Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-226/2021 (3а-1478/2020;) ~ М-1245/2020 от 21.09.2020

Дело № 3а-210/2021

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года                       г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи                         Санниковой С.А.,

при секретаре                     Долженко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску АО «Тандер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровым номерами <№...> в размере их рыночной стоимости, равной 2 144 000 руб., 6 311 000 руб., 2 529 000 руб., 8 495 000 руб., соответственно, по состоянию на 01.01.2016 года, определенной на основании отчета об оценке от 15.06.2020 года № 43/К-20-74, выполненного ИП Кондратьевым Е.П.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником вышеуказанных земельных участков и считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости в размере 3 345 000 руб., 10 619 181,85 руб., 3 893 302,8 руб., 12 512 846 руб. являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера земельного налога.

В судебное заседание лица, участвующие в рассмотрении дела, своевременно и надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.

От представителя административного истца АО «Тандер» по доверенности Штомпеля А.Н. поступило ходатайство, в котором представитель просит рассмотреть административное дело в свое отсутствие, установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Лаврентьева И.А. в своем отзыве просит вынести законное и обоснованное решение, считает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков допущено не было. Полагает недоказанным нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельных участков.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, просит рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции в отсутствие представителя Управления.

Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

На основании определения суда от 20 января 2021 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 настоящего Кодекса.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что административный истец АО «Тандер» является собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером <№...>, площадью 1882 +/- 30 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, площадью 7387 +/-30 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, площадью 2220 +/-33 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, площадью 7457 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорных земельных участков определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3 345 000 руб., 10 619 181,85 руб., 3 893 302,8 руб., 12 512 846 руб., соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает
1 января 2016 года верной датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов.

Согласно данным отчета от 15.06.2020 года № 43/К-20-74, выполненного ИП Кондратьевым Е.П., рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки (1 января 2016 года) составляет 2 144 000 руб.,
6 311 000 руб., 2 529 000 руб., 8 495 000 руб., соответственно.

Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 16.10.2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы №3а-1458 от
3 декабря 2020 года, выполненной экспертом ООО «Краснодарский центр оценки и правовых экспертиз» Устименко Е.А., рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2016 года) составляет 2 380 000 руб. 7 570 000 руб., 2 790 000 руб., 8 930 000 руб., соответственно.

По мнению суда, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Экспертом при оценке объектов недвижимости был применен только один возможный сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объектов экспертизы, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Сравнительный подход основывается на предпосылке, что субъекты на рынке осуществляют сделки по аналогии, то есть основывается на информации о сходных сделках или предложениях. Обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов экспертом приведено.

Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов, экспертом принята поправка на торг, корректировки на наличие инженерного обеспечения, на местоположение, на зависимость от размера площади и др.

Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленные судебным экспертом размеры рыночной стоимости объектов недвижимости являются достоверными.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как указано в административном иске, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 июня 2020 года № 43/К-20-74 представлялся АО «Тандер» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края при департаменте имущественных отношений Краснодарского края, решением которой №12/3 от
6 августа 2020 года заявление АО «Тандер» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости отклонено.

Вместе с тем, административный истец данное решение суду не предоставил, несмотря на указание об этом в определении суда о принятии искового заявления к производству от 23 сентября 2020 года (л.д. 21).

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с настоящим иском в суд, то есть 21 сентября
2020 года.

На основании изложенного, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 - 249 КАС РФ, суд

решил:

административный иск АО «Тандер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить.

Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1882 +/- 30 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 2 380 000 (два миллиона триста восемьдесят тысяч) рублей.

Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7387 +/-30 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 7 570 000 (семь миллионов пятьсот семьдесят тысяч) рублей.

Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 2220 +/-33 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 2 790 000 (два миллиона семьсот девяносто тысяч) рублей.

Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7457 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на
1 января 2016 года, в размере 8 930 000 (восемь миллионов девятьсот тридцать тысяч) рублей.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...> считать 21 сентября 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...>.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.А. Санникова

3а-226/2021 (3а-1478/2020;) ~ М-1245/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Тандер"
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Другие
Администрация Мостовского городского поселения
Администрация Отрадненского сельского поселения
Администрация Гулькевичского городского поселения
Администрация Темрюкского городского поселения
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Администрация Северского сельского поселения Северского района
Администрация Тбилисского сельского поселения
Администрация Кущевского сельского поселения
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Санникова (Борисихина) Светлана Александровна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2020Предварительное судебное заседание
25.12.2020Производство по делу возобновлено
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Дело оформлено
04.02.2021Дело передано в экспедицию
09.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.07.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
19.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее