Дело №2-1406/2021
УИД 60RS0001-01-2021-002443-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 г. город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Н.Ю.,
при секретаре Тимофеевой Я.В.,
с участием истца Пахомовой Н.В.,
представителя ответчика ООО «Экопром» - Смирнова А.М.,
представителя третьего лица УГХ Администрации г. Пскова – Жуковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Экопром» об обязании произвести перерасчет за услугу ненадлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пахомова Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Экопром», в котором с учетом уточнений окончательно просила обязать ответчика произвести перерасчет услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года на сумму 1 104, 28 руб., взыскать компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей.
Требование обосновано тем, что истец является собственником жилого дома *. С ноября 2019 года истец стала получать квитанции ООО «Экопром» на оплату услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Однако за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года услуга по вывозу бытовых отходов не оказывалась, поскольку контейнеры для сбора мусора в д. Панино отсутствовали до марта 2020 года. На свое заявление о перерасчете платы за некачественную услугу истец получила ответ от ООО «Экопром» о том, что она может складировать отходы на контейнерной площадке по адресу: г. Псков, ул. Труда у д. 73. Полагала, что своими действиями ответчик нарушил положения п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения не менее 20 м, но не более 100 м. Однако предлагаемая для складирования мусора контейнерная площадка находится на расстоянии нескольких километров от дома истца. В спорный период в территориальной схеме обращения с отходами д. Панино отсутствовала. Проект индивидуального договора на вывоз твердых бытовых отходов ответчиком не направлялся. Услуга по вывозу отходов бесконтейнерным способам также не предоставлялась.
В судебном заседании истец Пахомова Н.В. требования поддержала с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Экопром» Смирнов А.М. полагал заявленные требования необоснованными. Пояснил, что в соответствии с положениями п.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ на истце лежит обязанность вносить плату за услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами. Граждане обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который носит характер публичной оферты. Обязанность по созданию мест накопления твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Региональный оператор не несет ответственность за ненадлежащую организацию мест сбора и накопления твердых бытовых отходов. Доводы истца об удаленности контейнерной площадки для сбора отходов не влияют на ее обязанность по внесению платы за вывоз бытовых отходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление городского хозяйства Администрации города Пскова.
В судебном заседании представитель УГХ Администрации г. Пскова Жукова И.Ю. полагала заявленные требования обоснованными. Пояснила, что на основании обращений жителей д. Панино в марте 2020 года в д. Панино были организованы места для сбора твердых бытовых отходов у домов 2 и 38, о чем 05.03.2020 внесены соответствующие сведения в территориальную схему обращения с отходами и в реестр. До 05.03.2020 сведения о д. Панино, в отношении которой оказывается услуга по сбору и вывозу бытовых отходов, в территориальной схеме отсутствовали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в ст.8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156).
Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из п.5 Правил № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно п. 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п.9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в силу п.15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из изложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадка) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 Правил № 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора являются наличие между истцом и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, наличие либо отсутствие в таком договоре и в схеме обращения с отходами указания на место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, по которому истец вправе осуществлять складирование твердых коммунальных отходов, а также надлежащее либо ненадлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств по такому договору на оказание услуг по обращению с ТКО, а также в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с отходами и договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных услуг.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на сайте регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность на территории Псковской области, ООО «Экопром» http://ro-pskov.ru размещен договор публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 8 (17) Правил № 1156.
Согласно п. 1.3 договора публичной оферты, он считается заключенным с потребителем в случае совершение им действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к данному публичному договору, в том числе перечисление денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пользование местами сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2.1 договора публичной оферты установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из пояснений истца Пахомовой Н.В. следует и не оспаривалось ответчиком, что, начиная с ноября 2019 года, в ее адрес стали поступать квитанции от ООО «Экопром» на оплату услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
Так, в ноябре 2019 года к оплате начислено 560,40 руб. (за период сентябрь-ноябрь 2019 года), в декабре 2019 года – 186,80 руб., в январе 2020 года – 178,54 руб., в феврале 2020 года – 178,54 руб.
Оплата услуги по вывозу твердых бытовых отходов стала осуществляться истцом с марта 2020 года, когда в д. Панино установлены контейнеры для сбора отходов.
Согласно объяснению представителя третьего лица УГХ Администрации г. Пскова Жуковой И.Ю., п. Панино включено в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и в реестр мест (площадок) накопления ТКО только 05.03.2020. В этот же день в адрес ООО «Экопром» направлено письмо с просьбой установить контейнеры для сбора ТКО по адресу: г. Псков, п. Панино, вблизи домов № 2 и № 38.
Таким образом, из установленных обстоятельств следует, что договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между Пахомовой Н.В. и ООО «Экопром» в марте 2020 года путем присоединения истца к договору публичной оферты, когда Пахомова Н.В. стала производить платежи за соответствующую услугу.
О том, что Пахомова Н.В. в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года пользовалась местами сбора и накопления твердых коммунальных отходов, ответчик доказательства в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил.
Доказательства оказания истцу услуги путем сбора ТКО бесконтейнерным способом, ответчик также не представил.
Кроме того, в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО и в реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствовали сведения о том, в каком месте, проживающие в п. Панино граждане вправе осуществлять складирование ТКО.
Поскольку договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между Пахомовой Н.В. и ООО «Экопром» в марте 2020 года, то начисление истцу платы за услугу за период с ноября 2019 по февраль 2020 года на общую сумму 1 104, 28 руб. является неправомерным.
Таким образом, требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года на сумму 1 104, 28 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Частью 2 ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения прав истца ответчиком установлен, с учетом длительности периода нарушения, характера нравственных страданий, выразившихся в переживаниях в связи с необоснованным начислением платы за услугу, необходимости в связи с этим обратиться в суд за защитой нарушенных прав, с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 2500 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пахомовой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Экопром» об обязании произвести перерасчет за услугу ненадлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экопром» произвести Пахомовой Н.В. перерасчет услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года на сумму 1 104, 28 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экопром» в пользу Пахомовой Н.В. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, штраф в сумме 2 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Грачева
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2021.