Дело №33-462/2020 (№ 2-128/2019)
Судья Панова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Смирновой М.А. при секретаре Абузовой А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 января 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края на решение Александровского городского суда Пермского края от 10 апреля 2019 года, которым с учетом определения суда об устранении описки от 19 сентября 2019 года, постановлено:
Иск прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативными требованиями, удовлетворить.
Обязать администрацию Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края привести детские игровые площадки, расположенные возле домов по адресам: п. Яйва - ул.6 Пятилетки, 16; ул. Парковая, 2,4; ул. Парковая, 5; ул. Парковая, 8; ул. Заводская, 32; в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а именно установить информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефон (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; восстановить лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок; устранить дефекты обработки на деревянной поверхности каруселей и скамеек на детских игровых площадках (множественные сколы, отщепы, отломанные части древесной поверхности); устранить деформирование сидений каруселей, зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка; демонтировать разрушенные скамейки и остатки металлического основания, выступающие из поверхности земли на площадках, установив ответчику срок для исполнения до 01.09.2019 года.
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности привести детские игровые площадки, расположенные возле домов по адресам: п п.Яйва - ул.6 Пятилетки, 16; ул.Парковая, 2,4; ул.Парковая, 5; ул.Парковая, 8; ул.Заводская, 32, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а именно: установить информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефон (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; восстановить лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок; устранить дефекты обработки на деревянной поверхности каруселей и скамеек на детских игровых площадках (множественные сколы, отщепы, отломанные части древесной поверхности); устранить деформирование сидений качелей, зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка; демонтировать разрушенные качели и остатки металлического основания, выступающие из поверхности земли на площадках, установив ответчику срок для исполнения 01.09.2019 года.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья при устройстве и содержании детских игровых площадок, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере законодательства. Возле домов, расположенных по адресам: п.Яйва - ул.6 Пятилетки, 16; ул.Парковая, 2,4; ул.Парковая, 5; ул.Парковая, 8; ул.Заводская, 32; расположены детские площадки. Управление указанными домами осуществляет МУП «Управдом». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 года №182-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт РФ – ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования». В соответствии с п.6.2 указанного ГОСТа контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Прокуратурой города осуществлен осмотр оборудования указанных детских игровых площадок, в ходе которых выявлен ряд нарушений требований ГОСТ Р 52301-2013, Р52169-2012. Пунктом 7.5 ГОСТ 52301-2013 предусмотрено, что для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при использовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Проверкой установлено, что информационная безопасность на указанных детских площадках не обеспечена, поскольку предусмотренные ГОСТ информационные таблички (доски) отсутствуют. В соответствии с п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок имеет множественные отслоения. Согласно п.4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.д.). Однако при визуальном осмотре оборудования выявлены дефекты элементов оборудования из древесины. В соответствии с п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012 подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка. В силу п.4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012 не допускаются застревания ног или ступней ребенка в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций, по которым дети могут бегать или взбираться. В ходе проверки установлено, что сиденья каруселей деформированы, имеют зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка, в результате чего создается травмоопасная ситуация при использовании их детьми. Пунктом 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012 не допускается наличие элементов оборудования с острыми концами или кромками. Проверкой выявлено наличие разрушенных скамеек, остатки металлического основания выступают их поверхности земли. В соответствии с п. 7.7 ГОСТ Р 52169-2012 предусмотрено, что неисправости оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. Несоблюдение указанных нормативно – правовых актов в части оборужования детских площадок приводят к нарушению конституционного права граждан на охрану здоровья, и создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, пользующихся оборудованием детской игровой площадки. Земельные площадки под указанными игровыми площадками не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, в связи с чем, обязанность по содержанию указанных объектов благоустройства, расположенных на земельных участках, собственник которых не определен, с силу закона должны быть возложены на администрацию поселения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края просит об отмене постановленного судом решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что само по себе то обстоятельство, что границы земельных участков под многоквартирными домами не сформированы не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по содержанию имущества, расположенного на этих участках. Полагает, что такая обязанность лежит на собственниках многоквартирных домов и соответствующих управляющих компаниях. Указывает также на то, что спорные детские площадки не относятся к местам массового отдыха, не являются муниципальной собственностью, не подлежат включению в соответствующий реестр муниципального имущества. Обязанности по принятию в свою собственность бесхозяйных вещей на орган местного самоуправления не возложено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Александровска, МУП «Управдом» полагают решение суда законным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагала решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В соответствии с п.7.5 ГОСТ 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования, утвержденного Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст, для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В соответствии с п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов).
Согласно п. 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов "стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
В соответствии с п.п.4.3.18, 4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012 подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка; не допускаются застревания ног или ступней ребенка: в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций, по которым дети могут бегать или взбираться; в опорах для ног, стойках перил и т.п.
Согласно п. 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012 наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Согласно п. 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012 наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается.
Согласно п. 6.6, 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Ремонтные работы включают замену крепежных деталей, сварку, замену частей оборудования, замену структурных элементов оборудования (п. 19 ГОСТ Р 52301-2013).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что прокуратурой г.Александровска по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья при устройстве и содержании детских игровых площадок, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере законодательства, а именно: на территории детских игровых площадок, расположенных возле домов, расположенных по адресам: п.Яйва - ул.6 Пятилетки, 16; ул.Парковая, 2,4; ул.Парковая, 5; ул.Парковая, 8; ул.Заводская, 32, а именно: отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при использовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, что является нарушением пункта 7.5 ГОСТа 52301-2013; лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок имеет множественные отслоения, что является нарушением пункта 4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012; выявлены дефекты элементов оборудования из древесины, чем нарушен п.4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012; сиденья каруселей деформированы, имеют зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка, в результате чего создается травмоопасная ситуация при использовании их детьми, чем нарушены п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012, п.4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012; выявлено наличие разрушенных скамеек, остатки металлического основания выступают их поверхности земли, чем нарушен п.4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012.
Размер и границы земельных участков, занимаемых спорными детскими игровыми площадками, многоквартирными домами, в установленном порядке не определены, межевание земельных участков, на которых расположены спорные детские игровые площадки, не проведено, на государственный учет не поставлены.
Установив и оценив данные обстоятельства в соответствие с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст.36, 39, 44, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что размер и границы земельных участков, занимаемых спорными детскими игровыми площадками, в установленном порядке не определены, межевание земельных участков, на которых расположены спорные детские игровые площадки не соответствующие указанным требования ГОСТа, не проведено, на государственный учет не поставлены, доказательств передачи спорных детских площадок в ведение иных лиц не имеется, спорные детские площадки находятся на территории Яйвинского городского поселения, в связи с чем обязанность по их содержанию и приведению в соответствие с нормативными требованиями должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131 ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (ст. 14 ч. 1 п. п. 3, 15, 19, 30 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с п.п.15 п.1 ст.6 Устава Яйвинского городского поселения, принятого Решением Думы Яйвинского городского поселения от 28.11.2005 N 19, к вопросам местного значения относятся, в том числе создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с п.п.7 п.2 ст. 45. Устава Правила благоустройства территории Яйвинского городского поселения могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
Учитывая во взаимосвязи указанные нормы, фактические обстоятельства, установленные судом первой инстанции, судебная коллегия соглашается с решением суда об удовлетворении требований к администрации п.Яйва.
Доводы жалобы о том, что обязанность по содержанию спорных площадок не может быть возложена на ответчика только в силу того, что земельные участки под жилыми домами не поставлены на учет, не могут быть приняты судебной коллегией.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка и определение соответствующей управляющей организации обязанной поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
В данном же случае, как следует из материалов дела, земельные участки под многоквартирными домами, рядом с которыми расположены спорные детские площадки, на государственный кадастровый учет не поставлены, границы их не определены.
С учетом того, что детские площадки расположены на территории между домами по адресу: п. Яйва - ул.6 Пятилетки, 16; ул.Парковая, 2,4; ул.Парковая, 5; ул.Парковая, 8; ул.Заводская, 32, и иными многоквартирными домами п. Яйва в отсутствие сведений о границах участков невозможно определить конкретный многоквартирный дом, к которому эти площадки относятся и соответствующую управляющую организацию.
Исходя из размещения детских площадок на территории между несколькими многоквартирными домами, очевидно, что они относятся местам отдыха неопределённого круга лиц.
Кроме того, согласно Правил внешнего благоустройства территории Яйвинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Яйвинского городского поселения 21.02.2007 №11, ответственность за содержание в технически исправном состоянии детских площадок, расположенных на земельных участках, предназначенных для эксплуатации многоквартирных домов и поставленных на государственный кадастровый учет, несут собственники помещений в многоквартирных домах (абз.6 пункта 1 статьи 7.2).
Таким образом, нормативным актом представительного органа местного самоуправления обязанность собственников по содержанию детских площадок связана с фактом установления границ участка многоквартирного дома.
Поскольку в настоящем случае границы участков домов, рядом с которыми размещены детские площадки не определены, обязанность по их содержанию у собственников помещений дома и соответствующей управляющей компании, которой собственниками поручено содержание общего имущества, не возникла, суд обоснованно возложил такую обязанность на ответчика, как на уполномоченный орган местного самоуправления.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Пермского края от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: