Дело № 2-177/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,
с участием представителя истца Сергеевой М.Д., действующей по доверенности от ДАТА. сроком на три года,
представителя ответчика Орловой А.Н., действующей по доверенности от ДАТА г. сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мясоедова ФИО8 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о признании незаконными действий о приостановке выплаты жилищной субсидии, возложении обязанности по выплате жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, указав в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Мясоедову ФИО9, о признании незаконными действий о приостановке выплаты жилищной субсидии, возложении обязанности по выплате жилищной субсидии. В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в МО РФ. В период службы, в связи с предстоящим увольнением со службы, на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДАТА № был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДАТА, с составом семьи 2 человека: он и дочь Мясоедова ФИО10 ДАТА г.р.. При этом при принятии вышеуказанного решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ приняло во внимание то обстоятельство, что истцом в ДАТА и главой города Комсомольска-на-Амуре было подписано (заключено) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствующий компетентный орган, в течение 2-х месячного срока с момента обеспечения истца жильем по договору социального найма от МО РФ. Также аналогичное обязательство от истца и его дочери Мясоедовой Е.А. было подписано 8.12.2010 и заверено нотариально. Сообщением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДАТА истцу было распределено к получению жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес>. От получения данной квартиры истец отказался, так как у него возникли финансовые трудности и он не мог оплатить затраты Федерального бюджета РФ за превышение общей площади жилого помещения по вышеуказанной квартире в размере <данные изъяты> рублей, изъявил желание реализовать свое право на обеспечение жильем путем получения жилищной субсидии для покупки (строительства) жилого помещения, о чем подал соответствующее заявление от 12.09.2016. Должностными лицами ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ истцу было доведено, что вышеуказанное заявление положительно рассмотрено, истец в порядке очередности будет обеспечен жилищной субсидией. На основании сообщения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 29.09.2017 истцу было доведено, что рассмотрение вопроса о выплате истцу жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства приостановлено до момента передачи Министерству обороны РФ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указано, что сведений о передачи данной квартиры в собственность РФ на основании договора пожертвования в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не поступали. Также указано, что основания для выплаты истцу жилищной субсидии в настоящее время отсутствуют. С данными действиями ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ истец не согласен, считает их незаконными, нарушающими его права на обеспечение жильем. Вышеуказанная квартира в г. Комсомольске-на-Амуре была предоставлена истцу на основании ордера № от ДАТА. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДАТА администрацией города Комсомольска-на-Амуре истцу и его дочери была передана в собственность вышеуказанная квартира. Считает, что поскольку квартира была выдана администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, то и передать ее истец обязан именно в данный компетентный орган, о чем истец и его дочь заключили обязательства. Исходя из положений ФЗ «О статусе военнослужащих» относительно жилищного обеспечения, предоставление жилищной субсидии военнослужащему-гражданину или гражданину, уволенному с военной службы для приобретения жилого помещения, является основанием для освобождения занимаемого жилого помещения. При получении жилищной субсидии истец обязан сдать предоставленное жилое помещение по месту военной службы, с которой он был уволен, что истец и готов сделать после ее выплаты администрации г. Комсомольска-на-Амуре, о чем заключил соответствующее обязательство.
Просит признать незаконными действия ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ связанные с приостановкой выплаты (невыплаты) жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном истцом месте жительства до момента передачи Министерству обороны РФ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обеспечить выплату истцу жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства с учетом заключенных обязательств перед администрацией г. Комсомольска-на-Амуре о передаче жилого помещения по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещён судом, его представитель иск поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала, пояснив, что субсидия является самостоятельной формой жилищного обеспечения, порядок сдачи жилого помещения при обеспечении жилищной субсидией, законом не урегулирован. При этом на настоящее время существует практика передачи жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности в собственность Российской Федерации по договору пожертвования, в целях жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Данным договором пожертвования предусмотривается возможность проживания в передаваемом жилом помещении до момента реализации права на жилищное обеспечение от Минобороны России. Возражает против доводов истца о том, что он должен передать жилое помещение в собственность Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, при его жилищном обеспечении Министерством обороны.
В судебное заседание третьи лица - Администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Мясоедова ФИО11 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, каких-либо сообщений от них в суд не поступало.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 19.01.2012 исковые требования Мясоедова А.В. об оспаривании действий начальника ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», связанных с отказом в признании его нуждающимся в получении постоянного жилья удовлетворены. Данным решением постановлено: Признать незаконными действия начальника ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», связанные с отказом в признании Мясоедова А.В. нуждающимся в получении постоянного жилого помещения; обязать начальника ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», рассмотреть вопрос о постановке Мясоедова А.В, на учет нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в городе Хабаровске составом семьи 2 человека.
Из решения № от ДАТА следует, что Мясоедов А.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 2 человека: дочь – Мясоедова Е.А., ДАТА года рождения. Дата принятия на учет – ДАТА, по избранному месту жительства - <данные изъяты>.
Согласно ордера на жилое помещение № от ДАТА, Мясоедову А.В. на основании решения главы администрации от ДАТА №, предоставлена квартира <адрес> на состав семьи 1 человек.
Как следует из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДАТА, Мясоедову А.В. и членам его семьи – дочери Мясоедовой Е.А., бесплатно передано в долевую собственность каждому по <данные изъяты> доли жилое помещение в виде: отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью квартиры <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДАТА., согласно свидетельств и сведений в ЕГРП.
Из обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения от 08 декабря 2010 года, 10 декабря 2010 следует, что Мясоедов А.В. и несовершеннолетняя Мясоедова Е.А., ДАТА года рождения обязались перед Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре освободить и сдать в установленном законном порядке занимаемое ими жилое помещение по адресу: <адрес> не позднее двух месяцев после оформления и получения по договору социального найма жилого помещения в г. Хабаровске.
ФГКУ «Востокрегионжилье» 26.09.2016г. Мясоедову А.В. сообщено о необходимости передать жилое помещение, находящееся в совместной долевой собственности, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в собственность Министерства обороны РФ. Так же сообщено, что рассмотрение вопроса о выплате жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства приостановлено до момента заключения договора служебного найма на жилое помещение по адресу: <адрес>
Из сообщения Департамента имущественных отношений от 19.01.2017 по вопросу передачи в ведение Минобороны России жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в собственности Мясоедова А.В. и членов его семьи, следует, что в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В связи с чем у Минобороны России отсутствуют полномочия по приему в федеральную собственность жилых помещений, находящихся в собственности физических лиц. Вместе с тем, согласно п.5.13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность (в том числе в целях последующего закрепления за учреждениями, подведомственными Министерству обороны РФ).
Мясоедовым А.В. в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» 27.01.2017г. подано заявление о перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с составом семьи 2 человека.
18.04.2017 в адрес Мясоедова А.В. МТУ Росимущество в Хабаровском крае и ЕАО направлено письмо с разъяснением, что передача жилых помещений частными лицами в собственность Российской Федерации может осуществляться только на основании договора пожертвования при наличии соответствующего пакета документов и основания для передачи жилого помещения.
ФГКУ «Востокрегионжилье» 29.09.2017, 24.10.2017г. истцу направлены письма о том, что сведения о передаче жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность Российской Федерации на основании договора пожертвования в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не поступали. Также сообщено, что основания для выплаты жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства в настоящее время отсутствуют.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих регулируется ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно ч.1 которой, (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (редакция от 04.06.2014 N 145-ФЗ).
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ).
Приказом Министра обороны России от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2014 N 33301).
В пункте 5 вышеназванного Порядка указано, что в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункта 8 Порядка, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
Пунктом 10 Порядка установлено, что уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление жилищной субсидией является одной из форм жилищного обеспечения, соответственно применяются правовые нормы, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы.
Пунктом 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусмотрено, что документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ).
В пункте 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 30.11.2017) указано, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Таким образом, из содержания приведённых правовых норм следует, что на момент перечисления субсидии, военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы должен являться нуждающимся в жилом помещении, иметь возможность предоставить документы о сдаче занимаемого жилого помещения Министерству обороны России, и после перечисления субсидии он подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, т.е. правоотношения по выполнению государством обязанности по обеспечению жилым помещением прекращаются. Из этого следует, что жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, должно быть передано в собственность уполномоченного органа на момент перечисления жилищной субсидии, поскольку после перечисления жилищной субсидии порядок реализации обязанности военнослужащего по передаче жилого помещения не урегулирован. При этом, при жилищном обеспечении в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» жилое помещение должно быть передано в собственность федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а не органу местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения.
Мясоедову А.В. уполномоченным органами разъяснен порядок передачи жилого помещения в собственность Российской Федерации, однако мер к передаче жилого помещения в собственность Российский Федерации в целях последующего предоставления ему жилищной субсидии, он не предпринял.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мясоедова ФИО12 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о признании незаконными действий, связанных с приостановкой выплаты (невыплаты) жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства, возложении обязанности обеспечить выплату жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в избранном месте жительства с учетом заключенных обязательств перед администрацией г. Комсомольска-на-Амуре о передаче жилого помещения по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДАТА..
Судья: /подпись/