Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2016 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Рыжковой С.Н.,
с участием:
представителя истца К.С.П. – К.А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Васиной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску К.С.П. к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о включении периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
К.С.П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о включении периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж, в котором указано, что, он, К.С.П., принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ после освидетельствования во ВТЭК был признан инвалидом 2-й группы с 80%-й степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварией на Чернобыльской АЭС»; с ДД.ММ.ГГГГ 2-я группа инвалидности с 80% степенью утраты трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ 2-я группа инвалидности с 90% степенью утраты трудоспособности, бессрочно. Работа продолжалась до ДД.ММ.ГГГГ.
С момента установления группы инвалидности ему назначена была и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона РФ N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». C ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости.
При определении ему размера пенсии по старости в общий трудовой стаж работниками Пенсионного фонда не был включен нерабочий период нахождения его на 2-й группе инвалидности периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 6 лет 11 мес. 27 дней ), в связи с чем считает, что размер пенсии установлен в заниженном размере.
При обращении в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края получил отказ во включении в его общий трудовой стаж спорного периода, что повлекло нарушение его прав.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона (куда он относится) гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п.1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 года № 112-ФЗ, которым п.1 ст.29 указанного Закона изложен в новой редакции, действие которой распространено на правоотношения, возникшие после 01.01.2002 года в силу которой предусмотрено, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания ( п.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции от 24.11.1995 № 179-ФЗ) ).
Из раздела III 1.1 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации «О порядке назначения (перерасчета) пенсии гражданам пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РФ от 18.06.1992г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 10.11.1992г. № 1-98-У, следует, что в соответствии с инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 04.08.1988г. № 1-69 И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС», заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.
При назначении ему пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ не был включен в общий трудовой стаж нерабочий период нахождения на инвалидности по 2-й группе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 6 лет 11 мес. 27 дней ), что повлекло заниженный ее размер.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, в которую включаются, в том числе период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило предусмотрено п. «а» ст. 92 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», действующего на момент установления ему впервые инвалидности и до 01.01.2002 года. Статьей 39 этого закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Согласно п.п.9, 10 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 « О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения перерасчета государственных пенсий до дня вступления настоящего закона — 01.01.2002 года. Период пребывания на инвалидности первой и второй группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания, приравнивается к работе на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК, МСЭ причина его инвалидности определялась как увечье, связанное с ЧАЭС. На ЧАЭС он выполнял работы в новых особо вредных условиях труда, не предусмотренные трудовым договором предприятия, на котором трудился, с существенно измененными условиями труда без заключения отдельного договора.
Согласно разъяснению от 27.01.1993 года №1 «О порядке определения размера фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца», утвержденному Постановлением Министерства Труда РФ от 27.01.1993 года, № 9, «Размер фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы определяется Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1», законодателем такие понятия как «инвалидность, полученная вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием» и «инвалидность вследствие военной травмы» признаны равнозначными для включения в общий трудовой стаж при определении расчетного периода пенсии.
На основании изложенного считает, что он недополучает пенсию по вине ответчика, в соответствии с п.2 ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», она должна быть взыскана за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком и выплачивать ее с учетом перерассчитанного после включения периода нахождения на инвалидности в общий стаж работы размера.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, просит суд:
1.Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочубеевском районе Ставропольского края принять к зачету в общий трудовой стаж его, К.С.П. нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 6 лет 11 мес. 27 дней ).
2. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочубеевском районе Ставропольского края произвести перерасчет пенсии по старости ему, К.С.П. с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включения в общий трудовой стаж нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 6 лет 11 мес. 27 дней ) и выплатить задолженность по недополученной пенсии без ограничения времени.
Истец, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известил суд о причине неявки, об отложении слушания не ходатайствовал. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил обязать ГУ УПФ РФ в Кочубеевском районе принять к зачету в общий трудовой стаж К.С.П. нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ГУ УПФ РФ в Кочубеевском районе произвести перерасчет пенсии по старости К.С.П. с ДД.ММ.ГГГГ /даты назначения пенсии по старости/ с учетом включения в общий трудовой стаж нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Васина Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований К.С.П. пояснив, что полностью поддерживает доводы, изложенные в ответе ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району на обращение К.С.П.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье18Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
На основании статьи55Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст.195ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено п. «а» ст.92Закона Российской Федерации № 340-1 от 20 ноября 1990 года « О государственных пенсияхв Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, К.С.П. является инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ после освидетельствования во ВТЭК был признан инвалидом 2-й группы с 80%-й степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварией на Чернобыльской АЭС»; с ДД.ММ.ГГГГ 2-я группа инвалидности с 80% степенью утраты трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ 2-я группа инвалидности с 90% степенью утраты трудоспособности, бессрочно. Работу продолжал до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В судебном заседании установлено, что с момента установления2-й группы инвалидности истцу назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и ст. 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости.
Как следует из исковых требовании, изложенных в исковом заявлении истца и не оспаривается представителями ответчика, при определении размерапенсиипо старостивобщийтрудовойстажне были включены нерабочий период нахождения истцана2-йгруппеинвалидностизапериодвремени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней).
Согласно ответа Управления Пенсионного Фонда Российской федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № К.С.П., после его обращения получил отказовключениив его общийтрудовойстажнерабочего периода нахождения на инвалидности 2-й группы запериодвремени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней).
Истцом заявлены требования обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочубеевском районе Ставропольского края принять к зачету в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности 2-й группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней), произвести перерасчет пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2-й группы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней).
Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и сталинвалидомв результате указанной деятельности, на него распространяются положения Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец относится к категории лиц, поименованных в статье 13 указанного закона.
Материалами дела подтверждается, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,инвалидом 2-йгруппы и получателем выплат в счет возмещения вреда в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.п. 1 и2ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п. 1 ст. 29 вышеназванного закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года № 112-ФЗ, которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие которой распространено на правоотношения, возникшие после 01 января 2002 года.
В силу ст.92Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсияхв Российской Федерации», в общий трудовой стаж включаются наравне с работой,периоды инвалидности I и II групп, вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания. Статьей 39 указанного закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признаетсяинвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что статьи6(ч.2),15(ч. 4),17(ч. 1),18,19и55(ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политикивсферепенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенноеимина основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Кроме того, согласно п.п. 9, 10 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «Отрудовыхпенсияхв Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственныхпенсийдо дня вступления в силу настоящего закона – 01 января 2002 года.Период пребывания на инвалидности1-й и2-й группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК причина инвалидности истца определялась как заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС. В этой связи подлежат удовлетворению исковые требования в части включения в общий стаж нерабочего периода нахождения истца на инвалидности2-йгруппы запериодывремени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней).
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что поскольку пенсия по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС до ДД.ММ.ГГГГ считаласьпенсиейвследствиетрудовогоувечья (профессионального заболевания), требования истца о включении в общий трудовой стаж нерабочего периода пребыванияегонаинвалидности2-йгруппы с времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней) являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено требование обязать УПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края произвести перерасчетпенсиипо старостис ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2-й группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 мес. 26 дней).
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (частьтрудовойпенсиипостарости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионноеобеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Поскольку на день возникновения права на получение пенсии по старости и включения в трудовой стаж истца спорного периодавсе необходимые основания к этому имелись, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии истцу, с даты ее назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К.С.П. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочубеевском районе Ставропольского края принять к зачету в общий трудовой стаж К.С.П. нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочубеевском районе Ставропольского края произвести перерасчет пенсии по старости К.С.П. с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включения в общий трудовой стаж нерабочий период нахождения на инвалидности 2-й группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить задолженность по недополученной пенсии без ограничения времени.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский райсуд в течение месяца с момента вынесения решения.
Председательствующий И.А. Рулев