Дело № год
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
13 апреля 2016 года р. <адрес>
Лунинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием ответчика ФИО2 при секретаре ФИО4 рассмотрел в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Россельхозбанк» в лице его Пензенского регионального филиала к ФИО2 о признании наследником, принявшим наследство после смерти наследодателя ФИО1, взыскании задолженности по кредитному договору,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании его принявшим наследство после смерти ФИО1, взыскании задолженности по соглашении о кредитовании, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Банк заключил с ФИО1 соглашение №, в соответствии с которым предоставил заемщику денежные средства в размере 205 000 рублей под 22,5 % годовых. С ДД.ММ.ГГГГ заемщиком нарушались условия кредитного договора по внесению платежей по основному долгу и процентам. ДД.ММ.ГГГГ заемщик ФИО1 умерла. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность перед Банком по кредитному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО1, составляет 254 770 рублей 27 копеек, из которых 199 480 рублей сумма основного долга, 9 750 рублей сумма штрафа (пени) за просрочку уплаты основного долга, 48 540 рублей 01 копейка сумма задолженности по уплате процентов за фактическое пользование кредитом. Из сообщения нотариуса р.<адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело к имуществу ФИО1 не заводилось, сведений о наследниках у нотариуса не имеется. По сведениям службы безопасности банка наследником ФИО1 является ее сын ФИО2. Считает, что ответчик согласно ст. 1153 ГК РФ фактически принял наследство, поскольку на момент смерти ФИО1зарегистрирован и проживал по одному с наследодателем адресу: <адрес> р.<адрес>, пользовался предметами домашнего обихода. Ответчик, являясь наследником, принявшим наследство ФИО1, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости всего, причитающегося ему наследственного имущества.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что на иске настаивает.
Ответчик ФИО2 иск не признал и пояснил, что он фактически с полутора лет проживал и проживает с бабушкой ФИО7. С 2001 года он проживает с ней и дедом по адресу: р.<адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес> р.<адрес>, но в этом доме не проживал с матерью. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту жительства по адресу: р.<адрес>, фактически с лета 2014 года в основном проживает в <адрес>, поскольку обучается в Пензенском университете на бесплатном очном отделении. В наследство после смерти матери он не вступал, на момент ее смерти и после ее смерти в жилом доме, где она проживала, не жил, никакие ее вещи не брал, к нотариусу не обращался. В <адрес> осталась какая- то мебель его матери, которая там так и стоит. У его матери никакого недвижимого имущества в собственности не было. <адрес> в р.<адрес> коммунальный, транспортных средств также у матери не было, никаких сбережений в банке тоже не было. Никакое имущество матери он после ее смерти не получал, в наследство не вступал и вступать не желает.
Выслушав объяснения ответчика, показания свидетелей ФИО6, ФИО7, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск банка удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. ст. 1112, 1175 Гражданского кодекса РФ права и обязанности заемщика в случае его смерти переходят к наследникам, а наследники становятся солидарно обязанными перед кредитором наследодателя в пределах стоимости принятого ими наследственного имущества.
В пункте 61 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч.1). Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч. 2).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании не установлено, что ответчик принял наследство после смерти своей матери ФИО1, доказательств тому, что он фактически принял наследство, не имеется, и истцом не представлено.
Из сообщения нотариуса <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, по день смерти проживавшей по адресу: <адрес> р.<адрес>, не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось, сведений о наследниках не имеется.
Согласно сообщения начальника РОИО ГИБДД УМВД России по <адрес>, по данным РОИО ГИБДД УМВД России по <адрес> за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения автотранспорт не зарегистрирован. Сведения о зарегистрированном транспорте предоставляются на основании учетных данных ФИС ГИБДД М, которая является единой на всей территории <адрес>.
Из уведомлений Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведения о правах ФИО2 и ФИО1 на недвижимое имущество в ЕГРП отсутствуют.
Из представленного ответчиком паспорта гражданина России видно, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> р.<адрес>.
Свидетель ФИО6 показал, что ответчик приходится внуком его жены. До 2001 года он с женой, ее внуком ФИО2 проживали в коммунальном <адрес> в р.<адрес>, который предоставлялся его жене еще до брака с ним. С полутора летнего возраста ФИО2 проживал с ними, а ФИО1 проживала по другому адресу с мужчиной. В 2001 году он купил жилой дом по <адрес> и с женой и ее внуком переехали жить в этот дом, в котором и проживают по настоящее время. В последние годы жизни ФИО1 проживала по <адрес> р.<адрес> вначале одна, затем с сестрой Ольгой. В июле 2014 года он зарегистрировал ФИО2 в своем доме по <адрес>, где тот и фактически проживал. В 2014 году после окончания школы ФИО2 поступил в высшее учебное отделение, проживал первое время в общежитии в <адрес>. На момент смерти матери тот не проживал вместе с ней. После смерти ФИО1 ФИО2 никакие вещи матери из дома не брал, там и брать то нечего, в наследство не вступал. Никаких денежных вкладов у ФИО1 не было, не было ни транспорта у нее в собственности, ни недвижимого имущества.
Свидетель ФИО7 показала, что ответчик ее внук, а умершая ФИО1 дочь. Внук с полутора лет проживал не с матерью, а с ней. Фактически они с мужем его растили и содержали. После смерти ФИО1 ни внук, ни она никаких вещей из <адрес> р.<адрес> не брали. В этом доме проживает её дочь Ольга. Никакого наследственного имущества у ФИО1 не было, и не осталось.
Данные пенсионного фонда РФ о том, что ФИО2 обращался с заявлением после смерти ФИО1 о выплате средств пенсионных накоплений, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку эти выплаты в состав наследства не входят и на правоотношения по выплате этих средств нормы наследственного законодательства не распространяются. В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГРК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Акционерного общества «Россельхозбанк» в лице его Пензенского регионального филиала к ФИО2 о признании наследником, принявшим наследство после смерти наследодателя ФИО1, взыскании в пользу АО «Россельхозбанк» в лице Пензенского регионального филиала задолженности по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО1, в сумме 257 770 рублей 27 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Судья-