Решение по делу № 2-590/2015 ~ М-523/2015 от 14.07.2015

Дело № 2-590/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 04 августа 2015 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Фуртовой И.С.,

при секретаре Родичевой И.В.,

с участием прокурора Абращенко М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Локтевского района в интересах МСВ к МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» о признании незаконным действий по начислению зарплаты, обязании произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

В Локтевский районный суд обратился прокурор Локтевского района в защиту интересов МСВ к МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» о признании незаконным действий по начислению зарплаты, обязании произвести перерасчет.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка по коллективному заявлению сотрудников МБУ «СК г. Горняка» о нарушениях, допускаемых работодателем при начислении заработной платы. МСВ в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности уборщицы служебных помещений МБУ «СК г. Горняка».

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.

В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не мог быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 года размер оплаты труда установлен в размере 5965 рублей в месяц.

В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров СССР от 05 августа 1971 года №553 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири», для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены и принятым во исполнение его совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года №325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Согласно названным нормативным актам районный коэффициент в Алтайском крае с 01 января 1972 года составляет 1,15.

Постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 разъяснено, что коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно – климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 07 октября 2011 г. №3-В1-31 указал, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2013 №93-КГПР13-2).

В нарушение приведенных норм действующего законодательства начисление заработной платы производилось в размере оклада с начислением на него районного коэффициента, то есть районный коэффициент начислялся не на заработную плату в размере МРОТ, а на оклад, меньший по размеру.

Предусмотренное ст.45 ГПК РФ право прокурора на обращение в суд в интересах граждан, при наличии обращения о защите трудовых прав по сути является правовым средством, обеспечивающим реализацию указанных конституционных прав. В связи с указанным, прокурор обращается в суд за защитой трудовых прав материального истца.

Просит признать действия МБУ «СК г. Горняка» по начислению и выплате заработной платы МСВ без учета районного коэффициента в размере 15 % незаконными. Обязать МБУ «СК г. Горняка» произвести перерасчет заработной платы МСВ за период с 1 января 2015 года до дня вынесения настоящего решения путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15 %. Обязать МБУ «СК г. Горняка» начислять МСВ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15 %.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Абращенко М.Е. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

Истец МСВ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что заявленные требования прокурора поддерживает полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБУ «СК г. Горняка», третьего лица Администрации города Горняка Локтевского района в судебное заседание не явились, были надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, уважительности причин неявки суду не представили.

Судом с учетом мнения стороны истца определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснение прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, как по отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников отдельных категорий.

Согласно ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившего норму труда должна быть начислена заработная плата в размере не менее МРОТ, и дополнительно производится оплата за работу в условиях отклоняющихся от нормальных.

Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Секретариата Совета профессиональных союзов Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 17 августа 1971 г. N 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районных Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для Алтайского края установлен районный коэффициент 1,15.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при начислении и выплате заработной платы истцу работодатель, исходя из указанных требований трудового законодательства, должен производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ. Трудовым кодексом Российской Федерации также не предусмотрен предельный размер заработка, на который начисляется районный коэффициент.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона 01.12.2014 N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 в размере 5965 рублей.

Материалами дела установлено, что МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» является юридическим лицом – муниципальным бюджетным учреждением.

МСВ состоит в трудовых отношениях с МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности сторожа, должностной оклад установлен <данные изъяты> в месяц.

Заработная плата ей начисляется исходя из оклада, размер которого составляет <данные изъяты> рубль, районный коэффициент в размере 15% и стимулирующие выплаты до минимального размера оплаты труда, таким образом, размер начисленной заработной платы истцу с учетом всех указанных надбавок в том числе и районного коэффициента, при полностью отработанной норме рабочего времени составляет <данные изъяты> рублей, что подтверждается ведомостями по заработной плате.

В силу положений ст.316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и РФ, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст.423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они ему не противоречат.

Районный коэффициент в Алтайском крае с 01 января 1972 года составляет 1,15. Соответственно, исходя из приведенных выше норм действующего трудового законодательства, размер заработной платы истца должен быть не менее 6387,10 рублей в месяц, с учетом начисления районного коэффициента на МРОТ. Поскольку при разрешении спора установлено, что начисление и выплата МСВ заработной платы за спорный период производились неверно, суд приходит к выводу о том, что право МСВ на получение заработной платы с начислением районного коэффициента нарушено, и недоначисленная и невыплаченная ему заработная плата подлежит взысканию с ответчика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования Локтевский район Алтайского края.

Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования прокурора в интересах МСВ - удовлетворить.

Признать действия МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» по начислению и выплате заработной платы МСВ без учета районного коэффициента в размере 15 % незаконными.

Обязать МБУ «СК г. Горняка» произвести перерасчет заработной платы МСВ за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения настоящего решения путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15 %.

Обязать МБУ «СК г. Горняка» начислять МСВ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15 %.

Взыскать с МБУ «Спортивный комплекс г. Горняка» в доход бюджета муниципального образования Локтевский район Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.С. Фуртова

КОПИЯ ВЕРНА

Решение вступило в законную силу 05 сентября 2015 года.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

И.о. председателя суда Н.В. Девятко

2-590/2015 ~ М-523/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михалева Светлана Владимировна
прокурор Локтевского района
Ответчики
МБУ "СК г. Горняка"
Другие
Администрация г. Горняка
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Судья
Фуртова И.С.
Дело на странице суда
loktevsky--alt.sudrf.ru
14.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2015Передача материалов судье
17.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2015Судебное заседание
04.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.08.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.08.2015Судебное заседание
01.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.12.2015Дело оформлено
06.05.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее