Решение по делу № 2-178/2018 ~ М-121/2018 от 25.04.2018

Дело № 2-178/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Гайны                                                                                  23 мая 2018 год

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,

с участием истца – Анфаловой А.А.,

представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального района – Алейниковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по исковому заявлению Анфаловой Анны Андреевны к администрации Гайнского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании отказа в оформлении и выдаче государственного сертификата незаконным и обязании Министерства строительства и архитектуры Пермского края выдать государственный жилищный сертификат,

у с т а н о в и л:

    Анфалова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании отказа в оформлении и выдаче государственного сертификата незаконным и обязании Министерства строительства и архитектуры Пермского края выдать государственный жилищный сертификат. Требования истицы мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на получение жилищной субсидии вместе с членами своей семьи: дочерью - ФИО3. В 2015 году добавились членами семьи: дочь - ФИО1, внук - ФИО2 (признан членом семьи в судебном порядке). В январе 2018 года ее уведомили в устной форме о том, что ей необходимо собрать недостающие документы для получения государственного жилищного сертификата на 2018 год. Необходимые документы ею были собраны и переданы специалисту администрации Гайнского муниципального района, после чего учетное дело направлено для проверки в Министерство строительства и архитектуры Пермского края. В марте 2018 года она получила письменный отказ в выдаче сертификата в связи с тем, что у ее дочери ФИО1 в собственности имелась квартира. С данным решением Министерства строительства и архитектуры не согласна, так как дочь ФИО1 распорядилась квартирой до того, как стала на учет в качестве члена ее семьи. Просит суд признать незаконным решение о снятии ее с учета для получения жилищной субсидии гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, обязать Министерство строительства и архитектуры Пермского края восстановить ее и членов ее семьи в ту очередь инвалидов, в которой она стояла с 2007 года и выдать жилищный государственный сертификат для улучшения жилищных условий в 2018 году.

        В судебном заседании истец Анфалова А.А. заявленные исковые требования поддержала полностью, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель ответчика – администрации Гайнского муниципального района Алейникова Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Кривоносов П.Д., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв.

Из отзыва следует, что Министерство считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Анфалова А.А. была включена администрацией в список граждан по <адрес>, изъявивших желание получить сертификат в 2018 году, в связи с чем она была включена в сводный список получателей сертификатов в 2018 году. Министерством осуществлена проверка ее учетного дела, по итогам которой, принято решение об отказе в оформлении и выдаче сертификата, исключении из сводного списка граждан - получателей сертификатов в 2018 году по <адрес>. В ходе проверки учетного дела Анфаловой А.А. было выявлено, что она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий ДД.ММ.ГГГГ. Ее дочь ФИО1 была включена в качестве члена семьи Анфаловой А.А. после постановки на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало жилое помещение, находящееся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (<адрес>). Таким образом, при подаче заявлений Анфалова А.А. знала об условиях предоставления жилищной субсидии, в том числе об условии отсутствия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. То есть ею и членом ее семьи были совершены действия по сокрытию сведений об изменении условий, в результате чего исчезли основания для признания Анфаловой А.А., имеющей право на получение жилищной субсидии.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика - администрации Гайнского муниципального района, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Статья 1 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 (ред. от 22.12.2017) «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует вывод о том, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий. С учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременной социальной выплаты.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона № 125-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

В соответствии с пп. «в, д» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, либо приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в силу п. 22 вышеприведенного Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Анфалова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и состояла в очереди как лицо, имеющее право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по категории «инвалиды». На дату подачи заявления в качестве члена ее семьи была указана дочь ФИО3.

Дочь истца, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности имела жилое помещение, находящееся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по адресу: <адрес>. После продажи указанного жилого помещения, только в 2015 году, ФИО1 была включена в качестве члена семьи Анфаловой А.А. по заявлению Анфаловой А.А.

Установив вышеизложенные обстоятельства, и принимая во внимание, что истица стояла в очереди на получение жилищного сертификата с 2007 г., ее дочь ФИО1, включена в состав семьи в 2015 году, суд приходит к выводу, что Анфалова А.А. не обязана была сообщать в администрацию Гайнского района Пермского края сведения о том, что перед признанием в качестве члена семьи истца ФИО1, у последней имелось в собственности жилое помещение за пределами районов, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку продажа квартиры предшествовала признанию членом семьи, в связи с чем, оснований полагать, что участником программы Анфаловой А.А. были совершены действия по сокрытию сведений об изменении условий, у суда не имеется.

Таким образом, указание на то, что Анфалова А.А. не исполнила свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжала состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата, в связи с чем, данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия Анфаловой А.А. с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера, суд находит неправомерным.

Кроме того, после отчуждения жилья, принадлежащего ФИО1 (дочери истицы), рассмотрение вопроса о ее (ФИО1) постановке в качестве члена семьи Анфаловой А.А. на учет претендующих на получение социальных выплат подлежал рассмотрению в общем порядке с соблюдением требований ст. 53 ЖК РФ - не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в данном случае - не ранее 2013 г.), что и было сделано.

Учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Анфаловой А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Анфаловой Анны Андреевны удовлетворить.

Признать решение Министерства строительства и архитектуры Пермского края об отказе Анфаловой А.А. в выдаче государственного сертификата в 2018 году и об исключении Анфаловой А.А. из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 году по Пермскому краю незаконным.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Пермского края выдать Анфаловой Анне Андреевне государственный жилищный сертификат.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.

           Председательствующий:                                     Е.Н. Зубова

2-178/2018 ~ М-121/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анфалова Анна Андреевна
Ответчики
Администрация Гайнского района
Другие
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Суд
Гайнский районный суд Пермского края
Судья
Зубова Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
gaynsky--perm.sudrf.ru
25.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2018Дело оформлено
11.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее