Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2017 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Ботвиновской Е.А.,
при секретаре Россихиной Ю.В.,
с участием представителя истца Градской Надежды Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Антонины Александровны к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Степанова А.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на самовольно возведенное строение в порядке наследования, указав, что её матери <ФИО>3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежал жилой рубленый дом, полезной площадью 37,9 кв.м., жилой - 26,7 кв.м. по адресу: <...>, <Номер обезличен>. Право собственности зарегистрировано Оренбургским межрайонным инвентаризационным техническим бюро 10.03.1980 г. на все домовладение за <Номер обезличен>. В настоящее время на указанном земельном участке расположены два жилых дома литер АА1А3 площадью 62,9 кв.м. и жилой дом А2 площадью 19 кв.м. Жилой дом литер А2 1958 года постройки, однако, узаконен не был. К жилому дому литер А возведен пристрой литер А1 в 1986 году, пристрой литер а (сени) был переоборудован в пристрой А2 в 2016 г. При жизни <ФИО>3 не получила разрешение на реконструкцию жилого дома литер А и не узаконила жилой дом литер А2. <Дата обезличена> <ФИО>3 умерла, всё своё имущество она завещала дочери Степановой А.А. Земельный участок площадью 554 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером <Номер обезличен> с разрешенным использованием: индивидуальная жилая застройка.
Просит суд сохранить в реконструированном виде жилой дом литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м. по адресу: <...>, с кадастровым номером <Номер обезличен>; прекратить право собственности на жилой дом полезной площадью 37,9 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м. за <ФИО>3; признать за ней право собственности в порядке наследования на жилой дом литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м. по адресу: <...>, с кадастровым номером <Номер обезличен> признать за ней право собственности на жилой дом литер А2 общей площадью 19,0 кв.м. по адресу: <...>, с кадастровым номером <Номер обезличен>
Истец Степанова А.А. в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ее представитель Градская Н.Н., действующая на основании доверенности от 10.10.2017 года в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме на указанных выше основаниях, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации г. Оренбурга в судебном заседании не присутствовал, был извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 и Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В силу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Верховного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан не создает.
Материалами дела установлено, что <ФИО>3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05.03.1980 года приобрела право собственности на рубленый жилой дом, полезной площадью 37,9 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <...>.
Согласно заключению кадастрового инженера № 37 от 24.12.2016 г. домовладение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0117033:3, по адресу: <...>, состоит из жилых домов Литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м., и Литер А2 общей площадью 19,0 кв.м.
В соответствии с градостроительным заключением о функциональном назначении земельного участка от 24.03.2017 г. земельный участок примерной площадью 630 кв.м. расположен на территории <...> САО <...> по адресу: <...>, <Номер обезличен>. Участку присвоен кадастровый <Номер обезличен>. На земельном участке расположен жилой дом литер А с кадастровым номером <Номер обезличен> Площадь жилого дома литер А изменилась за счет внутренней перепланировки, а также ранее допущенной арифметической ошибки при подсчете общей площади. К законному дому самовольно возведены пристройки литер А1, А3, год постройки 2016. На земельном участке самовольно возведен жилой дом литер А2, год постройки 1958. Разрешение на строительство пристроек литер А1 и литер А3 и жилого дома литер А2 не предъявлено.
Истцом представлено заключение по визуальному обследованию одноэтажных пристроев литер А1А3 к одноэтажному жилому дому литер А с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <...>, проведенного ООО «Оренбурггражданпроект» от 25.01.2017 года согласно которому общее техническое состояние строительных конструкций обследуемых пристроев литер А1А3 оценивается как работоспособное. Прочность, устойчивость и долговечность строительных конструкций обеспечена. Обследуемые строения обладают необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодны к нормальным условиям эксплуатации. Возведение пристроя литер А1, литер А3 не оказало негативного влияния на основное строение литер А. Обследуемые пристрои литер А1А3 к одноэтажному жилому дому литер А с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <...>, на момент обследования не создают угрозы для жизни и здоровья граждан. Согласно заключению по визуальному обследованию одноэтажного жилого дома литер А2 с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <...>, проведенного ООО «Оренбурггражданпроект» от 25.01.2017 года, согласно которому общее техническое состояние строительных конструкций обследуемого одноэтажного жилого дома литер А2 с кадастровым номером <Номер обезличен>, оценивается как работоспособное. Прочность, устойчивость и долговечность строительных конструкций обеспечена. Обследуемые строения обладают необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодны к нормальным условиям эксплуатации. строительные конструкции обследуемого одноэтажного жилого дома литер А2 с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <...>, на момент обследования не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.
Согласно заключениям санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта № № 56.ФГУЗ.01.01-03.2017-0041, 56.ФГУЗ.01.01-03.2017-0042 от 23.03.2017 года Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области», одноэтажный жилой дом литер А2 с кадастровым номером 56:44:0117033:50, одноэтажный жилой дом литер АА1А3 с кадастровым номером <Номер обезличен> соответствуют основным требованиям СанПиН 2.1.2. 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условия проживания в жилых зданиях и помещениях».
Из заключения ООО «Энергозащитные Сиситемы Безопасности» от 17.02.2017 г. следует, что обследуемые здания (одноэтажные пристрои литер А1А3 к одноэтажному жилому дому литер А и одноэтажный жилой дом литер А2), расположенные по адресу: <...>, <Номер обезличен>, обладают необходимой степенью огнестойкости, противопожарные мероприятия выполнены в полной мере по требованиям ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данные строения не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.11.2017 г. по адресу: г<...>, расположен жилой дом общей площадью 43 кв.м., 1958 года постройки, с кадастровым номером 56:44:0117033:2. Правообладателями указанного жилого дома являются <ФИО>7 и <ФИО>8 по ? доли каждая.
В материалы дела представлены заявления от <ФИО>7 и <ФИО>8, из которых следует, что он не возражают против удовлетворения требований Степановой А.А. по узаконению жилого дома литер АА1А2 площадью 62,9 кв.м. и жилого дома литер А2 площадью 19 кв.м. Споры по возведению пристроев и использованию земельного участка отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что одноэтажные пристрои литер А1А3 к одноэтажному жилому дому литер А и одноэтажный жилой дом литер А2), расположенные по адресу: <...>, <Номер обезличен>, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
За легализацией самовольной постройки <ФИО>3 обращалась в администрацию г Оренбурга. Возможность узаконения спорного объекта была рассмотрена комиссией по урегулированию вопросов самовольного строительства на территории МО «город Оренбург» на заседании 03.08.2017 года, в ходе которого было принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости.
Таким образом, судом установлено, что на момент произведения реконструкции спорного объекта недвижимости земельный участок был предоставлен на законных основаниях. Самовольное строение, хотя и создано без получения необходимых разрешений, возведено без нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не нарушается противопожарные нормы, постройки возведены в пределах принадлежащего земельного участка, отсутствуют нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, угроза жизни и здоровью граждан при сохранении возведенного строения.
Согласно свидетельству о смерти <ФИО>3 умерла <Дата обезличена>.
Степанова А.А. приходится умершей дочерью, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака.
Как видно из завещания от <Дата обезличена> <ФИО>3 завещала всё своё имущество дочери Степановой А.А.
07 августа 2017 г. Степанова А.А. обратилась к нотариусу г. Оренбурга Лужновой М.В. с заявлением о принятии наследства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество, переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ч.1 ст.1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний (ст. 1120 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть, в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст.1152 Гражданского кодекса РФ для принятия наследства наследник должен его принять.
Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ N 10, Пленум ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ (пункт 27).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что одноэтажные пристрои литер А1А3 к одноэтажному жилому дому литер А и одноэтажный жилой дом литер А2, расположенные по адресу: <...>, <Номер обезличен>, могут быть включены в состав наследственной массы после смерти <ФИО>3, умершей <Дата обезличена>, поскольку, хотя и созданы без получения необходимых разрешений, данные пристрои возведены без нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не нарушены противопожарные нормы, постройки возведены в пределах принадлежащего <ФИО>3 земельного участка, отсутствуют нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, угроза жизни и здоровью граждан при сохранении возведенного строения.
Материалами дела установлено, что Степанова А.А. является наследником по завещанию после смерти <ФИО>3, умершей <Дата обезличена>, в установленный законом срок она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в связи с чем, суд полагает возможным признать за ней право собственности на жилой дом литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, на жилой дом литер А2, общей площадью 19,0 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <...>, <Номер обезличен>, в порядке наследования по завещанию. Право собственности <ФИО>3, умершей <Дата обезличена>, на жилой дом полезной площадью 37,9 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м., по адресу: <...>, <Номер обезличен>, подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степановой Антонины Александровны к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Сохранить в реконструированном виде жилой дом литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м. по адресу: <...>, с кадастровым номером <Номер обезличен>
Прекратить право собственности <ФИО>3 на жилой дом полезной площадью 37,9 кв.м., жилой площадью 26,7 кв.м., по адресу: <...>.
Признать за Степановой Антониной Александровной право собственности на жилой дом литер АА1А3 общей площадью 62,9 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, на жилой дом литер А2, общей площадью 19,0 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <...>, <Номер обезличен>, в порядке наследования по завещанию.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен: 18.12.2017 года