиру промерзает. В апреле-мае 2020 года в ванной комнате вздулась напольная (кафельная) плитка, которая в последующем треснула. Вскрыв расколотые куски данной плитки, было обнаружено отсутствие бетонной стяжки, плитка была приклеена на плиточный клей к земле. Аналогичные недостатки имеются и в остальных 17 квартирах, которые предоставлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобные по содержанию объяснения были получены от Поддорниковой Н.А., Мироненко Н.Н., Титовой Е.Л., Ашировой Л.Л., Штаненко Ю.А., Евстифеевой Н.Г., Шиндина Е.Г., Казачук Я.С., Никитиной Е.А., Никитиной А.М., Мочалина В.А., Бурлуцкой С.В., Авдониной В.И., Шакирова С.С., Шакировой А.С. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Мелекесского района в СО МО МВД России «Димитровградский» в порядке п.2 ч.2 ст.37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) направлены материалы проверки по факту мошеннических действий при строительстве трех многоквартирных жилых домов, по адресу: <адрес> для решения вопроса об уголовном преследовании. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем СО МО МВД России «Димитровградский» Хренковой Т.А. возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ членами межведомственной комиссии, утвержденной исполняющим обязанности Министра строительства и архитектуры Ульяновской области (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №) проведено обследование жилых помещений на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания по адресу: <адрес>. Между тем, несмотря на имеющиеся строительные недостатки, отраженных в акте экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ приняты заключения о соответствии жилых помещений необходимым требованиям. В жилых помещениях отсутствуют недостатки, которые служат основанием для признания его непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения жилищных прав социально незащищенной категории граждан, создают угрозу их здоровью, а также препятствуют проживанию в благоприятных условиях. Просят суд признать заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания по адресу: <адрес>, незаконными; обязать Правительство Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» предоставить Титовой (Митрофанкиной) Е.Л., Евстифеевой (Шиндиной) Н.Г., Авдониной (Сафроновой) В.И., Ашировой (Митрофанкиной) Л.Л., Бурлуцкой С.В., Мочалину В.А., Поддорниковой Н.А., Шакирову С.С., Штаненко Ю.А., Казачук (Жарковой) Я.С., Никитиной А.М., Никитиной Е.М., Афониной (Талызиной) В.Е., Шакировой А.С., Мироненко (Сергеевой) Н.Н., Шиндину Е.Г., Пустобаеву Д.В., Шиндину А.Г. по договорам социального найма жилого помещения благоустроенные жилые помещения, отвечающие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» взамен ранее предоставленных жилых помещений в <адрес>.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора района – Буркин К.Е. на иске настаивал, изложив доводы и факты искового заявления. Полагает, что жилищные права социально не защищенной группы граждан грубо нарушены и подлежат защите в виде удовлетворения исковых требований.
Явившиеся в ходе разбирательства соистцы – Титова (Митрофанкина) Е.Л., Казачук (Жаркова) Я.С., Авдонина (Сафронова) В.И., Афонина (Талызина) В.Е., Мироненко (Сергеева) Н.Н., а также представитель последней – Мироненко Д.В., в судебном заседании в целом дали аналогичные пояснения и просили их требования удовлетворить, поскольку проживать в предоставленных жилых помещениях в том виде, в котором они в настоящее время находятся – невозможно.
Иные соистцы – Евстифеева (Шиндина) Н.Г., Аширова (Митрофанкина) Л.Л., Бурлуцкая С.В., Мочалин В.А., Поддорникова Н.А., Шакиров С.С., Штаненко Ю.А., Никитина А.М., Никитина Е.М., Шакирова А.С., Шиндин Е.Г., Пустобаев Д.В., Шиндин А.Г. не присутствовали, судом извещались.
Ответчик – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в лице представителя, действующей по доверенности – Ерлычкова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку заключение межведомственной комиссии основано на результатах рассмотренных документов подготовленных компетентными органами, оснований сомневаться в содержании которых у них не имелось. Также проводилось обследование объекта. Выявленные замечания по качеству строительства при визуальном обследовании квалифицированы как устранимые. Стоимость ремонтных работ одной квартиры составляет 304 229 рублей 00 копеек. Считают, что иск прокурора не подлежит удовлетворению.
Ответчик – Правительство Ульяновской области в лице представителя в судебном заседании не присутствовали, судом извещались. Ранее представлен отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие. Просили отказать в удовлетворении требований по отношению к ним как к ненадлежащему ответчику.
Ответчик – ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик», в лице представителя в судебном заседании не присутствовали, судом также извещались.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, в лице представителей в судебном заседании не присутствовали, судом извещались. Ранее был представлен отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие, указав, что все соистцы относятся к категории детей-сирот и должны быть обеспечены жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Решение оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в лице представителя в судебном заседании не присутствовали, судом извещались.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Швецов А.В. в судебном заседании не согласился с иском, пояснив, что являлся застройщиком спорного объекта, который возводился им в соответствии с необходимыми строительными нормами и правилами. Его представитель, действующий по доверенности – Османов О.И. поддержал позицию своего доверителя, также указав, что все этапы работ фиксировались, а работы выполнялись надлежащим образом. Считает позицию истца о несоответствии возведенного объекта строительным нормам и правилам не верной, что опровергается многочисленными актами, принятыми по результатам многочисленных обследований отчетами, в том числе оспариваемого заключения межведомственной комиссии. Кроме того, выявленные недостатки подлежат ремонту, что и выполнялось в связи с обращением одного из вселившегося жильца. Промерзание вызвано в связи с не заселенностью дома в целом, большинство квартир пустует. Просил в иске отказать.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
Выслушав сторону истца, явившуюся сторону ответчика и третьего лица, заслушав адвоката Швецова А.В. – Хасанова Р.А., поддержавшего позицию доверителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что все соистцы были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, а именно: Титова (Митрофанкина) Е.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее занимаемое жилое помещение было признано непригодным для проживания. Авдонина (Сафронова) В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Аширова (Митрофанкина) Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее занимаемое жилое помещение было признано непригодным для проживания. Бурлуцкая С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Мочалин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ДД.ММ.ГГГГ занимаемое им жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания. Поддорникова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания. Шакиров С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Казачук (Жаркова) Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Никитина А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Никитина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее комиссией от ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Шакирова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Мироненко (Сергеева) Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Шиндин Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также Шиндин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включены в список на основании решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее комиссией от ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Штаненко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Афонина (Талызина) В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пустобаев Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Евстифеева (Шиндина) Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения также включены в списки решениями Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при соответствующих ведомствах. Данные обстоятельства подтверждаются представленными материалами личных дел на указанных лиц и подтверждено сообщением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Федеральный закон №159-ФЗ) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу абз.2 и 3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В связи с этим в Ульяновской области принят Закон от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (Закон №200-ЗО от 21.12.2012), статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
При этом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст.8 Федерального закона №159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.7 ст.6 Закона №200-ЗО от 21.12.2012 специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», ч.2 ст.9 которого установлено, что предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Согласно п.3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П (Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 №165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно п.2 ст.4 Закон №200-ЗО от 21.12.2012 дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст.9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области по их письменному заявлению.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма. Финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
В рамках исполнения вышеуказанных обязанностей по итогам отбора подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком – Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, а также застройщиком – ООО «Сельстрой Поволжье», в лице руководителя – Швецова А.В., заключены государственные контракты № по условиям которых застройщик обязался построить три многоквартирных жилых дома в соответствии с выданными разрешениями на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ и по завершению строительства передать заказчику 18 квартир, пригодных для проживания. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Согласно п.1.1, 3.1. данных контрактов предметом договора является участие заказчика в долевом строительстве многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> в целях приобретения в собственность Ульяновской области объекта долевого строительства для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Застройщик обязуется передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям государственного контракта, требованиям технических регламентов, а также иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с полной чистовой отделкой (п.6.1.5 контрактов).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области произведена приемка работ построенных трех многоквартирных жилых домов, по вышеуказанному адресу. При этом каких-либо замечаний, недостатков (дефектов) не имелось, качество и объемы выполненных работ соответствовали проектно-сметной документации. В связи с чем с декабря 2017 года по январь 2018 года по договорам социального найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа 18 квартир в трех корпусах были предоставлены гражданам данной категории для проживания.
Однако вселившись в данные помещения соистцами было установлено, что проживание в них невозможно по причине промерзания и иных недостатков данных помещений, что явилось основанием для их обращения в прокуратуру района. В обоснование таких обращений сообщалось на то, что в зимний период времени на первом этаже квартир было очень холодно, полы сделаны некачественно, стены дома холодные, с пластиковых окон дует (створки окон неплотно примыкают к уплотнителям), входные двери в квартиры промерзают, имеются вздутия напольная (кафельная) плитка, которая в последующем треснула. Данные обстоятельства подтверждаются текстами заявлений в прокуратуру района, а также отобранных в рамках проверки объяснений у данных лиц. В целом аналогичные пояснения даны ими также в ходе допросов в качестве потерпевших, в рамках возбужденного ДД.ММ.ГГГГ СО МО МВД России «Димитровградский» уголовного дела № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ.
Предшествовало возбуждению уголовного дела изготовленное ДД.ММ.ГГГГ СОЮЗ «Ульяновская областная торгово-промышленная палата» заключение строительной экспертизы № <адрес> на предмет соответствия строительным нормам и правилам, которым выявлены строительные недостатки, образовавшиеся при строительстве в результате нарушения требований проектной документации и некачественно выполненных строительно-монтажных работ. Вопреки требованиям проектной документации в местах разрыва линолеума на первом этаже выявлено отсутствие бетонной стяжки пола и наличие грунта на глубине 3 мм., линолеум уложен на древесно-стружечные плиты без нанесения клея. На полу кухни и коридора зафиксированы места с неровностью пола, что является нарушением п.п.8.14, 8.15 СП71.13330.217 «Изоляционные и отделочные покрытия». В нарушение проектной документации межэтажные перекрытия не обшиты листами ГВЛ, работы по монтажу натяжных потолков выполнены с дефектами. Помимо этого, выявлены многочисленные недостатки облицовки пола в санузле, выполнения отделки поверхности стен и потолка, несоблюдения требований пожарной безопасности, при установке окон, межкомнатных дверей, а также недостаточная шумоизоляция.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ членами межведомственной комиссии, утвержденной исполняющим обязанности Министра строительства и архитектуры Ульяновской области (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №) проведено обследование жилых помещений на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (состоящим из трех аналогичных заключений по каждому корпусу) принято решение о соответствии жилых помещений необходимым требованиям. Данным заключением установлено, что в жилых помещениях отсутствуют недостатки, которые служат основанием для признания его непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая вышеуказанные обращения в прокуратуру района, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе законодательства о государственной и муниципальной службе. При этом, как следует из указанной нормы, прокуроры уполномочены осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением прав гражданина не только органами власти и их должностными лицами, но и коммерческими и некоммерческими организациями, их руководителями и органами управления (ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
К числу законодательных актов, за соблюдением которого обязаны осуществлять надзор органы прокуратуры, относится Федеральный закон №159-ФЗ, устанавливающий принципы содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Право на обращение в суд в интересах данной категории граждан установлен также положениями данного закона.
Порядок, форма и условия участия прокурора в гражданском процессе определены ст.45 ГПК РФ, ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как уже отмечалось по обстоятельствам выявленных нарушений органы прокуратуры осуществляют собственную проверку и принимают решение о направлении в суд соответствующее исковое заявление. Следовательно, процедура обращения в суд со стороны прокурора Мелекесского района Ульяновской области нарушена не была.
Таким образом, возражения стороны третьего лица – Швецова А.В., с указаниями на отсутствие полномочий для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах названной группы граждан не являются состоятельными.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта по результатам строительно-технической экспертизы № изготовленной ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанного уголовного дела установлено следующее. По итогам осмотра трех корпусов, расположенных по адресу: <адрес> установлено, что в соответствии с классификацией п.3 СП 13-102-2003 техническое состояние является недопустимым, в соответствии с классификацией п.3 ГОСТ 31937-2011 техническое состояние является аварийным. Наиболее близкая для данного объекта классификация СП 13-102-2003, однако в ГОСТ 31937 категория технического состояния «недопустимое» отсутствует. Проектная документация представленная на экспертизу не соответствует требованиям, предъявленным Градостроительным законодательством Российской Федерации (в частности главы 6 кодекса) к строительному проектированию объектов на территории РФ. Указанные строения не соответствуют представленной на экспертизу проектной документации, в частности имеются отступления от проектных параметров, приведенных на листах 2, 3, 8, 11, 19, 20, 27, 28, 31, 32 представленной проектной документации. Жилые помещения (квартиры) в указанных корпусах не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а здания корпусов не соответствует требованиям, предъявляемым к многоквартирным жилым зданиям. Все дефекты (несоответствие фундаментов, полов первого этажа, стен, включая монолитный пояс, деревянных конструкций, системы вентиляции) являются существенными. Также все эти дефекты являются устранимыми с технической точки зрения, однако оценить экономическую целесообразность устранения в рамках данной экспертизы не представляется возможным. Все выявленные дефекты, за исключением дефектов вентиляции являются скрытыми дефектами. В процессе строительства и ввода в эксплуатацию контроль качества был возможен только по исполнительной документации. Нормальная эксплуатация зданий при их текущем техническом состоянии невозможна. С технической точки зрения устранение выявленных дефектов возможно. На выполнение работ необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проект на реконструкцию зданий. Выполнение данного комплекса работ в условиях эксплуатационного объекта невозможно, требуется отселение жителей на время выполнение работ. В процессе дальнейшей эксплуатации необходимо соблюдать режим нормальной эксплуатации (в части микроклимата и температурного режима помещений) во всех квартирах здания, поскольку межквартирные конструкции не предназначена для восприятия больших перепадов температур.
Доводы стороны третьего лица – Швецова А.В. о недопустимости данного доказательства суд не принимает во внимание. Вопреки данным доводам, экспертиза была проведена в порядке, установленном процессуальным законом, содержит ссылки на научную литературу, выводы эксперта подробно мотивированны в исследовательской части экспертного заключения со ссылками на требования действующей нормативно-технической документации. У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта, поскольку сведений о заинтересованности эксперта в исходе дела материалами не подтверждены, эксперт дал обоснованное и объективное заключение, ответил на поставленные вопросы, что свидетельствует о всестороннем производстве экспертизы, при этом экспертом были соблюдены необходимые требования, более того, эксперт, при даче заключения предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по правилам ст.307 УК РФ. Эксперт является лицом, обладающим специальными познаниями в данной области и имеет право на осуществление экспертной деятельности, что подтверждается соответствующим приложением к заключению (дипломы, удостоверения). Каких-либо неясностей данное заключение не содержит. Суд оценивает данное заключение по правилам ст.67 ГПК РФ, во взаимосвязи с другими доказательствами по делу.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В силу п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.
Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Как уже отмечалось ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было принято заключение № о соответствии жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, требованиям предъявляемым к жилому помещению и их пригодности для проживания. Вместе с тем, указанное заключение межведомственной комиссии было принято в отсутствие необходимого объема подтверждающих документов и без проведения дополнительного обследования названных объектов. Заключение не содержит мотивированного обоснования принятого решения, что не соответствует закону и вышеуказанному Положению. Приходя к таким выводам суд учитывает, что в состав данной комиссии входило 6 человек, однако фактический выезд по месту расположения спорных объектов осуществлен только тремя специалистами, что подтверждено в ходе судебного заседания показаниями свидетелей – лиц, подписавших данное заключение, также пояснивших, что выехавшими был осуществлен только визуальный осмотр, без использования технических приборов и средств измерения.
Однако замерами температуры воздуха в рамках проведенной прокуратурой проверки выявлены многочисленные нарушения, которые зафиксированы в представленных суду актах, результаты которых установлены по итогам измерений с использованием соответствующих измерительных приборов (действительное до ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о поверке представлено). Данные обстоятельства также согласуются с представленными вышеуказанными заключениями и не могут быть опровергнуты представленной Швецовым А.В. технической документацией и фототаблицей, фиксирующей этапы строительства. Не свидетельствуют об обратном также показания свидетеля допрошенного по ходатайству Швецова А.В., пояснившего, о том, что им велись работы связанные с устранением выявленных строительных недостатков.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие доказательств законности принятого заключения суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, требованиям предъявляемым к жилому помещению и их пригодности для проживания подлежит признанию незаконным, следовательно, требования стороны истца к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области в указанной части подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание данных обстоятельств, учитывая, что обязанность стороны ответчика по предоставлению специализированных жилых помещений изначально была исполнена, поскольку в настоящее время данные помещения в установленном законом порядке не признаны непригодными для проживания, требования стороны истца о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения заявлены преждевременно и подлежат отклонению. При этом с учетом характера спорных правоотношений в удовлетворении иска к Правительству Ульяновской области, ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» суд отказывает как к ненадлежащим ответчикам.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░