Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-268/2017 ~ М-1076/2016 от 30.12.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2017 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Медведевой С.Л.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Ганцевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-268/17 по административному исковому заявлениюзакрытого <данные изъяты> о признании недействующим в части Решения Совета депутатов городского округа Королёв Московской области № 233/42 от 6 апреля 2016 года «Об утверждении Схемы нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу»

установил:

Советом депутатов городского округа Королев Московской области 6 апреля 2016 года принято Решение № 233/42 «Об утверждении Схемы нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу» (далее-Решение об утверждении схемы НТО, подлежащих демонтажу).

Названное Решение об утверждении схемы НТО, подлежащих демонтажу, было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Спутник» специальный выпуск №6 от 21 апреля 2016 года и на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области www.korolev.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 7 сентября 2016 года № 277/54 внесены изменения в Схему нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу, утвержденную Советом депутатов городского округа Королев Московской области 6 апреля 2016 года Решением № 233/42, исключены строки 5,12.22,239,240,242,243 (л.д. 158 т.7). Указанное решение было размещено в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области www.korolev.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Внесенными изменениями оспариваемое административными истцами Решение об утверждении схемы НТО, подлежащих демонтажу, в отношении закрытого <данные изъяты> не претерпело изменений, вопрос о правах и обязанностях административных истцом указанными изменениями не разрешался.

Полагая, что включением в Схему размещения нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу, (далее - Схема НТО, подлежащих демонтажу) на территории городского округа Королёв Московской области, принадлежащих <данные изъяты> нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: <данные изъяты>, и, принадлежащего <данные изъяты> на праве собственности объекта недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты>, нарушается право указанных лиц (далее - административные истцы) на осуществление предпринимательской деятельности, <данные изъяты> обратились в Королевский городской суд Московской области с административными исковыми заявлениями об оспаривании Решения об утверждении схемы НТО, подлежащих демонтажу, в части включения указанных выше нестационарных торговых объектов в Схему НТО на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу.

Определением Королевского городского суда Московской области от 12 сентября 2016 года производство по административному делу по административному иску <данные изъяты> прекращено с указанием на то, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде (л.д. 163-166 т.7).

Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года определение Королевского городского суда Московской области от 12 сентября 2016 года отменено и дело в отношении указанных административный истцов направлено на рассмотрение в Московский областной суд (л.д. 216-218 т.7).

Определением судьи Московского областного суда от 10 января 2017 года административное дело в части требований <данные изъяты> принято к производству Московского областного суда (л.д. 220 т.7)

В судебном заседании представитель административных истцов просил об удовлетворении административных исков, ссылаясь на то, что объект недвижимости, принадлежащий административному истцу <данные изъяты> является объектом капитального типа. Данное обстоятельство подтверждено представленными в дело доказательствами, в частности, свидетельством о регистрации права собственности на хозяйственное строение от 1 октября 2014 года, заключением специалиста, согласно которому торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой имеет признаки капитального строительства, а также размещение указанного объекта соответствует градостроительным, строительным правилам и нормативам.

Принадлежащие <данные изъяты> нестационарные торговые объекты размещены на земельных участках, предоставленных административному истцу администрацией г. Королева до утверждения оспариваемой схемы в аренду.

По мнению представителя административных истцов, указанные торговые объекты не могли быть включены в Схему НТО на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу. Представлены письменные объяснения (л.д. 62-69 т.7).

Представители Совета депутатов городского округа Королев Московской области и заинтересованного лица администрации городского округа Королев Московской области просили в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что Схема НТО, подлежащих демонтажу, утверждена в полном соответствии с законом Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Представлены письменные возражения (л.д.244-252 т.7)

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> принадлежит нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <данные изъяты> расположенный на земельном участке, предоставленном на основании договора аренды от 29 мая 2013 года сроком до 21 мая 2018 года под размещение двух временных торговых павильонов в комплексе с автобусной остановкой.

<данные изъяты> принадлежат нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: <данные изъяты>. НТО расположены на земельных участках, предоставленных <данные изъяты> на основании договоров аренды от 27 марта 2009 года и 30 июня 2010 года, с условием размещения на земельных участках временных торговых павильонов и временных торговых киосков.

6 апреля 2016 года Советом депутатов городского округа Королев Московской области принято Решение № 233/42 «Об утверждении Схемы нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу», об отмене которого в указанной выше части просят административные истцы.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы

и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Из положений пункта 3 статьи 52 Устава городского округа Королёв Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Королёв Московской области от 26.11.2014 № 51/8 (с последующими изменениями и дополнениями), решения Совета депутатов городского округа Королёв Московской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу с момента их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, вышеуказанное решение принято Советом депутатов городского округа Королёв Московской области в пределах своей компетенции и обнародовано с соблюдением установленного порядка.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании части 3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ и статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.

В соответствии с законом Московской области от 30 декабря 2014 года №191/2014- 03 «О благоустройстве в Московской области» и распоряжением Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 1 июля 2015 года № 143-РВ «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Королев Московской области» установка некапитальных сооружений допускается с разрешения и в порядке, установленном органом местного самоуправления Администрацией городского округа Королев Московской области.

Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области № 32-Р предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам. Разработка схемы осуществляется в целях создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области; достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом нормативов, установленных Правительством Московской области; формирования современной торговой инфраструктуры; оказания мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе осуществляющим деятельность на территории Московской области.

При разработке схемы учитываются обеспечение беспрепятственного развития улично-дорожной сети; обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов; специализация нестационарного торгового объекта; обеспечение соответствия деятельности нестационарных торговых объектов санитарным, противопожарным, экологическим требованиям, правилам продажи отдельных видов товаров, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей.

Не допускается размещение нестационарных торговых объектов в полосах отвода автомобильных дорог; ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов; на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах нженерных сетей и коммуникаци; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).

Принятым Советом депутатов городского округа Королев Московской области 16 декабря 2015 года Решением № 189/33 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королёв Московской области» принадлежащие административным истцам НТО в схему размещения НТО с приложением адресных ориентиров размещения площадок под НТО, не включены. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно представленным административным ответчиком актам о проведении инвентаризации мест размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, ситуационных планов, фотоматериалов по каждому из объектов, принадлежащих административным истцам, нестационарные торговые объекты истцов размещены в нарушение Закона Московской области «О благоустройстве в Московской области», пункта 7.23 «СНиП 2,07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на коммуникациях и инженерных сетях, а также ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (л.д. 244-267 т.7).

В частности, торговый павильон по адресу: <данные изъяты>, принадлежащий <данные изъяты> и по адресу: <данные изъяты> принадлежащий <данные изъяты> совмещены с автобусной остановкой (л.д. 244-249 т.7).

Киоски, расположенные по адресам: <данные изъяты>, принадлежащие <данные изъяты>», совмещены с автобусной остановкой, а также расположены в охранной зоне инженерных сетей (л.д. 250-252, 259-261 т.7).

Киоски, расположенные по адресам: <данные изъяты>, принадлежащие <данные изъяты> размещены ближе 20 м от фасада здания (л.д. 253-255, 265-267 т.7).

Киоски, расположенные по адресам: <данные изъяты>, принадлежащие <данные изъяты> размещены в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций (л.д. 256-258, 262-264 т.7).

Суд полагает, что административным ответчиком представлены доказательства размещения принадлежащих административным истцам нестационарных торговых объектов с нарушением норм и правил, предусмотренных Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области № 32-Р и у административного ответчика имелись основания для включения указанных объектов в Схему НТО, подлежащих демонтажу.

Доводы представителя административного истца о том, что принадлежащий <данные изъяты>» на зарегистрированном праве собственности торговый павильон по адресу: <данные изъяты>, не подлежал включению в Схему НТО, подлежащих демонтажу, основан на неправильном толковании законов, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из договора аренды от 29 мая 2013 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов был предоставлен административному истцу под размещение двух временных торговых павильонов в комплексе с автобусной остановкой (л.д. 36 т.2).

Согласно свидетельству о регистрации права от 1 октября 2014 года, за административным истцом на основании договора аренды земельного участка от 29 мая 2013 года зарегистрировано право собственности на хозяйственное строение, назначение-нежилое, 1-этажный, общей площадью 60 кв.м.(л.д. 42 т.2).

В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суть которого сводится к тому, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

Органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Как следует из пункта 23 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» регистрация права собственности на указанные объекты не препятствует признанию построек самовольными и их сносу.

Судом бесспорно установлено, разрешение на строительство хозяйственной постройки, встроенной в остановку по ул. Исаева, 1В в г. Королеве административному истцу не выдавалось, да и не могло быть выдано. В соответствии со стандартом отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года № ИС-460-Р, не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых объектов. Кроме того, следует отметить, что административным истцом зарегистрировано право на вспомогательный хозяйственный объект, целевое использование которого в силу его нахождения на остановке не представляется понять.

Доводы представителя административных истцом о том, что в результате включения принадлежащих им НТО в Схему размещения НТО, подлежащих демонтажу, они лишились права на осуществление хозяйственной и предпринимательской деятельности, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно пунктам 3.1; 3.3; 3,6 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 2 июня 2014 года № 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Конкурс проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на право размещения нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой. Специализация нестационарного торгового объекта является существенным условием договора.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 16 декабря 2015 года № 189/33 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королёв Московской области» проводятся конкурсы на право размещения нестационарных торговых объектов со специализацией торговой деятельности. Административные истцы не лишены права на участие в таких конкурсах.

С учетом выводов, содержащихся в настоящем решении, оснований для удовлетворения административного иска закрытого <данные изъяты>» не имеется.

руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление <данные изъяты> о признании недействующим в части Решения Совета депутатов городского округа Королёв Московской области № 233/42 от 6 апреля 2016 года «Об утверждении Схемы нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу» в части включения в Схему нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области, подлежащих демонтажу, принадлежащего закрытому акционерному обществу «ГрандСтройИнвест» на праве собственности объекта недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и принадлежащих <данные изъяты>» нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья Л.И. Ракунова

Мотивированное решение составлено 6 марта 2017 года.


3а-268/2017 ~ М-1076/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "ФЛЭШ"
Ответчики
Совет депутатов г. Королева МО
Другие
Грищенко А.Н.
Суд
Московский областной суд
Судья
Ракунова Л.И.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
30.12.2016Регистрация административного искового заявления
09.01.2017Передача материалов судье
10.01.2017Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2017Предварительное судебное заседание
09.02.2017Предварительное судебное заседание
02.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее