УИД 10RS0011-01-2021-005769-81
(№5-3164/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «СКАН», ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «СКАН» по контролю выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также выполнения в установленный срок предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, по месту фактического осуществления юридическим лицом деятельности по адресу: <адрес>, выявлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ООО «СКАН» не обеспечило выполнение в полном объеме требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с предписанием от 23.04.2020, а именно: обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным пребыванием людей (диспетчерская, комната отдыха слесарей) не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха также отсутствует).
В судебном заседании защитник ООО «СКАН» К., действующая на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что предписание административного органа носило рекомендательный характер, выявленные нарушения устранены до составления протокола об административном правонарушении, полагала возможным прекращение дела в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения либо назначение наказания в виде предупреждения в связи с тем, что ООО «СКАН» внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия В., действующая по доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Согласно пункту 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).
В силу пункта 3 вышеуказанного постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить, в том числе, ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе больных с признаками ОРВИ (пункт 3.3); соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4); обязательное ношение масок всеми работниками (пункт 3.5); незамедлительную изоляцию лиц с признаками ОРВИ, передачу сведений о заболевших в обслуживающую поликлинику, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления среди сотрудников больного симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в том числе проведение заключительной дезинфекции (пункт 3.7).
В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКАН» предписывалось разработать план профилактических и противоэпидемиологических мероприятий на объекте и обеспечить его исполнение в ежедневном режиме, в том числе, включающий мероприятия по обеззараживанию воздуха помещений. Об организации и проведении мероприятий необходимо было сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания. Вышеуказанное предписание было получено ООО «СКАН» ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на предписание ООО «СКАН» представлен план профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, утвержденный руководителем юридического лица ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ согласованной с прокуратурой Республики Карелия внеплановой выездной проверки в отношении ООО «СКАН» на объекте по адресу: Республики <адрес>, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия установлено, что обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным пребыванием людей (диспетчерская, комната отдыха слесарей) не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха отсутствует).
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; обращением З..; мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №№ от ДД.ММ.ГГГГ; решением прокуратуры Республики Карелия о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписями; актом проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об организации противоэпидемиологических мероприятий, ответом ООО «СКАН» от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «СКАН» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «СКАН» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения предписания, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исполнению предписания, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «СКАН» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Установка облучателей в местах постоянного пребывания людей (диспетчерской и комнате отдыха) ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведенной проверки, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Ответственность за указанное деяние, имеющее формальный состав, наступает независимо от наличия либо отсутствия общественно опасных последствий. В вину ООО «СКАН» вменено невыполнение в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в установленный срок санитарно-эпидемиологических мероприятий.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит устранение нарушений (добровольное исполнение предписания об устранении выявленного нарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении). Отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции и введением с 12.02.2020 на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия, кроме того, принимает во внимание сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и летальных исходов, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении ООО «СКАН» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание значительный размер минимального штрафа, установленный законом, уплата которого может привести к неплатежеспособности юридического лица, судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ООО «СКАН» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Наказание в виде штрафа в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, основания для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют в виду наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «СКАН» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Реквизиты для оплаты штрафа: казначейский счет для учета и распределения поступлений: 03100643000000010600, единый казначейский счет 40102810945370000073, в Отделение–НБ Республика Карелия//УФК по Республике Карелия, г.Петрозаводск. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140, УИН (назначение платежа) 14104100002300041507, постановление №5-3164/2021.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В. Нуриева