Решение по делу № 2-812/2013 ~ М-798/2013 от 05.08.2013

Дело №2-812/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Няндома 12 августа 2013 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием заместителя прокурора Няндомского района Кочкина Д.В.,

представителя Няндомской территориальной избирательной комиссии Батищевой Е.А.,

при секретаре Яковлевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» в лице председателя Тяникова Олега Александровича об оспаривании постановления Няндомской территориальной избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район»,

У С Т А Н О В И Л :

Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» (далее – АРО ВПП «Аграрная партия России») в лице председателя Тяников О.А. обратилось в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Няндомской территориальной избирательной комиссии (далее – НТИК) об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

В обоснование заявления указал, что постановлением НТИК от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва ввиду отсутствия в Уставе ВПП «Аграрная партия России» пункта, напрямую позволяющего региональному отделению партии выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления. Законом «О политических партиях» предусмотрено, что политические партии свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Одним из направлений деятельности партии является выдвижение партиями на государственные и муниципальные выборы своих кандидатов. Самостоятельными правомочиями партии, которые она вправе осуществлять самостоятельно и по своему усмотрению, является участие в выборах и создание местных отделений. Неосуществление партией одного правомочия (создание местных отделений) не может вести к прекращению другого – участия в выборах. Просит обязать НТИК зарегистрировать списки кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва.

Заявитель председатель АРО ВПП «Аграрная партия России» Тяников О.А. в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица НТИК Батищева Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на заявление. Дополнительно суду пояснила, что Уставом ВПП «Аграрная партия России» не предусмотрено право региональных отделений партии участвовать в выборах на муниципальном уровне, выдвигать списки кандидатов в органы местного самоуправления. В полномочиях Совета регионального отделения не указано право данного органа выдвигать список кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, в связи с чем ссылка в представленном решении Правления центрального Совета политической партии «Об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в 2013 году» на п.8.3.4.1 Устава как основание для выдвижения списка кандидатов Советом регионального отделения не свидетельствует о соблюдении порядка выдвижения списков кандидатов. Кроме того, в п.п.6.4-6.6 Устава, определяющих полномочия Центрального Совета, Правления Центрального Совета и Центрального Совета или его Правления соответственно, указанные органы не наделены полномочиями делегировать какому-либо другому органу, а равно структурному подразделению партии, право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Кроме того, из Устава партии следует, что в качестве избирательного объединения, выдвигающего список кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва на единому избирательному округу должно выступать местное отделение ВПП «Аграрная партия России», созданное на территории МО «Няндомский муниципальный район», а органом, уполномоченным принимать решение о выдвижении такого списка должна выступать конференция (общее собрание) данного местного отделения. По данным Управления Министерства юстиции по Архангельской области и НАО на территории Няндомского района местное отделение ВПП «Аграрная партия России» не создано. Таким образом, право регионального и иного структурного подразделения политической партии принимать участие в выборах должно быть прямо предусмотрено уставом политической партии. Избирательным объединением АРО ВПП «Аграрная партия России» не соблюден порядок выдвижения списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва по единому избирательному округу. Просила отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, заслушав мнение заместителя прокурора Няндомского района Кочкина Д.В., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В судебном заседании установлено, что постановлением НТИК от ДД.ММ.ГГГГ избирательному объединению АРО ВПП «Аграрная партия России» отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва по единому избирательному округу на основании п.14 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», п.7 ст.40 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».

Из данного постановления следует, что согласно п.9.2.2 Устава ВПП «Аграрная партия России» конференция (общее собрание) местного отделения вправе вносить предложения по кандидатурам в состав вышестоящих партийных выборных органов, а также для выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления. в соответствии с п.8.3.4.1 Устава Совет регионального отделения ВПП «Аграрная партия России» не вправе выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Из заключения рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что порядок выдвижения списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва избирательным объединением не соответствует требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О политических партиях», Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», избирательным объединением не выполнены требования п.2 ст.25 Федерального закона «О политических партиях», что в соответствии с п.14 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.7 ст.40 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» является основанием для отказа в заверении списка кандидатов.

Из решения Правления Центрального Совета ВПП «Аграрная партия России» «Об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в 2013 году» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно п.8.3.4.1 Устава ВПП «Аграрная партия России» субъектом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов, глав муниципальных образований, является Совет регионального отделения.

Согласно решению Правления Центрального Совета ВПП «Аграрная партия России» «О мерах по реализации правомочий ВПП «Аграрная партия России» участвовать в выборах депутатов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.6.5.1 Устава и на основании Федерального закона «О политических партиях» в случае, если не создано местное отделение, что порождает пробел в Уставе, влекущий за собой невозможность участия АПР в выборах в органы местного самоуправления, в связи с отсутствием в Уставе такого правомочия у иных структурных подразделений, кроме местных отделений АПР, определить, что выдвижение в органы местного самоуправления осуществляется советами региональных отделений АПР.

Как следует из оспариваемого постановления НТИК, подтверждения о приеме документов для выдвижения кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Правления Центрального Совета ВПП «Аграрная партия России» «О мерах по реализации правомочий ВПП «Аграрная партия России» участвовать в выборах депутатов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ в НТИК представлено не было.

Из протокола заседания Совета АРО ВПП АПР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии со ст.38 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» и на основании протокола счетной комиссии заседания Совета АРО ВПП АПР о результатах тайного голосования решено выдвинуть кандидатов в депутаты Собрания депутаты МО «Няндомский муниципальный район».

Согласно п.п.1, 3 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (далее – Закон №67-ФЗ) в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 1.1 ст.35 Закона №67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

Перечень документов, необходимых для представления в избирательную комиссию муниципального образования при выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком определен в п. 5.1 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».

Пунктом 5.2 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в п. 5.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подп. 1 и 3 - 7 п. 5.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п. 7 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в настоящем законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, исходя из указанных норм федерального и областного законодательства НТИК, являющаяся избирательной комиссией МО «Няндомский муниципальный район», организующая выборы в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого созыва, уполномочена на принятие решений об отказе в заверении списков кандидатов, представленных избирательным объединением, при несоблюдении требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании изложенного, суд не принимает во внимание довод, изложенный в заявлении, о наличии у избирательной комиссии лишь организационно-технических функций в отношении проводимых выборов на муниципальном уровне, поскольку данное опровергается приведенными правовыми нормами.

Согласно пп. 25 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательное объединение – это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Статьей 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности органов местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах.

В соответствии с п. 7.1 Устава Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» организационную структуру Аграрной партии России составляют первичные, местные, региональные отделения.

Структурные подразделения руководствуются и действуют на основании Устава, Программы Аграрной партии России и решений руководящих органов Аграрной партии России.

Согласно п. 8.1 Устава высшим руководящим органом регионального отделения является конференция или общее собрание членов Аграрной партии России, состоящих в данном региональном отделении. Пунктом 8.1.1 Устава определено, что руководящими органами регионального отделения являются совет регионального отделения, избираемый конференцией (общим собранием), и его правление.

Полномочия конференции регионального отделения определены в п. 8.2.5 Устава, совета регионального отделения – в п. 8.3.4 Устава соответственно.

Согласно п. 8.3.4.1 Устава совет регионального отделения правомочен принимать решения о выдвижении от регионального отделения кандидатов в депутаты муниципальных законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации на дополнительных и повторных выборах, об исключении выдвинутых от регионального отделения зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в муниципальные органы государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение избирательного законодательства, а также за действия, дискредитирующие Аграрную партию России.

При этом раздел 8 Устава, регулирующий вопросы организации и вопросы ведения региональных отделений политической партии, не содержит указания на то, что региональное отделение вправе участвовать в выборах на муниципальном уровне, выдвигать списки кандидатов в органы местного самоуправления на выборах.

В то же время возможность принятия решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления предусмотрена для местного отделения политической партии в лице конференции (общего собрания) абзацем 4 пункта 9.2 Устава партии.

Поскольку избирательным объединением, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район», выступило именно АРО ВПП «Аграрная партия России», зарегистрированное в установленном порядке, но не имеющее полномочий на участие в выборах в силу положений Устава партии, избирательной комиссией правомерно принято решение об отказе в заверении списка кандидатов в связи с нарушением порядка выдвижения списка.

Суд полагает, что данное полномочие, делегированное совету регионального отделения решением Правления Центрального Совета Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» от ДД.ММ.ГГГГ об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в ДД.ММ.ГГГГ году, не свидетельствует о соблюдении порядка выдвижения списка кандидатов.

Пунктом 3 указанного решения установлено, что согласно п. 8.3.4.1 Устава партии субъектом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов, глав муниципальных образований, является Совет регионального отделения. При этом указанный пункт Устава не предусматривает право совета регионального отделения на выдвижение списков кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципальных образований, что имеет место в данном случае.

Иных документов, подтверждающих право регионального отделения на участие в выборах на муниципальном уровне, в избирательную комиссию до принятия ею решений об отказе в заверении списка представлено не было.

Доказательств того, что решение Правления Центрального Совета Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» от ДД.ММ.ГГГГ. которое представлено заявителем лишь в суд, представлялось в НТИК вместе с документами при подаче списка кандидатов ДД.ММ.ГГГГ или позднее, но до принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, заявителем не представлено. Оценка указанному документу избирательной комиссией не давалась, решение принималось на основании представленных избирательным объединением документов.

С учетом прямого действия п. 2 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», предусматривающего, что региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии вправе принимать участие в выборах в случаях, предусмотренных уставом политической партии, а также с учетом отсутствия в Уставе партии положений о предоставлении региональным отделениям права на участие в выборах на муниципальном уровне, устранение «пробела» в Уставе партии путем принятия Правлением Центрального Совета Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» решения о наделении такими полномочиями региональных отделений не может быть признано обоснованным.

Высшим руководящим органом партии в силу п. 6.1 Устава партии является Съезд, именно к его исключительной компетенции относится принятие Устава и внесение в него изменений, дополнений (п. 6.2.6 Устава).

К полномочиям Правления Центрального Совета Всероссийской политической партии «Аграрная партия России», установленным п. 6.5.1 Устава, не отнесено решение вопросов о выдвижении списков кандидатов в органы муниципальной власти (за исключением списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в федеральные или региональные органы государственной власти Российской Федерации), и более того, о передаче полномочий по участию в выборах муниципального уровня иным лицам и структурным подразделениям.

Также суд учитывает, что в силу прямого указания федерального закона (ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях») решение о выдвижении списков кандидатов в депутаты региональными отделениями может быть принято лишь на конференции или общем собрании регионального отделения, но не на ином органе, в частности совете.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных избирательным объединением документов в избирательную комиссию у избирательной комиссии имелись достаточные основания для отказа в заверении списков кандидатов, представленным АРО ВПП «Аграрная партия России».

Поскольку отказ НТИК заверить списки кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» пятого сохыва, выдвинутых избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Аграрная партия России», является законным, заявление Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» не подлежит удовлетворению.

Оспариваемым решением заявителю отказано в заверении списков кандидатов, в связи с чем требование о возложении обязанности зарегистрировать списки кандидатов, также не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным выше, а также в связи с тем, что решение об отказе в регистрации в установленном законом порядке избирательной комиссией не принималось.

Поскольку при обращении в суд заявителем не была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, она подлежит взысканию с Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» в доход бюджета МО «Няндомский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» в лице председателя Тяникова Олега Александровича об оспаривании постановления Няндомской территориальной избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» отказать.

Взыскать с Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Апелляционная жалоба и апелляционное представление могут быть поданы через Няндомский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.Н. Воропаев

2-812/2013 ~ М-798/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
председатель Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» Тяников Олег Александрович
Другие
Няндомская территориальная избирательная комиссия
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Воропаев Е.Н.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
05.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2013Передача материалов судье
05.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2013Судебное заседание
13.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее