К делу -2- 828 /2013 года
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего БОРС Х.З.
При секретаре ФИО5
С участием истца-помощника прокурора <адрес> ФИО6
представителя ответчика- администрации МО «<адрес>» ФИО7 по доверенности № от 15.05.13г., представителя ответчика ФИО2 по доверенности серии <адрес>6, реестр № от ДД.ММ.ГГГГ МИШ Ф.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», ФИО2 о признании недействительным постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>», ФИО2 о признании недействительным постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование своих требований истец указал, что постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а. Тахтамукай, <адрес>, общей площадью 38000 кв.м.
Согласно указанному постановлению рассматриваемый земельный участок относится к категории земель земли «населенных пунктов» и предоставляется для сельскохозяйственного производства (кадастровый номер №).
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиками заключен договор аренды № рассматриваемого земельного участка.
Прокурор считает, что данное постановление и договор аренды являются незаконными по следующим основаниям.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.
Решением Совета народных депутатов МО «Тахтамукайское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования изастройки МО «Тахтамукайское сельское поселение».
В соответствии с частями 1, 2 и 6 ст. 30 Градостроительства кодекса РЗ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданияусловий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение утвержденного Правила и градостроительного регламента МО «Тахтамукаиское сельское поселение», рассматриваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах ОДЗ-200. «Общественно деловая зона» и зоне ЖЗ-105 «Зона индивидуальной жилой застройки». Ни в основных, ни в вспомогательных, ни в условных видах разрешенного использования данных территориальных зон не предусмотрена возможность использования рассматриваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При таких обстоятельствах администрация МО «<адрес>» в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ и утвержденных правил землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка при предоставлении его в аренду, что привело к неэффективному использованию земельного участка.
Действия администрации района привело к ограничению конкуренции, связанной с правами неопределенного круга лиц и исключило возможность обратиться с заявлением потенциально заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка в аренду для его использования в соответствии с категорией земельного участка и его целевым назначением.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Согласно ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Незаконность указанного постановления влечет ничтожность сделки, совершенной на его основании в соответствии со ст. 168 ГК РФ.
Просит признать недействительным постановление главы администрации
района № от 22.01.2013.
Признать недействительным договор аренды земельного участка № 29
от 24.01.2013, заключенный между ответчиками и применить последствия
недействительности сделки.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 в полном объеме поддержал заявленные прокуратурой <адрес> исковые требования, и просил их удовлетворить. В отношении заявлений представителей ответчиков о применении последствий пропуска процессуального срока обращения в суд, указал, что не имеет возражений против применения последствий пропуска срока, оспаривания постановления главы администрации МО «<адрес>».
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО8 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявления отказать. В подтверждение своей позиции пояснила суду, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а. Тахтамукай, <адрес>, общей площадью 38000 кв.м. был сформирован и предоставлен в аренду ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ.
На момент формирования земельного участка администрация МО «Тахтамукайское сельское поселение» в установленный законом десяти дневный срок не был предоставлен в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Тахтамукайского сельского поселения. В связи, с чем администрация МО «<адрес>» не обладала достоверными сведениями об отнесении земельных участков территориальным зонам в соответствии с градостроительными регламентами.
Считает, что доводы прокурора об отнесении земельного участка к двум территориальным зонам являются предположительными и основаны на визуальном видении участка на кадастровой карте.
Также она указала, что прокурором <адрес> пропущен 3-х месячный срок оспаривания ненормативно-правового акта, что является основанием для отказа в удовлетворении требований. Просила применить срок исковой давности.
Представитель ответчика ФИО2 - Миш Ф.Д. исковые требования также не признала, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своих доводов указала, что прокурор, обратившись с указанным иском, обязан представить суду доказательства того, что вынесением обжалуемого постановления и заключением договора аренды, нарушены интересы неопределенного круга лиц.
Считает, что нарушений интересов неопределенного круг не имело места, так как ФИО2 в установленном законном порядке обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ были проведены работы по формированию земельного участка. О намерении администрации МО «<адрес>» предоставить земельный участок было проведено информирование населения путем опубликования информационного сообщения в районной газете «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ №60.
Таким образом, тот неопределенный круг лиц, права которых нарушены с точки зрения прокурора, имели возможность и право обратиться в течение месяца для предоставления земельного участка.
Тот факт, что разрешенный вид указан иной, чем значится в Правилах землепользования и застройки МО «<адрес>» не может расценен как нарушение чьих-либо прав, поскольку в соответствии со статьями 37 и 38 Градостроительного кодекса РФ, лица обладающие правами на земельные участки вправе осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Кроме этого, в соответствии с ч.8 ст. 36 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, она считает, что иск прокурора не может расцениваться как поданный в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы прокурора о том, что администрация МО «<адрес>» в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ и утвержденных правил землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка при предоставлении в аренду, что привело к его неэффективному использованию, считает несостоятельными и подлежащими критической оценке.
Считает, что истцом не доказано наличие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта, и в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Учитывая, что нарушений при вынесении указанного постановления не установлено, договор аренды не может быть признан недействительным (ничтожным) так как не имеется для этого правовых оснований.
Просит о применении сроков исковой давности к признанию ненормативно -правового акта недействительным, поскольку согласно ч. 2 ст. 256 ГПК РФ прокурор пропустил трехмесячный срок обращения в суд.
Суд, выслушав помощника прокурора ФИО6, представителей ответчиков, исследовав и оценив материалы дела, считает требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.
Конституции Российской Федерации гарантирует всем равенство перед законом \ Часть 1 статьи 46\.
Конституции Российской Федерации (статья 35) гарантирует законом охрану права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1), и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах \ пункт 3 статьи 129 ГК РФ\.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации \статья 15 ЗК ПРФ\.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. \часть ст.218 Гражданского Кодекса РФ\.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящихся в муниципальной собственности муниципального района в силу пункта 3 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с частью 2 статьей 11 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 34 ЗК РФ:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает
заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения муниципального района \пункт 15 ФЗ 131-ФЗ\.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из указанной нормы следует, что основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух условий - несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
Согласно разъяснения п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта, либо решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ входящий № ФИО2 обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3800 кв.м., расположенного по адресу: а. Тахтамукай, <адрес> для сельскохозяйственного производства (овощеводства).
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» направила руководителю отдела капитального строительства, архитектуры и градостроительства «<адрес>» ФИО9 заявление ФИО2 и указала о необходимости изготовления на топографической основе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установления границ земельного участка на местности.
ДД.ММ.ГГГГ отделом капитального строительства, архитектуры и градостроительства «<адрес>» изготовлена схема и согласована с его руководителем.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» разместила в газете «Согласие» № информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка и наличием только одного заявления администрация МО «<адрес>» вынесла постановление №1854, которым утвердила схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 38000 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес>, а. Тахтамукай, <адрес> для сельскохозяйственного производства (овощеводства).
ДД.ММ.ГГГГ филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» выдан кадастровый паспорт земельного участка № и земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. В кадастровом паспорте указано категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: 2 для сельскохозяйственного производства(овощеводства), кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением кадастрового учета и получением кадастрового паспорта земельного участка администрацией МО «<адрес>» вынесено постановление № согласно которого ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок площадью 38000 кв.м. относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес>, а. Тахтамукай, <адрес> для сельскохозяйственного производства (овощеводства).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Администрацией МО «<адрес>» заключен договор аренды земельного участка №29. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация договора аренды в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, запись регистрации №.
Как установлено по делу, спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, поэтому постановления изданы надлежащим полномочным органом, имеющим право на распоряжение муниципальной собственностью.
Порядок предоставления гражданину земельного участка со стороны органа местного самоуправления был соблюден: участок был сформирован администрацией МО «<адрес>», утверждена схема его расположения, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка площадь земельного участка 3800 кв. метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование- для сельскохозяйственного производства (овощеводства), местоположение РА, <адрес>, а. Тахтамукай, <адрес>, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу статьи 3 ФЗ «О государственном кадастровом учете объектов недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии со статьей 5 частью 1 ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован надлежащим образом, что подтверждается материалами кадастрового дела объекта недвижимости, споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется, что подтверждается Актом согласования.
Доводы прокурора о том, что администрация МО «<адрес>» в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ и утвержденных правил землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка, не соответствующий утвержденным Правилам и градостроительному регламенту МО «Тахтамукайское сельское поселение» суд считает не состоятельным по следующим причинам:
Из материалов дела следует, что решением Совета народных депутатов МО «Тахтамукайское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение», в которых содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон N 221-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267, которым определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства).
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 данного Федерального закона сведения.
В статье 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 11 названного положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Согласно части 2 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного указанным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 618, в процессе информационного взаимодействия документы предоставляются в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования.
Предоставление документов на бумажных носителях допускалось до установления Министерством экономического развития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде (до 08.02.2012).
Министерством экономического развития Российской Федерации принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости».
Как следует, из ответа директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы администрации МО «<адрес>», представленного ответчиком суду, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах населенных пунктов <адрес>, сведения о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не внесены.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя администрации МО «<адрес>» о том, что при формировании земельного участка администрация не имела возможности с определенной точностью и достоверностью установить место расположение земельного участка в установленной градостроительным регламентом территориальной зоне и определить вид разрешенного использования, так как администрация МО «Тахтамукайское сельское поселение» до настоящего времени не представила в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон.
При отсутствии в органе кадастрового учета границ территориальных зон с указанием видов разрешенного использования земельного участка, администрация в стадии разработки и формирования земельного участка, определении местоположения границ земельного участка, исходя из требований ст. 85 ЗК РФ, указывающего, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки сельскохозяйственного использования и при отсутствии возможности получения достоверной информации из органа кадастрового учета об отнесении участка к определенной территориальной зоне правомерно установила вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства(овощеводства).
Представленный истцом чертеж градостроительного плана земельного участка из публичной кадастровой карты не является бесспорным доказательством нахождения земельного участка в территориальной зонах -жилой и общественно-деловой, так как границы зон с его координатами не внесены в государственный кадастровый учет, иных доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка в выше указанных зонах в нарушение ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлено.
Оснований для признания постановления недействительным в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ не имеется, так как муниципальный правовой акт не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Утверждения прокурора о нарушении интересов неопределенного круга лиц, так как действия администрации района привели к ограничению конкуренции связанной с правами неопределенного круга лиц и исключило возможность обратиться с заявлением потенциально заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка в аренду для его использования в соответствии с категорией земельного участка и его целевым назначением также нельзя признать обоснованным.
В судебном заседании установлено, что после обращения ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию МО «<адрес>» в соответствии со ст. 34 ЗК РФ были проведены работы по формированию земельного участка.
Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении администрацией МО «<адрес>» земельного участка по адресу а. Тахтамукай, <адрес> опубликовано в районной газете «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ №60. В сообщении указано, что в течение месяца принимаются заявления о предоставлении земельного участка.
Все заинтересованные лица, имеющие намерение в получении земельного участка в аренду имели возможность и право обратиться в течение месяца в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка и претендовать на него наравне с ФИО2
Категория земельного участка определена как земли населенных пунктов, прокурор принадлежность земельного участка к указанной категории не оспаривает и подтвердил в суде.
Нарушением прав с точки зрения истца является указание в постановлении разрешенного вида земельного участка, противоречащего градостроительным регламентам установленными Правилами землепользования и застройки МО «<адрес>».
По мнению суда, процедура предоставления земельного участка, предусмотренная земельным законодательством администрацией МО «<адрес>» была соблюдена, препятствий к свободному доступу на право получения земельного участка независимо от его категории и вида разрешенного использования, имели все заинтересованные лица.
В случае предоставления земельного участка с разрешенным видом использования не соответствующего градостроительным регламентом, лица обладающие правами на земельные участки обладали правом осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, градостроительным регламентом согласно требованиям ст.ст. 37 и 38 Градостроительного кодекса РФ и статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ от 29.12.2004)
Кроме этого, в соответствии с ч.8 ст. 36 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Суду не представлено доказательств, что использование земельного участка для сельскохозяйственного производства(овощеводства) опасно для жизни или здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Помощник прокурора ФИО6 в судебном заседании не представил суду доказательств нарушения интересов неопределенного круга лиц или возможность такого нарушения в будущем при вынесении муниципальным органом ненормативно-правового акта. Утверждения прокурора основаны лишь на предположениях, а не на фактических обстоятельствах, которые привели или могли привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с ч.1, 2 ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления.
Как следует из материалов дела постановление главы администрация МО «<адрес>» № о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка по адресу а. Тахтамукай, <адрес> вынесено ДД.ММ.ГГГГ года.
Заявление о признании указанного ненормативно-правового акта подано прокурором <адрес>- ДД.ММ.ГГГГ года.
Представители ответчиков, полагая, что заявление подано с пропуском установленного ст. 256 ГПК РФ срока, просили отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом подачи заявления о признании постановления недействительным.
Помощник прокурора согласился с доводами представителей ответчиков и не возражал к применению срока исковой давности. Ходатайства о восстановлении срока не заявил, более того, согласился с заявленным ходатайством, но полагал, что суд по своему усмотрению может не согласиться с заявлением и не применять последствия пропуска срока обращения в суд в связи с оспариванием ненормативно-правового акта.
При таких обстоятельствах, а также учитывая согласие истца на пропуск срока подачи заявления, принимая во внимание, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворений требований, суд считает обоснованным отказать в удовлетворении требований о признании постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с пропуском срока подачи заявления, то есть применить последствия пропуска срока обращения в суд.
Согласно статьи 166 ГК РФ сделка недействительна лишь по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом \оспоримая сделка\ или вне зависимости от такого признания \ ничтожная сделка \.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке статья 167 ГК РФ\.
Единственным доводом прокурора <адрес>, которая указана в исковом заявлении, это незаконность постановления, которая влечет ничтожность сделки, совершенной на его основании.
В силу изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении требований прокурора о признании недействительным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ отказать в связи с его необоснованностью заявленных требований и пропуском срока подачи заявления, то суд не находит оснований для признания недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 и применении последствий недействительности сделки.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», ФИО2 о признании недействительным постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 и применении последствия недействительности сделки - отказать в связи с необоснованностью заявленных требований и пропуском процессуального срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФИО3 Х.З. БОРС