Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1070/2018 по иску Ткаченко Владимира Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ( ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России) о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязать установить инвалидность,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязать установить инвалидность, указав, что 29.05.2018, экспертным составом № 4 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Министерства труда и социальной защиты России», по результатам очной медико-социальной экспертизы, в отношении него, было вынесено решение об отказе установлении инвалидности. С данным решением он не согласен по следующим основаниям. Начиная с 2016 года, истец постоянно наблюдается у нейрохирурга по причине наличия Остеохондроза L отдела позвоночника, наличия грыж в замыкательных пластинах LI, L3, L4, L5 корешковый синдром стеноз позвоночного канала. На протяжении всего этого времени, истец проходит лечение и обследования в различных медицинских учреждениях Самарской области. Но результатам лечения, нейрохирургом ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» рекомендовано направление на ВК для решения вопроса об медико-социальной экспертизе на предмет установления инвалидности. Однако по результатам БМСЭ № 11 от 28.04.2018, в установлении инвалидности отказано. Истец не согласившись с данным заключением ходатайствовал о повторной экспертизе. Экспертный состав № 4 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Самарской области Министерства труда России» в своем заключении от 29.05.2018 также отказал в установлении инвалидности. Состояние здоровья Ткаченко В.В. постоянно ухудшается, ему необходимо лечение и социальная защита. Для восстановления здоровья необходима разработка индивидуальной программы реабилитации, которой в настоящее время истец лишен. Наличие имеющихся у истца заболеваний, прямо указывает на нетрудоспособность и наличие инвалидности. Таким образом, при проведении медико-социальных экспертиз, экспертами-специалистами не была учтена клиническая картина заболеваний Истца, стабильно ухудшающееся с каждым годом его состояние здоровья, что привело к принятию незаконных заключений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать недействительным решение экспертного состава №4 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Министерства труда России от 29.05.2018, установить ему. группу инвалидности.
В судебном заседании истец и его представитель Брюханов А.О.поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» по доверенности Кудрявцева Н.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.04.2018 Ткаченко В.В. впервые обратился в бюро МСЭ № 11 с заявлением с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, представив необходимые медицинские документы.
По изученным медицинским документам и данным осмотра, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в соответствии с пунктом 13.3.1.1. приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015г. № 1024н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», врачи по МСЭ бюро МСЭ № 11 установили, что у Ткаченко Владимира Владимировича имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций в размере 10 %, которые при благоприятном трудовом, клиническом и реабилитационном прогнозе, удовлетворительном реабилитационном потенциале не приводят к ограничению категорий жизнедеятельности и не требуют мер социальной защиты и не являются основанием для установления группы инвалидности по диагнозу: «Дорсопатия. Межпозвонковый остеохондроз, спондилоартроз, спондилез поясничного отдела позвоночника. Грыжи Шморля L1,L3, L4. грыжи м/п дисков L3-L4, L4-L5, L5-S1. Стойкий незначительный вертеброгенный болевой синдром. Стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций». В установлении инвалидности Ткаченко В.В. отказано.
Не согласившись с принятым решением, Ткаченко В.В. обратился с жалобой и был освидетельствован экспертами ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области». По результатам освидетельствования, решение от 28.04.2018г., вынесенное врачами бюро Медико-социальной экспертизы № 11, было оставлено без изменения. У Ткаченко В.В. выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций в размере 10%, незначительные нарушения функций сердечно-сосудистой системы и функций обмена веществ и метаболизма, которые при благоприятном трудовом, клиническом и реабилитационном прогнозе, удовлетворительном реабилитационном потенциале не приводят к ограничению категорий жизнедеятельности и не требуют мер социальной защиты и не являются основанием для установления группы инвалидности.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Ткаченко В.В. обратился в суд с данным иском.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно ст.60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца назначена судебная медико-социальная экспертиза на предмет обоснованности выводов освидетельствования в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области экспертный состав №4 об отсутствии оснований для установления инвалидности.
Согласно заключению заочной судебно-медицинской экспертизы, выполненному ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии», выводы при освидетельствовании Ткаченко В.В. в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области экспертный состав №4 об отсутствии оснований для установления инвалидности (акт медико-социальной экспертизы №484.104.Э.63/2018 от 29.05.2018) сделаны обоснованно.
( л.д.46-52 т.1).Таким образом, правильность решений бюро МСЭ № 11 от 28.04.2018 и № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 29.05.2018 подтверждены экспертным заключением медико-социальной экспертизы, проведенной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии».
Указанное заключение экспертизы выполнено с соблюдение норм и требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.
Суд признает допустимым и достоверным доказательством экспертное заключение, выполненное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии». Эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, имеют высшее медицинское образование, соответствующую специализацию, стаж работы, являются врачами по медико-социальной экспертизе, компетентны и отвечают требованиям к экспертам, уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Выводы экспертов мотивированы и основываются на результатах проведенных исследований, объективность которых не вызывает сомнений.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы истца о том, что указанная экспертиза проведена заочно, без участия истца, тогда как в случае очной экспертизы ее выводы возможно были бы иные, являются предположительными и основанием для назначения повторной экспертизы не являются (статья 87 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Истец сам ходатайствовал о проведения экспертизы в условиях заочного освидетельствования, по медицинским документам. Эксперты не пришли к выводу о необходимости для проведения экспертизы освидетельствовать истца лично, сомнения в достоверности выводов первичной экспертизы с учетом сведений медицинских документов, представленных для проведения экспертизы, у экспертов не возникли.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в признании истца инвалидом осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки ее состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено.
С учетом изложенного, требования истца о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязать установить инвалидность, взыскании неполученных денежных средств и судебных расходов, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ( ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.