Дело № 2-242/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Нижний Цасучей 22 мая 2014 года
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Жамбаловой Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Т.А., Белокрылова Ю.П., Прокофьевой Н.А. к МБОУ «Красноималкинская ООШ», Администрации МР «Ононский район», Министерству по делам образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с вышеназванными исками к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Красномалкинская ООШ»), указывая, что они работают у ответчика в должности уборщика служебных помещений: Жалсанова А.М. 05.04.2011 г., Жукова В.Н. с 17.07.2007 г., Абросимова Т.А. с 07.09.2011 г., дворника: Белокрылов Ю.П. с 01.08.2012 г., Прокофьева Н.А. с 20.07.2012 г.. Размер заработной платы Жалсановой А.М. с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года составлял 5554 рублей и включая в себя оклад 1816 руб., районный коэффициент 40% 799,04 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% 599,28 руб., и доплату до МРОТ 2154,08 руб. Размер заработной платы Жуковой В.Н. с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года составлял 5716,16 рублей и включая в себя оклад 1816 руб., районный коэффициент 40% 799,04 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% 599,28 руб., и доплату до МРОТ 2154, 08 руб.. Размер заработной платы Абросимовой Т.А. с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года составлял 5554 рублей и включая в себя оклад 1816 руб., районный коэффициент 40% 799,04 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% 599,28 руб., и доплату до МРОТ 2154,08 руб.. Размер заработной платы Белокрылова Ю.П. с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года составлял 2777 рублей и включая в себя оклад 908 руб., районный коэффициент 40% 363,20 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% 272,40 руб., и доплату до 1231,40 руб.. Размер заработной платы Прокофьевой Н.А. с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года составлял 2775 рублей и включая в себя оклад 908 руб., районный коэффициент 40% 383,20 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% 272,40 руб., доплату до МРОТ 1231,40 руб.. Истцы полагают, что включение компенсационных выплат, а именно районного и процентной надбавки в размер их заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает их трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Компенсационные выплаты и доплаты должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равный МРОТ, а не применяться как средство доведения заработной платы до МРОТ, поскольку являются одним из видов государственных гарантий. Истцы указывают, что с 01.01.2014 года МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Следовательно общий размер заработной платы с учетом районного коэффициента (40%) и северной надбавки (30%) должен составлять 9441,80 рублей. В связи с изложенным, истцы просят взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: Жалсанова А.М. с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г. в размере 11 502, 28 рублей, Жукова В.Н. с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г. в размере 11 435,64 рублей, Абросимова Т.А. с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г. в размере 11 657,80 рублей, Белокрылов Ю.П. с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г. в размере 5828,90 рублей, прокофьева Н.А. с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 г. в размере 5828,90 рублей. Кроме того, истцы Жалсанова А.М., Жукова В.Н., Абросимова Т.А., Белокрылов Ю.П., Прокофьева Н.А. просят обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки.
Определениями суда от 14 апреля 2014 года гражданские дела по искам Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Т.А., Белокрылова Ю.П., Прокофьевой Н.А. к МБОУ «Красноималкинская ООШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы объединены в одно производство, 14 апреля 2014 года по инициативе суда привлечен к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Забайкальского края.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Гурулева Л.В. требования поддержала по доводам изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Просила производить начисления заработной платы в соответствии с требованиями закона с момента обращения в суд с 01.04.2014г.
Представители ответчиков Администрации МР «Ононский район», Министерства по делам образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, МБОУ «Красноималкинская ООШ», Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили суду отзывы на исковые требования, согласно которых с исковыми требованиями не согласны.
Суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав представителя истцов по доверенности, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истцы находятся в трудовых отношениях с МБОУ «Красноималкинская ООШ»: Жалсанова А.М. с 05.04.2011 г. работает в должности уборщицы служебных помещений, Жукова В.Н. с 17.07.2007 г. работает в должности уборщицы служебных помещений, Абросимова Т.А. с 07.09.2011 г. работает в должности уборщицы помещений, Белокрылов Ю.П. с 01.08.2012 г. работает в должности дворника, Прокофьевой Н.А. с 20.07.2012 г. работает в должности дворника.
Из материалов дела следует, что при полностью отработанной норме часов размер заработной платы истцов: Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Т.А., Белокрылова Ю.П., Прокофьевой Н.А. в январе 2014 года, феврале 2014 года и марте 2014 года с учетом районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент 30%), без учета премии был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации в спорный период (с 1 января 2014 года 5554 рубля).
Вместе с тем, согласно представленным материалам, Жалсанова А.М. в январе, феврале, марте 2014 года полностью отработал норму часов, ее заработная плата составила в январе 2014 года – 5550 рублей, феврале 2014г. – 5550 рублей, марте 2014г. – 5331,85 рублей и состояла из оклада 1816 руб., доплаты до МРОТ 2154,08 руб., районного коэффициента (40%) 799,04 руб., процентной надбавки (30%) 599,28 руб., за отсутствие канализации 181,60 руб.
Жукова В.Н. в январе, феврале, марте 2014 года полностью отработала норму часов, ее заработная плата составила в январе 2014 г. - 5550 рублей, феврале 2014г. - 5550 рублей, марте 2014г. – 5776,16 рублей и состояла из оклада 1816 руб., районного коэффициента (40%) 799,04 руб., процентной надбавки за непрерывный стаж работы 30% 599,28 руб., доплаты до МРОТ – 2154,08 руб., за отсутствие канализации 181, 60 руб.
Абросимова Т.А. в январе, феврале, марте 2014 года полностью отработала норму часов ее заработная плата составила в январе 2014 г. -5550 рублей, в феврале 2014 г. -5550 рублей, марте 2014 г. – 5554 рублей и состояла из оклада 1816 руб., районного коэффициента (40%) 799,04 руб., процентной надбавки за непрерывный стаж работы 30% 599,28 руб., доплаты до МРОТ – 2154,08 руб., за отсутствие канализации – 181,60 руб.
Белокрылов Ю.П. в январе, феврале, марте 2014 года полностью отработал норму часов по ставке 0,5% и его заработная плата составила в январе 2014 г. – 2775 рублей, феврале 2014 г. – 2775 рублей, марте 2014 г. – 2777 рублей и состояла из оклада 908 руб., районного коэффициента (40%) – 363,20 руб., процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) – 272,40 руб., доплаты до МРОТ – 1231,40 руб.
Прокофьева Н.А. в январе, феврале, марте 2014 года полностью отработала норму часов и ее заработная плата по ставке 0,5% составила в январе 2014 г. – 2775 рублей, феврале 2014 г. – 2775 рублей, марте 2014 г. – 2777 рублей и состояла из оклада 908 руб., районного коэффициента (40%) – 363,20 руб., процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) – 272,40 руб., доплаты до МРОТ – 1231,40 руб.
Таким образом, заработная плата истцов без учёта повышающих коэффициентов в виде районного коэффициента и надбавки за стаж работы, составляла менее установленного минимального размера оплаты труда.
Доводы истцов, что размер их заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные и стимулирующие выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, то есть все доплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент) должны производиться на размер оплаты труда, который не может быть менее установленного МРОТ, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года – 5205 рублей, с 1 января 2014 года – 5554 рубля).
Согласно абзаца 12 статьи 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Администрация района не отрицает факт того, что является учредителем МБОУ «Красноималкинская ООШ».
Согласно ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Порядок финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций закреплен в Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.99).
В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 N 36 утвержден Порядок расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях (далее – Порядок).
Как следует из указанного выше Порядка, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для реализации основных общеобразовательных программ, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с установленными нормативами. (п. 2). Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. (п. 3). Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять календарных дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. (п. 4).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцов, как работников общеобразовательного учреждения, в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
Следовательно, МБОУ «Красноималкинская ООШ», администрация муниципального района «Ононский район», Министерство финансов Забайкальского края и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края являются надлежащими ответчиками по делу.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, так как в данном случае это не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из норм ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности сторон. По общему правилу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Статьей 57 ГПК РФ именно на стороны возложена обязанность по представлению доказательств.
Согласно представленных истцами расчетов, следует учитывать МРОТ, установленный федеральным законом РФ с 1 января 2014 года - 5554 рубля. Таким образом, размер заработной платы истцов за январь 2014 года - 9441,80 рублей (5554+(5554х70%). Заработная плата истцов Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Т.А., Белокрылова Ю.П., Прокофьевой Н.А. за январь 2014г. – февраль 2014 г. - март 2014 г. при полностью отработанной норме часов была меньше указанных сумм, следовательно, работодателем истцам в данные периоды недоплачивалась заработная плата.
Суммы расчётов, указанные истцами суд находит арифметически верными и обоснованными.
Поскольку действиями ответчика по начислению и выплате истцу заработной платы в суммах, указанных истцом, нарушает его право на гарантированный каждому работнику определенный размер заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, суд считает необходимым обязать МБОУ «Красноималскинская ООШ» начиная с 01 апреля 2014 года производить начисление заработной платы истцам при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Согласно п. 8 ст. 33.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Т.А., Белокрылова Ю.П., Прокофьевой Н.А. удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ:
- в пользу Жалсановой А.М. за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 11 502 рубля 28 копеек;
- в пользу Жуковой В.Н. за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 11 435 рублей 64 копейки;
- в пользу Абросимовой Т.А. за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 11 657 рублей 80 копеек;
- в пользу Белокрылова Ю.П. за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 5828 рублей 90 копеек;
- в пользу Прокофьевой Н.А. за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2014 года недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 5828 рублей 90 копеек.
Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета Забайкальского края.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» начиная с 01 апреля 2014 года производить начисление заработной платы Жалсановой А.М., Жуковой В.Н., Абросимовой Н.А., Белокрылову Ю.П., Прокофьевой Н.А. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в размере 1587 рублей 61 копейка.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.
Судья А.А. Недзельский
Решение в законную силу не вступило 26.05.2014 г.